DOI 10.51634/2307-5201_2022_3_33
УДК 341.1/8
ГРНТИ 10.87.75
Волынская О.А.,
к.ю.н., LL.M,
доцент кафедры экономики и управления в космической отрасли
факультета космических исследований
МГУ имени М.В. Ломоносова,
академик Российской академии космонавтики
имени К.Э. Циолковского
(г. Москва, Россия),
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Частный бизнес сегодня определяет курс развития мировой космонавтики. Успехи частных космических компаний по всему миру показывают, что государство и независимые предприниматели могут эффективно взаимодействовать и вместе добиваться значительных результатов, которые отвечают интересам обеих сторон. Создание понятных и предсказуемых правовых условий является принципиальным условием такого государственно-частного сотрудничества. Цель настоящего исследования – определить международно-правовые рамки частной космической деятельности и выявить основные неурегулированные проблемы общего характера и присущие конкретным направлениям такой деятельности. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительно-правовой и историко-правовой методы). Проблематика международно-правового регулирования частной космической деятельности практически не исследована в русскоязычной правовой литературе, что обусловливает научную новизну данной работы.
Основные выводы статьи: 1) международное космическое право задаёт общие рамки регулирования любых направлений космической деятельности, в том числе негосударственной; 2) разработка новых юридически обязательных норм по космосу маловероятна, поэтому основным инструментом решения возникающих или усугубляющихся правовых проблем видятся универсальные международные нормы рекомендательного характера, которым государства придают обязательность путём их имплементации в своё законодательство; 3) существование и постоянное развитие чётких международных и национальных правовых рамок гарантирует регулятивную предсказуемость, прозрачность и упорядоченность, что безусловно соответствует интересам государств и частных инвесторов.
Ключевые слова: Договор по космосу, долгосрочная устойчивость, космос, космическая деятельность, космические ресурсы, космическое право, лицензирование, «новый космос», регистрация космических объектов, управление космическим движением.
Введение
Космос незримо и неосознанно для большинства людей присутствует в повседневной жизни. Мобильная связь, интернет, спутниковое телевидение, навигация, банковские операции, телемедицина, образование и множество других сфер сегодня функционируют и развиваются благодаря спутниковым технологиям.
Возможности космической деятельности становятся всё более привлекательными для частного бизнеса. Регулярные туристические полёты в космос, промышленное освоение ценных ресурсов вне Земли, лунные и марсианские поселения уже не кажутся утопией. Благодаря своим успехам частные компании оказывают всё большее влияние на космическую политику государств. Борьба за первенство любыми средствами ради национального престижа сменяется прагматичным курсом на завоевание мировых рынков.
Эта тенденция имеет важнейшее значение для международного космического права (МКП). Изначально создававшееся государствами и преимущественно для государств, сегодня МКП вынуждено меняться с учётом потребностей мировой экономики и интересов частного сектора. Перед современным космическим правом стоит непростая задача: найти баланс интересов государств и бизнеса, стимулировать развитие космической деятельности, обеспечивая при этом её долгосрочную устойчивость.
Основные положения
Настоящая статья представляет общий обзор международно-правового регулирования частной космической деятельности. Исследуются несовершенства действующего международного космического права и механизмы урегулирования новых правовых проблем. Освещаются примеры частных космических программ, успешная реализация которых стала возможной благодаря поддержке государств и созданию ими необходимых правовых условий.
Материалы и методы
В статье проводится анализ норм основных международных договоров по космосу, положений космического законодательства отдельных государств, официальных документов ряда международных органов и организаций применительно к частной космической деятельности. Изучаются практические примеры коммерческих программ и инициатив по исследованию и использованию космоса. Также приводится обзор мнений российских и зарубежных специалистов по международному космическому праву относительно ключевых правовых проблем, которые возникают или усугубляются по мере развития новых направлений и видов космической деятельности частных лиц.
Результаты и обсуждение
1. «Новый космос» новые задачи
В самом начале XXI века мировая космонавтика ступила на путь развития так называемого «нового космоса»: частные игроки, преуспевшие в цифровой экономике, заинтересовались космическими возможностями и рискнули вложить собственные капиталы в амбициозные проекты. США, Япония, отдельные государства-члены ЕС, Европейское космическое агентство и другие весомые участники космической деятельности увидели в этой тенденции возможность заказывать у частного сектора конкретные услуги на более выгодных условиях, чем если бы те же услуги оказывались в рамках традиционных отраслевых механизмов. Заказчики, в свою очередь, оказались готовы поддерживать негосударственных исполнителей не только финансово, но и создавать для них комфортную регулятивную среду.
Между тем частные космические запуски, производство и эксплуатация коммерческих спутниковых систем (особенно больших группировок, состоящих из сотен, тысяч или десятков тысяч малых аппаратов), обслуживание функционирующих космических объектов частными операторами и многие другие подобные виды деятельности относятся к категории «космическая деятельность» и должны соответствовать установленному в её отношении международно-правовому регулированию.
Как гласит статья I Договора по космосу, исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, – то есть космическая деятельность – являются достоянием всего человечества. Договор по космосу устанавливает базовые принципы этой деятельности, которым обязаны следовать все участвующие в нём государства. В первую очередь, это три «свободы космоса»: свобода исследовать и использовать космическое пространство, свобода научных космических исследований и свободный доступ во все районы небесных тел (статья I Договора по космосу). Космическая деятельность должна быть недискриминационной, осуществляться на основе равенства, на благо и в интересах всех стран (первый абзац там же), в рамках международного сотрудничества и взаимной помощи (статья IX Договора).
Статья VI Договора по космосу впервые в международном праве возложила на государства международную ответственность за деятельность частных лиц под их юрисдикцией. Государства также несут международную ответственность за ущерб, который может быть причинён космическими объектами, в отношении которых соответствующие государства являются запускающими (статья VII).
В условиях общепланетарного климатического кризиса чрезвычайно актуальны требования Договора по космосу о том, что государства при исследовании и освоении космоса должны избегать неблагоприятных изменений окружающей среды Земли вследствие доставки внеземного вещества, а также вредного загрязнения самого космического пространства и небесных тел (статья IX).
Особое внимание в последние годы уделяется также принципу, который закреплён в статье II Договора по космосу: запрет национального присвоения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. С появлением реальных перспектив добычи ресурсов космоса ряд государств предлагают пересмотреть значение этого фундаментального принципа, чтобы не препятствовать созданию будущей ресурсодобывающей промышленности в космосе (см. пункт 3.6 ниже).
Сторонами Договора по космосу могут быть только государства (пункт 1 статьи XIV), однако лица под юрисдикцией государств также, пусть и опосредованно, подпадают под его регулирование. Понимая, что космос – это агрессивная и непредсказуемая среда, любое взаимодействие с которой связано с большим риском, государства-участники Договора по космосу согласились взять на себя международную ответственность за всю национальную космическую деятельность, включая частную (статья VI). Эта ответственность предполагает, что государства обеспечивают соответствие национальной космической деятельности положениям Договора по космосу, устанавливают разрешительный порядок (лицензирование) такой деятельности и осуществляют в её отношении постоянное наблюдение (статья VI). Данные механизмы помогают государствам контролировать космическую деятельность лиц под их юрисдикцией и таким образом снизить риск наступления ответственности самих государств за нарушение норм Договора по космосу.
Процесс коммерциализации космической деятельности, запущенный в конце 1980-х – начале 1990-х годов, в целом протекал в русле действующего международно-правового регулирования. Однако относительно независимый «новый космос» требует от государств большей гибкости и регулятивной свободы на международном и национальном уровнях.
2. Международно-правовые проблемы частной космической деятельности (общий обзор)
Активный рост частного предпринимательства в сфере космической деятельности, без сомнения, должен сопровождаться выработкой соответствующего международно-правового регулирования. Посредством национального законодательства государства вправе и одновременно обязаны регулировать космическую деятельность своих неправительственных лиц, но исключительно в рамках, установленных действующим МКП.
Попытки «восполнить пробелы» в МКП на внутригосударственном уровне не только противоречат правовой природе космоса как res communis omnium, затрагивая базовые права всех государств по отношению к космическому пространству (в том числе на равный недискриминационный доступ к космическим возможностям), но и усугубляют правовую неопределённость в условиях растущей конкуренции частного бизнеса. Выходом из данной ситуации видится разработка государствами – поскольку именно государства ответственны за космическую деятельность и за возможный ущерб в связи с ней – при участии заинтересованных представителей негосударственного космического сектора международных правил ведения частной космической деятельности. Данная работа уже ведётся в рамках ООН по отдельным направлениям космической деятельности (см. часть 3 ниже).
По мере становления «нового космоса» появились новые правовые проблемы, а также получили развитие до сих пор не решённые трудности, общие для большинства направлений частной космической деятельности. В числе последних примечательны, прежде всего, разрешительный порядок космической деятельности, правовой статус космических объектов (регистрация, юрисдикция и контроль в их отношении, права и переход прав на космические объекты), ответственность за возможный ущерб (и страхование такой ответственности), а также механизмы разрешения споров.
2.1. Разрешительный порядок космической деятельности
Как отмечалось ранее, Договор по космосу обязывает участвующие в нём государства обеспечить выдачу лицензий (или других видов разрешений) на осуществление космической деятельности частными лицами под юрисдикцией соответствующих государств, а также контролировать соблюдение лицензионных требований. В МКП отсутствует исчерпывающий перечень направлений и видов космической деятельности, поэтому на практике государства сами определяют, что понимать под национальной космической деятельностью и какие правила вводить в её отношении.
Примета последних лет – принятие отдельными государствами (США, Люксембург, ОАЭ, Япония) нормативно-правовых актов, которые устанавливают порядок лицензирования деятельности национальных акторов по добыче и использованию внеземных ресурсов. Поскольку международно-правовой режим данной перспективной деятельности только формируется, подобные односторонние нормотворческие инициативы встречают критику со стороны других космических держав, международных объединений и экспертного сообщества, но тем не менее продолжают развиваться.
2.2. Регистрация космических объектов
Конвенция о регистрации 1975 года, принятая в развитие положений статей V и VIII Договора по космосу, закрепила обязанность запускающих государств осуществлять национальную и международную регистрацию своих космических объектов, предусмотрела требования к созданию и ведению национальных регистров космических объектов, порядок представления информации в соответствующий Реестр Генерального секретаря ООН, который ведёт Управление ООН по вопросам космического пространства. Реестр служит основным источником информации о космических объектах, когда-либо запускавшихся в космическое пространство.
Как показывает мировая практика, действующий в МКП режим регистрации национальных космических объектов не в полной мере отвечает задачам обеспечения безопасной, предсказуемой и устойчивой космической деятельности. Конвенция о регистрации содержит минимальные требования в отношении регистрационных данных каждого космического аппарата, формальное соблюдение которых государствами не позволяет получить исчерпывающее представление об аппарате, его назначении и актуальном положении на орбите, что снижает практическую ценность конвенционного режима регистрации космических объектов.
В МКП не установлен срок, в течение которого объект должен быть зарегистрирован. Конвенция о регистрации также не предусматривает санкций за нерегистрацию космического объекта, непредставление регистрационной информации в международный Реестр или представление некорректных данных.
Кроме того, по мере совершенствования космической техники зачастую представляется затруднительным определить, является ли аппарат космическим и, как следствие, подлежащим регистрации. Возникают также вопросы в отношении правового статуса малых спутников (кубсатов, наноспутников и т.д.) (см. пункт 3.5 ниже).
2.3. Международная регистрация прав на космическое имущество и сделок с ним
Международная регистрация прав на космическое имущество является предметом регулирования Космического протокола к Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования, разработанных под эгидой Международного института по унификации частного права (УНИДРУА).
Космический протокол предусматривает регистрацию обеспечительных прав (международных гарантий) на космическое имущество в международном реестре по международным сделкам купли-продажи, условной купли-продажи, залога и аренды (лизинга). По замыслу авторов документа, зарегистрированное в международном реестре обеспечительное право будет иметь приоритет перед любыми незарегистрированными или последующими зарегистрированными обеспечительными правами. Космический протокол предусматривает целый ряд дополнительных гарантий для кредиторов по сравнению с обычными международными сделками.
Предполагается, что Космический протокол поможет создать благоприятный инвестиционный климат в космической отрасли, предоставит организациям малого и среднего бизнеса возможность получения международных кредитов, стимулирует рост конкуренции на мировом космическом рынке.
Несмотря на очевидные преимущества предложенного режима, Космический протокол до сих пор не вступил в силу: этому противятся, в первую очередь, крупнейшие мировые спутниковые операторы, провайдеры пусковых услуг, финансовые структуры и банки, страховщики и брокеры. Их позиция сводится к тому, что на сегодняшний день в принятии подобного документа нет необходимости, так как отсутствует проблема недофинансирования космического рынка, а любые наднациональные правовые ограничения будут иметь резко негативные последствия для нормальных деловых операций.
2.4. Ответственность за ущерб
Установление ответственности в случае причинения ущерба космическими объектами (статья VII Договора по космосу) является предметом детального регулирования Конвенции об ответственности 1972 года. Согласно статье II Конвенции об ответственности запускающее государство несёт абсолютную ответственность – вне зависимости от наличия и степени вины – за ущерб, причинённый его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полёте. Если ущерб нанесён космическому объекту другого запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта в любом месте, помимо поверхности Земли, наступление ответственности зависит от наличия вины (статья III Конвенции). Конвенция об ответственности предусматривает порядок разрешения споров, которые могут возникнуть в связи с причинением вреда космическими объектами, а также параметры компенсации такого вреда.
В числе недостатков Конвенции об ответственности доктрина МКП отмечает отсутствие общепринятых международных стандартов или критериев установления вины, вследствие чего категория ответственности в зависимости от вины на практике оказывается неэффективной. Распространена также позиция о необходимости установления в МКП единой системы строгой ответственности за любой причинённый ущерб. Помимо этого, закреплённое в Конвенции определение термина «запускающего государства» не учитывает ситуации передачи прав на космические объекты, а также затрудняет выявление ответственного государства в случае частных космических операций (которые могут осуществляться без привязки к территории какого-либо государства).
Конвенция об ответственности также не охватывает случаи, когда вред причинён не космическим аппаратом или его частями (как того требуют статьи II–IV Конвенции), а нематериальным объектом: к примеру, в результате использования некорректных спутниковых данных или в связи с перебоями спутниковых сигналов.
С развитием негосударственной космической деятельности становится насущным вопрос привлечения частных организаций к ответственности за возможные негативные последствия такой деятельности. Базовые соглашения по космосу, которые предназначались в первую очередь для государств, подобных механизмов не предусматривают.
2.5. Разрешение споров
Традиционный для МКП подход – стремиться к урегулированию споров дипломатическим путём – оказался эффективен в межгосударственных отношениях, поскольку государства были заинтересованы в первую очередь не в компенсации ущерба, а в продолжении мирной космической деятельности. Сегодня приоритетами космической политики большинства стран выступают коммерческая деятельность, защита космической собственности, развитие частного космического сектора. Для этих целей требуются соответствующие инструменты разрешения споров.
Конвенция об ответственности 1972 года предлагает механизм урегулирования споров, который, однако, доступен только для государств и только при наличии оснований, предусмотренных Конвенцией (статьи I–IV). Между тем государство может выступать стороной спора также от имени физических или юридических лиц под его юрисдикцией (пункт 1 статьи XI). Пострадавшая сторона – государство, физическое или юридическое лицо – может также обратиться за защитой своих интересов в судебный орган или административный трибунал ответственного запускающего государства, однако в этом случае государство-истец утрачивает право одновременно задействовать механизм Конвенции об ответственности (пункт 2 статьи XI).
Правом обращаться в Международный Суд, юрисдикция которого не ограничена ни территориально, ни по предмету спора, наделены также только государства, к частноправовым спорам данный механизм неприменим. При этом возможность обращения в Международный Суд за толкованием положений международного договора – например, статьи II Договора по космосу с точки зрения её применимости к космическим ресурсам – могла бы представлять интерес для государств в процессе создания международно-правового регулирования новых направлений частной космической деятельности.
Споры, связанные с коммерческой космической деятельностью, могут разрешаться в судебном порядке, посредством третейского разбирательства или медиации. В коммерческих договорах стороны вправе предусмотреть арбитражную (третейскую) оговорку с указанием места и порядка разрешения спора.
В 2011 году Постоянная палата третейского суда приняла Факультативный арбитражный регламент по урегулированию споров, касающихся деятельности в космическом пространстве. Документ задумывался как оптимальное средство разрешения международных споров в связи с космической деятельностью, которые могут возникать между государствами, международными межправительственными и неправительственными организациями и частными лицами. Однако на данном этапе говорить о его эффективности преждевременно, поскольку данный инструмент ни разу не был использован на практике.
В доктрине МКП высказывались позиции о необходимости создания постоянного трибунала в области космической деятельности по аналогии с Международным трибуналом по морскому праву. При этом мнения экспертов сходятся в том, что нецелесообразно ограничиваться только судебным разбирательством, наилучшим вариантом представляется выбор между судопроизводством и арбитражем. Такой подход был бы оптимальным для привлечения максимально широкого круга государств к участию в потенциальном международном соглашении о разрешении споров в МКП, а также позволил бы частным лицам и международным организациям отстаивать свои интересы наравне с государствами.
В 2021 году ОАЭ объявили об учреждении «космического суда» для целей урегулирования коммерческих споров по вопросам, связанным с космической деятельностью. Данной инициативой ОАЭ обозначил международному сообществу своё намерение стать лидирующей мировой площадкой для разрешения коммерческих космических споров. Учреждение нового специализированного международного форума в области судопроизводства было воспринято международными экспертами в области МКП довольно сдержанно.
3. Международно-правовые проблемы отдельных направлений частной космической деятельности
«Новый космос» изобилует смелыми идеями: стабильный и недорогой интернет в любой точке нашей планеты, регулярные запуски в космос частных лиц и развитие орбитальной инфраструктуры для туризма, реклама из космоса, 3D-печать компонентов космических объектов непосредственно в космосе, налаживание спутниковой связи на орбите Луны, даже захоронение в космосе… Вполне очевидно, что при разработке базовых норм МКП в 1960-х – 1970-х годах объективно не могли быть предугаданы такие виды использования космоса. Тем не менее динамичное развитие мировой космонавтики должно оставаться в международно-правовом поле.
Комитет ООН по космосу – уникальный межгосударственный форум по научно-техническим и правовым проблемам исследования и освоения космоса – включил в свою актуальную повестку дня, среди прочего, вопросы долгосрочной устойчивости космической деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, глобального здравоохранения, защиты планеты от астероидно-кометной опасности, уменьшения засорения и засорённости космического пространства, использования малых спутников, «тёмного и тихого неба», потенциального исследования, освоения и использования космических ресурсов. По ряду упомянутых тем уже приняты международные документы рекомендательного характера, однако множество правовых проблем по-прежнему ждут решения.
3.1. Частные полёты / космический туризм
Соглашение о спасании 1968 года (разработано на основе статей V и VIII Договора по космосу) определило порядок взаимодействия государств, международных организаций и Генерального секретаря ООН в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки экипажа космического корабля, при обнаружении космического объекта или его составных частей.
Однако с началом космических полётов частных лиц возникли и до сих пор не решены вопросы о применимости Соглашения о спасании к «космическим туристам», или «участникам космического полёта», о возложении на коммерческих операторов частных пилотируемых полётов обязанности создавать поисково-спасательные средства, об определении ответственной стороны за компенсацию ущерба в результате аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки космического корабля с частными лицами на борту. Развитие сферы суборбитальных полётов (пассажирских и грузовых перевозок) также требует ясности применимого правового регулирования.
3.2. Долгосрочная устойчивость космической деятельности
Сегодня одной из главных тем на повестке дня Комитета ООН по космосу является долгосрочная устойчивость космической деятельности (ДУКД), которая в равной степени актуальна для государств и частного сектора.
Под ДУКД понимается «осуществление космической деятельности таким образом, чтобы соблюдался баланс между целями получения доступа к исследованию и использованию космического пространства всеми государствами и правительственными и неправительственными юридическими лицами только в мирных целях и необходимостью сохранения космической среды таким образом, чтобы принимались во внимание потребности нынешнего и будущих поколений».
Как следует из данного понимания, обеспечение ДУКД представляет непосредственный интерес для всего мирового сообщества. Кроме того, как подтверждает практика, гарантия безопасности космической деятельности является действенным стимулом привлечения частного бизнеса в космическую отрасль.
В 2019 году Комитетом ООН по космосу был принят Свод руководящих принципов ДУКД как ориентир для государств и международных организаций при формировании политики и правового регулирования в области космической деятельности. Работа над документом продолжается, однако государства уже принимают меры по обеспечению выполнения руководящих принципов ДУКД на национальном уровне, в том числе частными компаниями. В числе таких мер: финансирование государством «космических» стартапов, обеспечивающее наиболее эффективный и ответственный подход к проектированию и эксплуатации космических аппаратов; бесплатное уведомление частных операторов о возможных столкновениях с их космической техникой на орбитах; предоставление стартапам в пользование объектов космической инфраструктуры, специализированных лабораторий и программного обеспечения для реализации их проектов; регулярные консультации представителей уполномоченных государственных органов с частными предпринимателями, организация визитов в национальные космические агентства, создание кластеров компаний во взаимодействии с космическими агентствами или на базе отраслевых университетов; реализация программ бизнес-инкубаторов; применение пакетов мер экономического стимулирования; предоставление частным компаниям моделей данных, инструментов и организация обучающих программ.
3.3. Управление космическим движением
Растущие масштабы космической деятельности – государственной и частной – в отсутствие единого международного регулятора и/или унифицированных стандартов обмена информацией усугубляют проблемы так называемого управления космическим движением (УКД).
Цель УКД – создать необходимый инструментарий для защиты всех видов и направлений космической деятельности от любого негативного воздействия. Предполагается, что система средств УКД будет охватывать запуск, орбитальное существование и удаление с орбиты космических объектов, а также деятельность по добыче космических ресурсов. Основой перспективного международного режима УКД должна быть надёжная оперативная информация об объектах и событиях в космосе.
Проблема УКД является многоуровневой и охватывает любые операции, связанные с исследованием и использованием космоса, в том числе небесных тел. Главную угрозу для будущей государственной и частной космической деятельности в рамках системы УКД представляет антропогенное засорение околоземных орбит фрагментами космического мусора.
3.4. Борьба с космическим мусором
В универсальных договорах ООН по космосу термин «космический мусор» не используется и отсутствует его юридическое определение.
Отдельный международный механизм регистрации фрагментов космического мусора на сегодняшний день также не выработан. Регистрация таких фрагментов важна не только для целей учёта, но в первую очередь для идентификации и возможности их отслеживания, поскольку любой из миллионов фрагментов космического мусора может поставить под угрозу жизнь и безопасность космонавтов (и космических туристов), причинить серьёзный ущерб в космосе (в первую очередь, функционирующим космическим объектам), воздушным судам при возвращении космического мусора в атмосферу, а также людям, организациям и государствам на Земле.
Современные технические возможности позволяют следить лишь за небольшой частью фрагментов на околоземных орбитах, поэтому довольно сложно (если вообще возможно) установить, какой фрагмент причинил ущерб, частью какого именно космического объекта он являлся и с каким государством или государствами этот объект был юридически связан (то есть какое государство выступало запускающим). Тем самым задача выявить потенциально ответственное государство, на которое может быть возложена обязанность компенсировать ущерб, причинённый фрагментом космического мусора, на практике становится трудновыполнимой.
3.5. Малые космические аппараты и большие
спутниковые группировки
Отдельную проблему с позиций МКП представляет рост числа спутниковых группировок, состоящих из множества малых космических аппаратов с ограниченным сроком службы и ограниченной манёвренностью, использование которых к тому же усугубляет проблему засорения околоземных орбит космическим мусором. Обязанность удалять нефункциональные космические аппараты или ответственность за ухудшение космической среды на сегодняшний день в МКП не предусмотрены.
С технической точки зрения нахождение малых аппаратов на орбитах сложно отслеживать, их маневрирование представляется затруднительным, а жизненный цикл непродолжителен. Однако поскольку в МКП отсутствует специальное регулирование в отношении малых спутников, к ним в полной мере применимы требования о регистрации, защите от помех, порядке вывода данной категории аппаратов из эксплуатации, а также об информировании неправительственных организаций под национальной юрисдикцией о международных требованиях, стандартах и принципах, действующих в отношении всех спутников независимо от их размеров.
Помимо этого, всё большее количество малых искусственных объектов на низких орбитах препятствует астрономическим наблюдениям с Земли и из космоса, в том числе раннему обнаружению потенциально опасных объектов, сближающихся с Землёй. Данная проблема «тёмного и тихого неба» напомнила о том, что с точки зрения МКП все виды космической деятельности равны. Иными словами, развлекательные полёты космических туристов и испытание передовых материалов в космосе, развеивание праха в космическом пространстве и создание орбитальных станций, наращивание частных спутниковых группировок и фундаментальные научные исследования – все эти виды исследования и использования космоса могут осуществляться независимо друг от друга, в любых (допустимых МКП) масштабах и не должны дискриминироваться.
3.6. Освоение космических ресурсов
Проблема эксплуатации космических ресурсов, пусть не новая для МКП, позволила в новом свете взглянуть на позиции государств по важнейшему правовому вопросу – о добросовестном толковании норм Договора по космосу.
Как отмечалось ранее, ряд государств в последнее время заметно активизировали поддержку частного сектора в направлении освоения внеземных ресурсов и приняли специальное законодательство для этих целей.
Так, в соответствии с § 51303 Закона США о конкурентоспособности в области коммерческих космических запусков 2015 года американские граждане и организации имеют право присваивать, владеть, транспортировать, использовать и продавать любые добытые ими космические ресурсы в соответствии с применимым правом, включая международные обязательства Соединённых Штатов.
По мнению США, до начала коммерческих операций с космическими ресурсами нет необходимости в разработке новых международно-правовых норм применительно к такой деятельности, существующих положений МКП вполне достаточно. При этом подчёркивается, что США считают Соглашение о Луне 1979 года – включая его требование о разработке международно-правового режима эксплуатации ресурсов небесных тел (статья 11 Соглашения) – ненужным и неэффективным инструментом для стимулирования коммерческого освоения внеземных ресурсов.
Люксембург, ОАЭ и Япония последовали примеру Соединённых Штатов и предусмотрели в своём законодательстве положения о лицензировании (разрешительном порядке) деятельности по освоению космических ресурсов. Официальные представители упомянутых государств отмечают, что цель такого национального регулирования – не заявить о правах на внеземные ресурсы, а предложить частному бизнесу и потенциальным инвесторам правовые ориентиры в рамках статьи VI Договора по космосу, чтобы активизировать коммерческое освоение ресурсов космоса.
Упомянутые государства исходят из того, их законодательство по ресурсам имплементирует норму статьи VI Договора по космосу об обязанности государства обеспечивать разрешительный порядок комической деятельности, осуществляемой частными компаниями. Кроме того, по их убеждению, что добыча и последующее использование космических ресурсов в коммерческих целях отвечают интересам всех стран (статья I там же) и не нарушают запрет национального присвоения космоса, установленный в статье II Договора по космосу. При этом статья II интерпретируется как имеющая отношение к территориальным притязаниям на Луну, другие небесные тела в целом (т.е. на небесное тело как цельный объект, состоящий из поверхности и недр), но не на их ресурсы, которые могут быть извлечены из недр для дальнейшей переработки или использования иным образом.
На сегодняшний день в Комитете ООН по космосу преобладает следующий подход: исследование, освоение и использование космических ресурсов не запрещены Договором по космосу; космические ресурсы – общее благо, часть космического пространства как res communis omnium; юрисдикцией в отношении космического пространства, в том числе небесных тел и их ресурсов, и правом создавать международно-правовые условия их использования обладает международное сообщество государств; добыча частными компаниями космических ресурсов в отсутствие специального международно-правового регулирования означает присвоение таких ресурсов, что прямо противоречит принципу национального неприсвоения (статья II Договора по космосу).
В 2021 году Юридический подкомитет Комитета ООН по космосу учредил рабочую группу, которая должна предметно рассмотреть и обсудить возможные модели правового регулирования деятельности по исследованию, освоению и использованию космических ресурсов. Данная работа представляется весьма своевременной: с 2020 года США начали работу с рядом зарубежных партнёров в рамках «Соглашений Артемиды» – набора юридически необязательных принципов для государств и частных компаний по освоению Луны и других небесных тел. «Соглашения Артемиды» призваны стать правовой основой реализации американской лунной программы с международным участием «Артемида», в рамках которой НАСА планирует высадку первой женщины и первого темнокожего человека на Луне и, среди прочего, добычу лунных ресурсов.
Американская сторона позиционирует «Соглашения Артемиды» как общее видение того, как использовать базовые принципы Договора по космосу в деле создания безопасной, транспарентной среды для освоения космоса, развития науки и коммерческой космической деятельности. «Соглашения Артемиды» предусматривают в том числе, что извлечение и использование космических ресурсов являются залогом безопасного и устойчивого освоения космоса и должны осуществляться в соответствии с Договором по космосу.
Заключение
Космические возможности с каждым годом становятся всё более привлекательными для частного бизнеса. Однако амбициозные коммерческие проекты по освоению космоса требуют значительных финансовых вложений, поэтому частным инвесторам необходимы гарантии правовой защиты вложенных средств.
Поскольку космос – это пространство, общее для всех, и космическая деятельность является достоянием всего человечества, правила частной космической деятельности должны быть международными. Разработка нового юридически обязательного международного документа для регулирования «нового космоса» в обозримой перспективе маловероятна, поэтому предпочтительным выходом видится принятие рекомендательных принципов по конкретным видам космической деятельности – которые в будущем могут перейти в категорию обязательных. Как показывает актуальная практика, этот подход позволяет довольно быстро и эффективно регулировать возникающие проблемы в развитии частных космических проектов. Опыт, прежде всего, Комитета ООН по космосу и УНИДРУА подтверждает, что создать баланс интересов и потребностей государств и частного бизнеса возможно: главным инструментом в этом деле является открытый диалог между сторонами.
Несмотря на то, что палитра проблем «нового космоса», не урегулированных международным космическим правом, регулярно пополняется, неоспорим тот факт, что Договор по космосу по-прежнему работает и защищает свою главную цель: обеспечивать мир и верховенство права в космосе.
O.A. Volynskaya, PhD, LL.M., Assistant Professor of the Space Economy and Governance Division, Space Research Department, Lomonosov Moscow State University, Academician of the Tsiolkovsky Russian Academy of Cosmonautics (Moscow, Russia): Space and business: international legal issues.
Private business determines the course of development of today’s world cosmonautics. Successes of private space companies across the globe prove that states and independent entrepreneurs can effectively interact and together achieve significant results in the interests of both parties. The creation of clear and predictable legal environment is a fundamental condition for such public-private cooperation. The purpose of this research is to define international legal framework for private space activities and identify the main unresolved problems both of a general nature and inherent to specific private space activities. The methodological basis of the research is general scientific and private scientific methods of cognition (dialectical method, methods of analysis and synthesis, deduction and induction, comparative legal and historical-legal methods). International legal regulation of private space activities has not been comprehensively studied in the Russian-language legal literature, thereby determining the scientific novelty of this work.
Key findings of this paper: 1) international space law sets the general framework for regulating any space activities, including non-governmental; 2) the development of new legally binding norms regulating space activities is unlikely, therefore, universal international norms of a recommendatory nature are viewed as the main tool for solving emerging or aggravating legal problems. Such norms become binding via implementation in national legislation; 3) the existence and continuing development of clear international and domestic legal frameworks guarantees regulatory predictability, transparency and due governance, which undoubtedly meets the interests of states and private investors.
Keywords: Outer Space Treaty, long-term sustainability, outer space, space activity, space resources, space law, licensing, NewSpace, registration of space objects, space traffic management.
Список литературы:
Василевская Э.Г. Правовой статус природных ресурсов Луны и планет. М.: Наука, 1974. – 128 с.
Волынская О.А. Организационно-правовые вопросы международного сотрудничества по проблеме космического мусора / Научные труды Института астрономии РАН. 2022. – С. 7-15.
Десятов А.А., Волынская О.А. Берлинский протокол по космическому имуществу 2012 года // Московский журнал международного права. 2012. № 4. – С. 75-85.
Добыча космических ресурсов. Оценка возможностей и перспектив добычи ресурсов вне Земли / Под ред. И.Н. Мысляевой, М.Р. Ахмедова. М.: КУРС, 2022. – 192 с.
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2222 (XXI) 19 декабря 1966 г., открыт для подписания 27 января 1967 г., вступил в силу 10 октября 1967 г.).
Документ ООН A/74/20 «Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. Шестьдесят вторая сессия (12-21 июня 2019 года)».
Документ ООН A/77/20 «Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. Шестьдесят пятая сессия (1-10 июня 2022 года)».
Документ ООН A/AC.105/1122 «Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят шестой сессии, проведённой в Вене с 27 марта по 7 апреля 2017 года».
Документ ООН A/AC.105/1243 «Доклад Юридического подкомитета о работе его шестидесятой сессии, проведённой в Вене 31 мая 11 июня 2021 года».
Документ ООН A/AC.105/1258 «Доклад Научно-технического подкомитета о работе его пятьдесят девятой сессии, проведённой в Вене 7–18 февраля 2022 года».
Документ ООН A/AC.105/C.1/L.354/Rev.1 «Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности. Записка Секретариата», 18 октября 2016 г.
Кейптаунская конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (принята 16 ноября 2001 г., вступила в силу 1 марта 2006 г.).
Кёльнский комментарий к космическому праву: Соглашение о спасании, Конвенция об ответственности, Конвенция о регистрации, Соглашение о Луне / Под ред. С. Хобе, Б. Шмидт-Тедда, К.-У. Шрогля. Пер.: О.А. Волынская, А.А. Ладейщиков, В.К. Кацура-Трумпель, Н.И. Щербина. Берлин: Berliner Wissenschafts-Verlag, 2019. – 637 с.
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами (принята резолюцией 2777 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1971 г., открыта для подписания 29 марта 1972 г., вступила в силу 1 сентября 1972 г.).
Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (принята резолюцией 3235 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 1974 г., открыта для подписания 14 января 1975 г., вступила в силу 15 сентября 1976 г.).
Международное космическое право / Отв. ред. А.С. Пирадов. М.: Международные отношения, 1985. – 208 с.
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (принято резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1979 г., открыто для подписания 18 декабря 1979 г., вступило в силу 11 июля 1984 г.).
Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (принято резолюцией 2345 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1967 г., открыто для подписания 22 апреля 1968 г., вступило в силу 3 декабря 1968 г.).
Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение / Науч. ред. Л.М. Гохберг. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 82 с.
Awareness-raising and capacity-building related to the implementation of the Guidelines for the Long-term Sustainability of Outer Space Activities (LTS Guidelines). Stakeholder Study Report. May 2022. – 34 p.
Böckstiegel K.-H. Proposed Draft Convention on the Settlement of Space Law Disputes // Journal of Space Law. 1984. Vol. 12. No. 2. – P. 136-162.
Bukht R., Heeks R. Defining, Conceptualising and Measuring the Digital Economy. Development Informatics working paper series. Paper No. 68. Manchester: Centre for Development Informatics, Global Development Institute, SEED, 2017. – 24 p.
Cologne Commentary on Space Law: Outer Space Treaty / Кёльнский комментарий к космическому праву: Договор по космосу / Под ред. С. Хобе, Б. Шмидт-Тедда и К.-У. Шрогля. Пер.: О.А. Волынская, В.К. Кацура-Трумпель, А.А. Ладейщиков. Берлин: Berliner Wissenschafts-Verlag, 2017. – 757 с.
Cosmic Study on Space Traffic Management. Paris: IAA, 2006. – 95 p.
Diederiks-Verschoor I.H.Ph. The settlement of disputes in space: new developments // Journal of Space Law. 1998. Vol. 26. No 1. – P. 41-50.
Executive Order on Encouraging International Support for the Recovery and Use of Space Resources. 6 April 2020. Loi du 20 juillet 2017 sur l’exploration et l’utilisation des ressources de l’espace.
Federal Law No. (12) of 2019 issued on 19/12/2019 corresponding to 22 Rabi’ Al-Akhar 1441H On the regulation of the space sector.
Gerhard M. Transfer of Operation and Control with Respect to Space Objects – Problems of Responsibility and Liability of States // German Journal of Air and Space Law (Zeitschrift für Luft- und Weltraumrecht). 2002. № 51. – P. 571-581.
Gorove S. Interpreting Article II of the Outer Space Treaty // Fordham Law Review. 1969. Vol. 36. Issue 3. – P. 349-354.
Kerrest A. The Liability Convention and Liability for Space Activities // Proceedings of the United Nations/International Institute of Air and Space Law Workshop on Capacity Building in Space Law. The Hague: United Nations, 2003. – P. 25-30.
Law Concerning the Promotion of Business Activities Related to the Exploration and Development of Space Resources (Space Resources Mining Act). 15 June 2021.
NASA’s Lunar Exploration Program Overview National Aeronautics and Space Administration Plan. September 2020. – 73 p.
National Space Policy of the United States of America. June 28, 2010.
Optional Rules for Arbitration of Disputes Related to Outer Space Activities. 6 December 2011.
Outline of the Basic Plan on Space Policy (Provisional Translation). 30 June 2020.
Protocol to the Convention on International Interests in Mobile Equipment on Matters Specific to Space Assets. Berlin, 9 March 2012.
Space Traffic Management – Towards a roadmap for implementation / ed. by K.-U. Schrogl. Paris: IAA, 2018. – 126 p.
Tronchetti F. The Problem of Space Debris: What Can Lawyers Do About It? // German Journal of Air and Space Law (Zeitschrift für Luft- und Weltraumrecht). 2015. No. 2 (64). – P. 332-352.
U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act. Public Law No. 114-90 of 25 November 2015.
Van Traa-Engelman H.L. Commercial Utilization of Outer Space. Dordrecht, Boston, London: Martinus Nijhoff Publishers, 1993. – 442 p.
Vereshchetin V.S. The International Court of Justice as a Potential Forum for the Resolution of Space Law Disputes // Luft- und Weltraumrecht im 21. Jahrhundert. Liber Amicorum Karl-Heinz Böckstiegel / ed. by M. Benkö, W. Kröll. Köln, Berlin, Bonn, München: Carl Heymanns Verlag KG, 2001. – P. 476-483.
References (transliterated):
Vasilevskaya E.G. Pravovoj status prirodnyh resursov Luny i planet. M.: Nauka, 1974. – 128 s.
Volynskaya O.A. Organizacionno-pravovye voprosy mezhdunarodnogo sotrudnichestva po probleme kosmicheskogo musora / Nauchnye trudy Instituta astronomii RAN. 2022. – S. 7-15.
Desyatov A.A., Volynskaya O.A. Berlinskij protokol po kosmicheskomu imushchestvu 2012 goda // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2012. № 4. – S. 75-85.
Dobycha kosmicheskih resursov. Ocenka vozmozhnostej i perspektiv dobychi resursov vne Zemli / Pod red. I.N. Myslyaevoj, M.R. Ahmedova. M.: KURS, 2022. – 192 s.
Dogovor o principah deyatel'nosti gosudarstv po issledovaniyu i ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva, vklyuchaya Lunu i drugie nebesnye tela (prinyat rezolyuciej General'noj Assamblei OON 2222 (XXI) 19 dekabrya 1966 g., otkryt dlya podpisaniya 27 yanvarya 1967 g., vstupil v silu 10 oktyabrya 1967 g.).
Dokument OON A/74/20 «Doklad Komiteta po ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva v mirnyh celyah. SHest'desyat vtoraya sessiya (12-21 iyunya 2019 goda)».
Dokument OON A/77/20 «Doklad Komiteta po ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva v mirnyh celyah. SHest'desyat pyataya sessiya (1-10 iyunya 2022 goda)».
Dokument OON A/AC.105/1122 «Doklad Yuridicheskogo podkomiteta o rabote ego pyat'desyat shestoj sessii, provedyonnoj v Vene s 27 marta po 7 aprelya 2017 goda».
Dokument OON A/AC.105/1243 «Doklad Yuridicheskogo podkomiteta o rabote ego shestidesyatoj sessii, provedyonnoj v Vene 31 maya – 11 iyunya 2021 goda».
Dokument OON A/AC.105/1258 «Doklad Nauchno-tekhnicheskogo podkomiteta o rabote ego pyat'desyat devyatoj sessii, provedyonnoj v Vene 7–18 fevralya 2022 goda».
Dokument OON A/AC.105/C.1/L.354/Rev.1 «Rukovodyashchie principy obespecheniya dolgosrochnoj ustojchivosti kosmicheskoj deyatel'nosti. Zapiska Sekretariata», 18 oktyabrya 2016 g.
Kejptaunskaya konvenciya o mezhdunarodnyh garantiyah v otnoshenii podvizhnogo oborudovaniya (prinyata 16 noyabrya 2001 g., vstupila v silu 1 marta 2006 g.).
Kyol'nskij kommentarij k kosmicheskomu pravu: Soglashenie o spasanii, Konvenciya ob otvetstvennosti, Konvenciya o registracii, Soglashenie o Lune / Pod red. S. Hobe, B. Shmidt-Tedda, K.-U. Shroglya. Per.: O.A. Volynskaya, A.A. Ladejshchikov, V.K. Kacura-Trumpel', N.I. Scherbina. Berlin: Berliner Wissenschafts-Verlag, 2019. – 637 s.
Konvenciya o mezhdunarodnoj otvetstvennosti za ushcherb, prichinyonnyj kosmicheskimi ob"ektami (prinyata rezolyuciej 2777 (XXVI) General'noj Assamblei OON ot 29 noyabrya 1971 g., otkryta dlya podpisaniya 29 marta 1972 g., vstupila v silu 1 sentyabrya 1972 g.).
Konvenciya o registracii ob"ektov, zapuskaemyh v kosmicheskoe prostranstvo (prinyata rezolyuciej 3235 (XXIX) General'noj Assamblei OON ot 12 noyabrya 1974 g., otkryta dlya podpisaniya 14 yanvarya 1975 g., vstupila v silu 15 sentyabrya 1976 g.).
Mezhdunarodnoe kosmicheskoe pravo / Otv. red. A.S. Piradov. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1985. – 208 s.
Soglashenie o deyatel'nosti gosudarstv na Lune i drugih nebesnyh telah (prinyato rezolyuciej 34/68 General'noj Assamblei OON ot 5 dekabrya 1979 g., otkryto dlya podpisaniya 18 dekabrya 1979 g., vstupilo v silu 11 iyulya 1984 g.).
Soglashenie o spasanii kosmonavtov, vozvrashchenii kosmonavtov i vozvrashchenii ob"ektov, zapushchennyh v kosmicheskoe prostranstvo (prinyato rezolyuciej 2345 (XXII) General'noj Assamblei OON ot 19 dekabrya 1967 g., otkryto dlya podpisaniya 22 aprelya 1968 g., vstupilo v silu 3 dekabrya 1968 g.).
Chto takoe cifrovaya ekonomika? Trendy, kompetencii, izmerenie / Nauch. red. L.M. Gohberg. M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. – 82 s.
Awareness-raising and capacity-building related to the implementation of the Guidelines for the Long-term Sustainability of Outer Space Activities (LTS Guidelines). Stakeholder Study Report. May 2022. – 34 p.
Böckstiegel K.-H. Proposed Draft Convention on the Settlement of Space Law Disputes // Journal of Space Law. 1984. Vol. 12. No. 2. – P. 136-162.
Bukht R., Heeks R. Defining, Conceptualising and Measuring the Digital Economy. Development Informatics working paper series. Paper No. 68. Manchester: Centre for Development Informatics, Global Development Institute, SEED, 2017. – 24 p.
Cologne Commentary on Space Law: Outer Space Treaty / Kyol'nskij kommentarij k kosmicheskomu pravu: Dogovor po kosmosu / Pod red. S. Hobe, B. Shmidt-Tedda i K.-U. Shroglya. Per.: O.A. Volynskaya, V.K. Kacura-Trumpel', A.A. Ladejshchikov. Berlin: Berliner Wissenschafts-Verlag, 2017. – 757 s.
Cosmic Study on Space Traffic Management. Paris: IAA, 2006. – 95 p.
Diederiks-Verschoor I.H.Ph. The settlement of disputes in space: new developments // Journal of Space Law. 1998. Vol. 26. No 1. – P. 41-50.
Executive Order on Encouraging International Support for the Recovery and Use of Space Resources. 6 April 2020. Loi du 20 juillet 2017 sur l’exploration et l’utilisation des ressources de l’espace.
Federal Law No. (12) of 2019 issued on 19/12/2019 corresponding to 22 Rabi’ Al-Akhar 1441H On the regulation of the space sector.
Gerhard M. Transfer of Operation and Control with Respect to Space Objects – Problems of Responsibility and Liability of States // German Journal of Air and Space Law (Zeitschrift für Luft- und Weltraumrecht). 2002. № 51. – P. 571-581.
Gorove S. Interpreting Article II of the Outer Space Treaty // Fordham Law Review. 1969. Vol. 36. Issue 3. – P. 349-354.
Kerrest A. The Liability Convention and Liability for Space Activities // Proceedings of the United Nations/International Institute of Air and Space Law Workshop on Capacity Building in Space Law. The Hague: United Nations, 2003. – P. 25-30.
Law Concerning the Promotion of Business Activities Related to the Exploration and Development of Space Resources (Space Resources Mining Act). 15 June 2021.
NASA’s Lunar Exploration Program Overview National Aeronautics and Space Administration Plan. September 2020. – 73 p.
National Space Policy of the United States of America. June 28, 2010.
Optional Rules for Arbitration of Disputes Related to Outer Space Activities. 6 December 2011.
Outline of the Basic Plan on Space Policy (Provisional Translation). 30 June 2020.
Protocol to the Convention on International Interests in Mobile Equipment on Matters Specific to Space Assets. Berlin, 9 March 2012.
Space Traffic Management – Towards a roadmap for implementation / ed. by K.-U. Schrogl. Paris: IAA, 2018. – 126 p.
Tronchetti F. The Problem of Space Debris: What Can Lawyers Do About It? // German Journal of Air and Space Law (Zeitschrift für Luft- und Weltraumrecht). 2015. No. 2 (64). – P. 332-352.
U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act. Public Law No. 114-90 of 25 November 2015.
Van Traa-Engelman H.L. Commercial Utilization of Outer Space. Dordrecht, Boston, London: Martinus Nijhoff Publishers, 1993. – 442 p.
Vereshchetin V.S. The International Court of Justice as a Potential Forum for the Resolution of Space Law Disputes // Luft- und Weltraumrecht im 21. Jahrhundert. Liber Amicorum Karl-Heinz Böckstiegel / ed. by M. Benkö, W. Kröll. Köln, Berlin, Bonn, München: Carl Heymanns Verlag KG, 2001. – P. 476-483.