Применение комплексных мер в борьбе с пытками в Республике Казахстан

DOI 10.51634/2307-5201_2022_3_109
УДК 343.9
ГРНТИ 10.81.71

Турецкий Н.Н.,
доктор юридических наук
(г. Нур-Султан, Казахстан)

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что произошедшие в нашей стране в январе этого года события обнажили большой пласт проблем, связанных с нарушением основных прав и свобод человека и гражданина, а именно: с применением должностными лицами правоохранительных органов незаконных методов дознания. Пытки запрещены во всех цивилизованных государствах и за их применение предусмотрено уголовное наказание. В Уголовном кодексе Республики Казахстан также предусмотрена ответственность за подобные преступления. Однако этого недостаточно. Необходимо совершенствование не только законодательной базы, но и материально-технического обеспечения, кадрового потенциала правоохранительных органов и т.д. Только в таком случае борьба с пытками принесет реальные результаты. Предметом исследования являются положения нормативных правовых актов, регламентирующих противодействие пыткам, защиту от них и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человека и гражданина видов обращения и наказания. Цель работы – определение комплексных, результативных путей и методов борьбы с пытками. В работе были использованы общенаучные и специальные методы исследования: сравнительно-правовой и формально-юридический методы, методы анализа и др. Новизна статьи обусловлена тем, что автором впервые предложено комплексное решение проблемы применения пыток сотрудниками правоохранительных органов, а также пути восполнения пробелов в отечественном законодательстве. Основные выводы статьи заключаются во внесении предложений по совершенствованию мер борьбы с пытками. В частности, предлагается разрабатывать соответствующие нормативные правовые акты на основе Стамбульского протокола (Руководства по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания); внедрить практику регулярного посещения представителями СМИ пенитенциарных учреждений и их обучения ведущим международным стандартам в сфере прав человека; исключить доступ заинтересованных лиц к серверам хранения видеоданных в дежурных частях правоохранительных органов путем незамедлительной загрузки отснятых материалов на облачные сервера, которые должны быть под контролем Генеральной прокуратуры; внедрить цифровые технологии в деятельность пенитенциарных учреждений, ввести информационные системы, а также предусмотреть ответственность конкретных работников по их своевременному заполнению и актуализации; ввести в систему профессионального отбора кандидатов для работы в УИС такие составляющие, как стажировка, наставничество, обучение и испытательный срок.
Ключевые слова: пытки; запрещенные методы дознания; права и свободы человека и гражданина; сотрудники правоохранительных органов; международные стандарты; меры борьбы с пытками; пенитенциарные учреждения; совершенствование законодательства; мониторинг; материально-техническое обеспечение; кадровый потенциал.

Введение
Проблема применения пыток в современных реалиях стоит весьма остро, и ее необходимо решать на государственном уровне. В своем Послании народу Казахстана Глава государства К.К. Токаев признал, что имели место факты, «когда сотрудники правоохранительных органов применяли к задержанным запрещенные методы дознания и даже пытки. Такие варварские проявления средневековья противоречат принципам любого прогрессивного общества. Они неприемлемы и для нас».
Борьба против пыток является одной из основополагающих задач общемирового сообщества, придерживающегося принципов уважения прав человека и основных его свобод. Фундамент данного движения был заложен Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, которая впервые на международном уровне юридически объявила пытки вне закона. Вскоре после этого, в 1950 году, была принята Европейская конвенция о правах человека, в статье 3 которой пытки были официально запрещены. В 1984 году была принята Конвенция ООН против пыток (КПП) – первый обязательный международный документ, направленный на повышение эффективности борьбы против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания во всем мире.

Основные положения
Республика Казахстан присоединилась к Конвенции Организации Объединенных Наций против пыток в 1998 году и ратифицировала Факультативный протокол к данной конвенции. Однако проблема пыток не теряет своей актуальности по сей день. Как следует из Консолидированного доклада участников Национального превентивного механизма, ежегодно регистрируется порядка 700 заявлений о пытках.
Большой пласт проблем «всплыл» в период январских событий 2022 года. Во время массовых задержаний не удалось избежать перегибов со стороны правоохранительных органов, запоздалого ужесточения надзора. Первоначально судом был санкционирован арест более тысячи участников беспорядков, а после, по информации председателя Агентства РК по противодействию коррупции О. Бектенова, антикоррупционной службой проводились расследования по 234 уголовным делам – 220 по пыткам и 14 за превышение власти.
Пытки представляют серьезную угрозу социально-экономической стабильности любого государства. Применение пыток сотрудниками силовых ведомств не только нарушает базовые права человека и ставит под угрозу устои Конституции страны, но и подрывает доверие населения к правоохранительным органам, вредит репутации государства на международной арене, наносит тяжелейшую психическую травму жертвам пыток, а также создает риск того, что невиновный задержанный может взять вину на себя под угрозой пыток.
Поэтому, согласно упомянутой ранее Конвенции ООН, каждое государство, ее ратифицировавшее, обязано предпринимать надлежащие законодательные, административные и другие меры для борьбы с пытками. Данные меры включают в себя не только уголовное преследование за совершение подобного преступления, но и более обширные меры, такие как регулярный мониторинг мест содержания подозреваемых и осужденных, надлежащая подготовка квалифицированных кадров правоохранительных органов, внедрение современных технологий с целью профилактики пыток, а также совершенствование механизмов расследования подобных преступлений.
Именно комплексный, всеобъемлющий подход повысит эффективность мер борьбы с пытками в Республике Казахстан. Таким образом будет исключена ситуация, когда положительный результат от применения отдельно взятых мер нивелируется нерешенными проблемами. Данный подход должен включать в себя совершенствование законодательства, качественный мониторинг деятельности исправительных учреждений, улучшение их оснащенности и повышение качества кадрового потенциала правоохранительных органов.

Материалы и методы
В процессе работы над статьей автор в первую очередь опирался на основополагающие международные правовые акты, такие как Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года). Также были использованы Закон Республики Казахстан от 29 июня 1998 года №247 «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания», Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан, Российской Федерации, другие нормативные правовые акты и специальная научная литература по соответствующей теме.
Автором использованы общенаучные и специальные методы исследования: сравнительно-правовой и формально-юридический методы, методы анализа нормативных правовых актов, как международных, так и казахстанских, специальной юридической литературы и применения законодательства против пыток в зарубежных государствах.

Результаты исследования
Совершенствование законодательства. Зачастую при регистрации случаев применения пыток возникает проблема «корпоративной солидарности». Коллеги прикрывают привлекаемых к ответственности сотрудников, уничтожают доказательства, могут оказывать давление на потерпевших. «Кроме того, в практике реагирования на пытки руководители правоохранительных органов, по-прежнему, делают упор на служебные ведомственные расследования, ограничиваясь увольнением или наложением иных дисциплинарных взысканий на виновных в этом лиц».
Чтобы исключить подобные инциденты, по поручению Главы государства в Уголовно-процессуальный кодекс вводится исключительная подследственность органов прокуратуры по делам о пытках. Данная мера является важным шагом в совершенствовании борьбы против пыток, так как вмешательство спецпрокуроров позволяет преодолеть внутриведомственные интересы, исключить противостояние между органами уголовного преследования, добиться справедливого наказания для нарушителей закона. На текущий момент Генеральной прокуратурой разрабатывается инструкция по расследованию таких дел. Представляется необходимым, чтобы данный документ был разработан на основе Стамбульского протокола и отвечал всем соответствующим международным требованиям.
2. Мониторинг учреждений пенитенциарной системы. Для предотвращения случаев пыток в местах лишения свободы в международном сообществе распространена практика регулярного и независимого мониторинга данных учреждений. Эта мера является эффективным методом контроля за условиями содержания и обращением с заключенными, а также позволяет собирать неправительственным организациям (НПО) и журналистам доказательную информацию и оказывать экстренную поддержку пострадавшим заключенным.
Функцию мониторинга в Республике Казахстан выполняет Национальный превентивный механизм борьбы против пыток (далее – НПМ), учрежденный 2 июля 2013 года. НПМ является системой предупреждения пыток и других унижающих достоинство видов обращения с заключенными путем привлечения граждан страны к осуществлению независимых посещений исправительных учреждений. Цели, задачи и основные принципы функционирования данного механизма закреплены в Главе 9 Уголовно-исполнительного кодекса РК, Главе 22 Кодекса РК о здоровье народа и системе здравоохранения и ряде других законов. Участниками данной процедуры являются Уполномоченный по правам человека, а также члены общественных наблюдательных комиссий и общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав, свобод и законных интересов граждан, юристы, социальные работники, врачи.
Первые превентивные посещения начались в марте 2014 года. В целом каждый год в рамках НПМ осуществляется около 500 превентивных посещений. Так, в 2014 году было осуществлено 277, в 2015 – 528, 2016 – 680, в 2017 – 534, в 2018 – 461, в 2019 – 490, в 2021 – 507 и за 5 месяцев 2022 года – 233 превентивных посещения, из которых 25 – на основании жалоб и сообщений о пытках и жестоком обращении.
Данные посещения позволяют фиксировать нарушения прав в исправительных учреждениях, на основе чего разрабатываются предметные рекомендации по совершенствованию деятельности администрации пенитенциарных учреждений и модернизации системы правоохранительных органов. НПМ чрезвычайно важен в борьбе с пытками, поэтому его необходимо развивать, в частности, совершенствуя механизмы взаимодействия НПМ с государственными органами, увеличивая количество превентивных посещений, в особенности внеплановых, а также привлекая ведущих специалистов отрасли в работу НПМ.
«За несколько лет существования НПМ, его участникам удалось выявить целый ряд серьезных нарушений в работе правоохранительных органов, администрации пенитенциарных учреждений, связанных с условиями содержания, пытками и жестоким обращением и наказанием лиц лишенных свободы, что послужило толчком к модернизации системы правоохранительных органов и реализации институциональных реформ в области верховенства права».
Помимо институциональных механизмов типа НПМ, надежным инструментом мониторинга, направленного на предотвращение пыток, могут стать журналисты. В международной практике они стоят в арьергарде борьбы с пытками, освещая проблемы в пенитенциарных учреждениях своих стран. Журналисты играют важную роль в информировании общественности о существующих нарушениях законодательства, международных конвенциях и стандартах в сфере борьбы с пытками и жестоким обращением, а также о международных обязательствах их стран.
В 2017 году ООН был разработан тренинг для журналистов о механизмах борьбы с пытками. Согласно стандартам ООН, задача журналистов страны состоит в том, чтобы вывести дискуссию по проблеме пыток за рамки международных механизмов ООН и тем самым способствовать изменению законов и «пыточной» практики в своей стране. Внедрение подобной практики, обеспечение регулярного посещения журналистами пенитенциарных учреждений и обучение сотрудников казахстанских СМИ ведущим мировым практикам и международным стандартам в сфере прав человека также могут способствовать эффективной борьбе с пытками в Республике Казахстан.
3. Материально-техническое обеспечение правоохранительных органов. Одной из основных проблем в борьбе против пыток в Республике Казахстан является низкая раскрываемость уголовных дел по этим фактам. На IV Форуме по тюремной реформе было озвучено, что, по статистике, до суда доходит не более 2 % дел, связанных с пытками. Причиной этого является то, что в большинстве случаев эти преступления совершаются без свидетелей, в закрытых и изолированных помещениях. Заявители зачастую лишены возможности донести и доказать информацию о противоправных действиях.
Наличие данной проблемы было отмечено на самом высоком уровне – Глава государства в своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года подчеркнул, что в помещениях правоохранительных органов существует ряд «слепых зон», из-за чего не представляется возможным гарантировать безопасность граждан и законность применяемых при допросах методов. Для решения этой проблемы было поручено оборудовать соответствующие помещения приборами видеонаблюдения.
Положительная роль видеонаблюдения в борьбе с пытками подтверждается рядом исследований, проведенных зарубежными юристами и психологами. Так, например, в исследовании 2014 года, проведенном в провинциальном полицейском департаменте в США, изучалось, влияет ли видеонаблюдение на процесс допроса. 62 следователя должны были допросить подозреваемых в ограблении. При этом ограбление было инсценировано и подозреваемые являлись актерами, между которыми были распределены роли – виновный и невиновный. Сотрудники полиции также знали, что ограбление инсценировано, однако тем их них, кто раскроет дело или добьется признания, полагалось вознаграждение в размере 100 долларов США. Половина сотрудников участка были оповещены о видеосъемке, половина – нет. Результаты исследования показали, что следователи, уведомленные о съемке, более обходительно обращались с подозреваемыми, не использовали психологическое давление и лучше различали виновных и невиновных подозреваемых (65% случаев раскрытия дела). В свою очередь, полицейские, уверенные в отсутствии видеонаблюдения, прибегали к психологическому давлению на 40% чаще своих коллег, угрожали подозреваемым, а также показали более низкий процент раскрываемости дела (35%).
Вместе с тем, несмотря на существование поручений на самом высоком уровне и доказанную эффективность видеонаблюдения в предотвращении пыток, проблема остается нерешенной. В стране открыто порядка полутысячи «прозрачных» следственных кабинетов для допросов с видеофиксацией. Только в Министерстве внутренних дел в 2021 году установлено более 18 тысяч видеокамер, выделено 145 дополнительных штатных единиц сотрудников для работы с видеонаблюдением. Однако проверки показывают, что в органах уголовного преследования видеонаблюдением все еще не обеспечено более тысячи служебных помещений. Еще большей проблемой остаются коридоры и прочие «слепые зоны» – зная о ведущемся видеонаблюдении в комнатах допроса, недобросовестные сотрудники правоохранительных органов могут использовать именно эти помещения для применения незаконных методов дознания. Поэтому работа по оснащению данных учреждений видеонаблюдением должна быть продолжена.
Отдельной проблемой является доступ к серверам хранения видеоданных и их расположение. Зачастую файлы видеосъемки хранятся на серверах, расположенных в самих же дежурных частях, доступ к ним имеется у тех же сотрудников, что и ведут допросы. Возникает парадокс – следователи и надзиратели проверяют самих себя. Поэтому важно исключить доступ заинтересованных лиц к серверам хранения видеоданных. В противном случае компрометирующие записи могут быть уничтожены. Решением этой проблемы может стать облачное хранение видеофайлов, подразумевающее незамедлительную загрузку отснятых материалов на сервера, недоступные для заинтересованных лиц. Эти сервера должны быть под контролем Генеральной прокуратуры, ответственных государственных органов и т.д. Только подобный подход позволит обеспечить прозрачность допросов, сохранность материалов и их доступность для органов следствия.
Современные цифровые технологии, обеспечивающие эффективную борьбу против пыток, позволяют осуществлять не только видеонаблюдение, но и вести учет и мониторинг. Учет, инвентаризация, материальное обслуживание внутри пенитенциарных учреждений зачастую осуществляются в бумажном виде. Медицинские записи также хранятся в бумажном виде и не загружаются в информационные системы. Факты посещения подозреваемого или заключенного следователями, факты побоев, фиксируемых медиками самого учреждения, практически невозможно доказать, так как их заключения не загружаются в серверные хранилища. Вся информация о происходящем в учреждении остается в его стенах, что в последствии затрудняет расследование пыток. В связи с этим мы полагаем, что внедрение цифровых технологий в деятельность пенитенциарных учреждений, введение информационных систем, а также ответственность конкретных работников по их своевременному заполнению и актуализации позволят усилить контроль за пенитенциарными учреждениями.
При этом, говоря о медицинском обеспечении заключенных, нельзя не упомянуть о значимом решении, принятом в 2021 году. Главой государства 19 июля 2021 года был подписан Указ «О мерах по совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан», согласно которому медицинское обеспечение УИС было полностью передано в ведение гражданского здравоохранения. Таким образом, Казахстан сделал решительный шаг в сторону соблюдения рекомендаций ВОЗ и Стамбульского протокола по противодействию пыткам.
Данное решение позволит повысить качество медицинских услуг, предоставляемых заключенным, так как в гражданском здравоохранении имеется более совершенная материально-техническая база и большее количество квалифицированных медиков. При этом важно обеспечить эффективную работу по осуществлению данной реформы – передача данной функции в Министерство здравоохранения РК подразумевает не только оказание качественной медицинской помощи, но и внедрение дополнительного механизма превенции пыток и жестокого обращения. Речь идет об оперативной фиксации побоев и своевременном, результативном реагировании на подобные случаи.
4. Кадровый потенциал правоохранительной системы. Большой проблемой, которая усугубляет ситуацию с пытками, остается нехватка высококвалифицированных кадров в правоохранительных органах, «обусловленная не только непростыми морально-психологическими условиями, но и непрестижностью работы в учреждениях УИС, наличием риска для жизни и здоровья. В целом по республике порядка 800 должностей, или 8%, остаются вакантными». Как следствие, отдельные сотрудники недостаток профессионализма и опыта компенсируют силовыми методами воздействия на заключенных. Это свидетельствует о том, что для решения проблем пыток, помимо законодательных, требуется принятие ряда организационных мер.
Необходимо выстроить современную систему профессионального отбора кандидатов для работы в УИС, в том числе ввести такие составляющие, как стажировка, наставничество, обучение и испытательный срок. Важно внедрить практику стимулирования сотрудников, как материального, так и морального, обеспечить оптимальные условия труда работников уголовно-исполнительной системы. Уровень оплаты труда должен соответствовать нагрузке, при этом нельзя забывать про строгое соблюдение служебной дисциплины и законности.
Еще одной действенной мерой видится применение аналогии с антикоррупционным законодательством: нужно ставить вопрос о соответствии занимаемой должности руководителя должностного лица, виновного в пытках. Подобная мера будет стимулировать контроль руководства над подчиненными и минимизирует «молчаливое согласие», ведущее к применению запрещенных практик допроса и жестокому обращению с заключенными.
Обсуждение
Как справедливо отмечает В.В. Чуксина, «эффективное осуществление положений КПП предполагает приоритет международных договоров перед внутренним законодательством и (или) имплементацию в полном объеме всех положений конвенции во внутреннее законодательство, начиная с внесения изменений в конституцию, уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, закон о полиции, пенитенциарное законодательство и во многие другие законы и подзаконные акты».
Действующая редакция статьи 146 Уголовного кодекса Республики Казахстан отличается от формулировок, признанных вышеупомянутой Конвенцией ООН, так как, согласно международным стандартам, к пыткам приравнивается также жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание. Кроме того, в международной практике существует понятие «гражданские лица, выступающие в официальном качестве» – медработники, воспитатели и др., которые также должны наказываться за пытки и жестокое обращение.
Согласно статье 146 УК РК, пытка – это «умышленное причинение физических и (или) психических страданий, совершенное следователем, лицом, осуществляющим дознание, или иным должностным лицом либо другим лицом с их подстрекательства либо с их ведома или молчаливого согласия, с целью получить от пытаемого или другого лица сведения или признания либо наказать его за действие, которое совершило оно или другое лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера».
Таким образом, в целях совершенствования борьбы с пытками видится необходимым провести работу по синхронизации действующего законодательства Республики Казахстан с международными нормами, усовершенствовав понятийный аппарат и расширив круг субъектов преступления.
Хотелось бы еще обратить внимание на разный подход к проблеме борьбы с пытками в различных государствах. Так, в Казахстане наказание за применение пыток (ст. 146) предусмотрено в главе 3 Уголовного кодекса «Уголовные правонарушения против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина». Тогда как, к примеру, в Уголовном кодексе Российской Федерации самостоятельной статьи, предусматривающей наказание за пытки, нет. Хотя этот вопрос неоднократно поднимался российскими учеными.
Наказание за применение пыток назначается по совокупности преступлений. К примеру, статья 117 «Истязание» УК РФ, в которой упоминаются пытки, относится к главе 16 «Преступления против жизни и здоровья», а статья 286 «Превышение должностных полномочий» (ч.4) – к главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
«Уголовный кодекс РФ рассматривает пытку как: а) отягчающее наказание обстоятельство (ст. 63); б) общественно опасное деяние (ст. 117); в) способ совершения преступления (ст. 302); г) характеристику особой жестокости в преступлениях против жизни и здоровья». 
Тем не менее проблема пыток в Российской Федерации также актуальна. Недавно Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 307-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены поправки, согласно которым в УК будет закреплено детальное и четкое определение пытки, соответствующее Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, заключенной 10 декабря 1984 года, а также ужесточено наказание за пытки, которые нанесли тяжкий вред здоровью или смерть.

Заключение
Необходимо отметить, что вопрос борьбы с пытками должен стоять перед всеми заинтересованными государственными органами, общественностью, журналистами, НПО, международными организациями. Решению этой проблемы необходимо придавать большое значение, так как пытки несут в себе угрозу для социально-экономической стабильности страны в целом. Так, 1 июня 2022 года в Сенате Парламента Республики Казахстан прошло заседание Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам по вопросам внедрения системного подхода и усиления роли прокуратуры в расследовании преступлений, связанных с пытками, в рамках Послания Президента «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации». Обсуждение с участием депутатов Сената, сотрудников Генеральной прокуратуры и антикоррупционной службы, омбудсмена по правам человека показало, что именно комплексные подходы к борьбе с пытками позволят предотвращать подобные преступления более эффективно и оказывать должную помощь пострадавшим от жесткого обращения заключенным.
Комплексные меры должны включать:
1) искоренение «корпоративной солидарности», приводящей к уничтожению доказательств, давлению на потерпевших;
2) совершенствование национального законодательства, которое должно основываться на международных нормах против пыток;
3) мониторинг учреждений уголовно-исполнительной системы с помощью Национального превентивного механизма борьбы против пыток (НПМ) и представителей СМИ, которых необходимо обучать ведущим мировым практикам и международным стандартам в сфере прав человека;
4) совершенствование материально-технического обеспечения правоохранительных органов: максимальное обеспечение служебных помещений системами видеонаблюдения, облачное хранение видеофайлов, подразумевающее незамедлительную загрузку отснятых материалов на сервера, которые должны находится под контролем Генеральной прокуратуры, ответственных государственных органов, и т.д.
5) повышение кадрового потенциала правоохранительной системы путем введения в систему профессионального отбора кандидатов для работы в УИС таких составляющих, как стажировка, наставничество, обучение и испытательный срок, а также практики материального и морального стимулирования сотрудников.

Н.Н. Турецкий, заң ғылымдарының докторы (Қазақстан, Астана қ.): Қазақстан Республикасында азаптауларға қарсы күресте кешенді шараларды қолдану.
Мақала тақырыбының өзектілігі, осы жылдың қаңтарында біздің елімізде болған оқиғалар адам мен азаматтың негізгі құқықтары мен бостандықтарын бұзумен байланысты көптеген мәселелерді, атап айтқанда: құқық қорғау органдарының лауазымды тұлғалары заңсыз анықтау әдістерін қолданумен байланысты. Барлық өркениетті мемлекеттерде азаптауға тыйым салынған және оларды қолданғаны үшін қылмыстық жаза көзделген. Қазақстан Республикасының Қылмыстық кодексінде де осындай қылмыстар үшін жауапкершілік қарастырылған. Алайда, бұл жеткіліксіз. Заңнамалық базаны ғана емес, сондай-ақ материалдық-техникалық қамтамасыз етуді, құқық қорғау органдарының кадрлық әлеуетін және т.б. жетілдіру қажет. Тек осы жағдайда ғана азаптауға қарсы күрес нақты нәтиже береді. Зерттеу нысаны адамды және азаматты азаптауға қарсы іс-қимылды, олардан және басқа да қатыгез, адамгершілікке жатпайтын немесе ар-намысты қорлайтын іс-әрекеттер мен жазалау түрлерін қорғауды регламенттейтін нормативтік құқықтық актілердің ережелері болып табылады. Жұмыстың мақсаты – азаптауға қарсы күрестің кешенді, нәтижелі жолдары мен әдістерін анықтау. Жұмыста жалпы ғылыми және арнайы зерттеу әдістері қолданылды: салыстырмалы-құқықтық және формальды-құқықтық әдістер, талдау әдістері және т.б. Мақаланың жаңашылдығы автор алғаш рет құқық қорғау органдарының қызметкерлерімен азаптауды қолдану мәселесін кешенді шешуді, сондай-ақ ішкі заңнамадағы олқылықтарды толтыру жолдарын ұсынғанымен байланысты. Мақаланың негізгі тұжырымдары азаптауларға қарсы күрес шараларын жетілдіру жөнінде ұсыныстар енгізу болып табылады. Атап айтқанда, Ыстамбұл хаттамасының (Азаптауларды және басқа да қатыгез, адамгершілікке жатпайтын немесе ар-намысты қорлайтын іс-әрекеттер мен жазалау түрлерін тиімді тергеу және құжаттау жөніндегі нұсқаулық) негізінде тиісті нормативтік құқықтық актілерді әзірлеу; БАҚ өкілдерінің пенитенциарлық мекемелерге тұрақты бару және оларды адам құқықтары саласындағы жетекші халықаралық стандарттарға оқыту практикасын енгізу; Бас прокуратураның бақылауында болуы тиіс бұлтты серверлерге түсірілген материалдарды дереу жүктеу арқылы мүдделі тұлғалардың құқық қорғау органдарының кезекші бөлімдерінде бейне деректерді сақтау серверлеріне қол жеткізуін болдырмау; пенитенциарлық мекемелердің қызметіне цифрлық технологияларды, ақпараттық жүйелерді енгізу, сондай-ақ нақты қызметкерлердің оларды уақтылы толтыру және өзектендіру жөніндегі жауапкершілігін көздеу; ҚАЖ-да жұмыс істеу үшін үміткерлерді кәсіби іріктеу жүйесіне тағылымдама, тәлімгерлік, оқыту және сынақ мерзімі сияқты құрамдас бөліктерінің енгізілуі ұсынылады.
Тірек сөздер: азаптаулар; анықтаудың тыйым салынған әдістері; адам мен азаматтың құқықтары мен бостандықтары; құқық қорғау органдарының қызметкерлері; халықаралық стандарттар; азаптауларға қарсы күрес шаралары; пенитенциарлық мекемелер; заңнаманы жетілдіру; мониторинг; материалдық-техникалық қамтамасыз ету; кадрлық әлеует.

N.N. Tureckij, Doctor of Law (Astana, Kazakhstan): Application of comprehensive measures in the fight against torture in the Republic of Kazakhstan.
The relevance of the topic of this article lays in the fact that the January events that took place in Kazakhstan exposed a large layer of problems related to the violation of fundamental human and civil rights and freedoms, namely, with the use of illegal methods of inquiry by law enforcement officials. Torture is prohibited in all civilized states and criminal penalties are outlined for their usage. The Criminal Code of the Republic of Kazakhstan also provides for liability for such crimes. However, this is not enough. It is necessary to improve not only the legislative framework, but also material and technical support, human resources of law enforcement agencies, etc. Only in this case, the fight against torture will bring real results. The subject of the study is the provisions of normative legal acts regulating the counteraction to torture, protection from them and other cruel, inhuman or degrading treatment and punishment of an individual. The purpose of the work is to identify comprehensive, effective ways and methods of combating torture. General scientific and special research methods were used in the work: comparative legal and formal legal methods, methods of analysis, etc. The novelty of the article is due to the fact that the author for the first time proposed a comprehensive solution to the problem of the use of torture by law enforcement officers, as well as ways to fill gaps in domestic legislation. The main conclusions of the article are to make proposals to improve measures to combat torture. In particular, it is proposed to develop appropriate regulatory legal acts based on the Istanbul Protocol (Guidelines for the Effective Investigation and Documentation of Torture and Other Cruel, Inhuman or Degrading Treatment or Punishment); to introduce the practice of regular visits by media representatives to penitentiary institutions and their training in leading international standards in the field of human rights; to exclude the access of interested persons to video data storage servers in law enforcement duty stations by immediately uploading the footage to cloud servers, which should be under the control of the Prosecutor General's Office; introduce digital technologies into the activities of penitentiary institutions, introduce information systems, and also provide for the responsibility of specific employees for their timely completion and updating; to introduce such components as internship, mentoring, training and probation into the system of professional selection of candidates for work in the penitentiary organizations.
Keywords: torture; prohibited methods of inquiry; human and civil rights and freedoms; law enforcement officers; international standards; measures to combat torture; penitentiary institutions; improvement of legislation; monitoring; logistical support; human resources.

Список литературы:
Дворянсков И.В. Концептуальные основы уголовно-правовой охраны интересов судебной власти: Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2013.
Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принята резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/torture.shtml.
Казахстан в новой реальности: время действий: Послание Главы государства К. Токаева народу Казахстана. 1 сентября 2020 года // URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g.
Когамов М.Ч. Противодействие пыткам в уголовном процессе: международный и национальный опыт, пути совершенствования // Взаимодействие национального и международного права: Мат-лы круглого стола, 15 мая 2015 г. Астана: Университет КАЗГЮУ, 2015. – С 31-37 // URL: http://repository.kazguu.kz/handle/123456789/591.
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml.
Консолидированный доклад участников Национального превентивного механизма по итогам превентивных посещений, выполненных в 2019-2020 гг. Нур-Султан, 2021. – 292 с. // URL: https://www.gov.kz/uploads/2022/4/18/e7784c5a9d4112d6e4ee2dd3e92a6d66_original.6222525.pdf.
Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.
Механизмы ООН по борьбе с пытками, тренинг для журналистов. Женева, 2014 // URL: https://notorture.kg/wp-content/uploads/2021/10/posobie-dlya-zhurnalistov-omct-kpp.pdf.
Национальный превентивный механизм по предупреждению пыток (НПМ). 2019 // URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/ombudsman/press/article/details/1708?lang=ru.
Новый Казахстан: Путь обновления и модернизации: Послание Главы государства К. Токаева народу Казахстана. 16 марта 2022 года // URL: https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1623953.
Нурбаев М.С. Наставничество в повышении качества работы с кадрами уголовно-исполнительной системы России на современном этапе // Вестник Самарского юридического института. 2014. № 3 (14) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-v-povyshenii-kachestva-raboty-s-kadramiugolovno-ispolnitelnoy-sistemy-rossii-na-sovremennom-etape.
Сапаргали А.Б. Национальный превентивный механизм (НПМ) по предупреждению пыток в Казахстане: сравнительно-правовой анализ // Право и государство. 2018. № 3-4 (80-81). – С. 131-143 // URL: https://km.kazguu.kz/uploads/files/12.%20Сапаргали%20А.Б.%20С.%20131-143..pdf.
Стамбульский протокол: Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. 1999 // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31328217&pos=1431;-50#pos=1431;-50.
Чобанян Р.С. Пытка: уголовно-правовое и криминологическое исследование: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007 // URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01003331916.pdf.
Чуксина В.В. Предупреждение пыток и связанных с ними видов практики с позиции прав человека // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 3. – C. 571-583.
Kassin, S. M., Kukucka, J., Lawson, V. Z., & DeCarlo, J. (2014). Does video recording alter the behavior of police during interrogation? A mock crime-and-investigation study. Law and Human Behavior. Vol. 38(1). – P. 73-83 // URL: https://doi.org/10.1037/lhb0000047.

References (transliterated):
Dvoryanskov I.V. Konceptual'nye osnovy ugolovno-pravovoj ohrany interesov sudebnoj vlasti: Avtoref. diss. ... d-ra yurid. nauk. M., 2013.
Deklaraciya o zashchite vsekh lic ot pytok i drugih zhestokih, beschelovechnyh ili unizhayushchih dostoinstvo vidov obrashcheniya i nakazaniya. Prinyata rezolyuciej 3452 (XXX) General'noj Assamblei OON ot 9 dekabrya 1975 goda // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/torture.shtml.
Kazahstan v novoj real'nosti: vremya dejstvij: Poslanie Glavy gosudarstva K. Tokaeva narodu Kazahstana. 1 sentyabrya 2020 goda // URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g.
Kogamov M.Ch. Protivodejstvie pytkam v ugolovnom processe: mezhdunarodnyj i nacional'nyj opyt, puti sovershenstvovaniya // Vzaimodejstvie nacional'nogo i mezhdunarodnogo prava: Mat-ly kruglogo stola, 15 maya 2015 g. Astana: Universitet KAZGYUU, 2015. – S 31-37 // URI: http://repository.kazguu.kz/handle/123456789/591.
Konvenciya protiv pytok i drugih zhestokih, beschelovechnyh ili unizhayushchih dostoinstvo vidov obrashcheniya i nakazaniya. Prinyata rezolyuciej 39/46 General'noj Assamblei ot 10 dekabrya 1984 goda // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml.
Konsolidirovannyj doklad uchastnikov Nacional'nogo preventivnogo mekhanizma po itogam preventivnyh poseshchenij, vypolnennyh v 2019-2020 gg. Nur-Sultan, 2021. – 292 s. // URL: https://www.gov.kz/uploads/2022/4/18/e7784c5a9d4112d6e4ee2dd3e92a6d66_original.6222525.pdf.
Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah. Prinyat rezolyuciej 2200 A (XXI) General'noj Assamblei ot 16 dekabrya 1966 goda // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.
Mekhanizmy OON po bor'be s pytkami, trening dlya zhurnalistov. ZHeneva, 2014 // URL: https://notorture.kg/wp-content/uploads/2021/10/posobie-dlya-zhurnalistov-omct-kpp.pdf.
Nacional'nyj preventivnyj mekhanizm po preduprezhdeniyu pytok (NPM). 2019 // URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/ombudsman/press/article/details/1708?lang=ru.
Novyj Kazahstan: Put' obnovleniya i modernizacii: Poslanie Glavy gosudarstva K. Tokaeva narodu Kazahstana. 16 marta 2022 goda // URL: https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1623953.
Nurbaev M.S. Nastavnichestvo v povyshenii kachestva raboty s kadrami ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii na sovremennom etape // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. 2014. № 3 (14) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-v-povyshenii-kachestva-raboty-s-kadramiugolovno-ispolnitelnoy-sistemy-rossii-na-sovremennom-etape.
Sapargali A.B. Nacional'nyj preventivnyj mekhanizm (NPM) po preduprezhdeniyu pytok v Kazahstane: sravnitel'no-pravovoj analiz // Pravo i gosudarstvo. 2018. № 3-4 (80-81). – S. 131-143 // URL: https://km.kazguu.kz/uploads/files/12.%20Сапаргали%20А.Б.%20С.%20131-143..pdf.
Stambul'skij protokol: Rukovodstvo po effektivnomu rassledovaniyu i dokumentirovaniyu pytok i drugih zhestokih, beschelovechnyh ili unizhayushchih dostoinstvo vidov obrashcheniya i nakazaniya. 1999 // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31328217&pos=1431;-50#pos=1431;-50.
Chobanyan R.S. Pytka: ugolovno-pravovoe i kriminologicheskoe issledovanie: Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2007 // URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01003331916.pdf.
Chuksina V.V. Preduprezhdenie pytok i svyazannyh s nimi vidov praktiki s pozicii prav cheloveka // Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. 2015. T. 9. № 3. – S. 571-583.
Kassin, S. M., Kukucka, J., Lawson, V. Z., & DeCarlo, J. (2014). Does video recording alter the behavior of police during interrogation? A mock crime-and-investigation study. Law and Human Behavior. Vol. 38(1). – P. 73-83 // URL: https://doi.org/10.1037/lhb0000047.

Учредитель:
АО Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева (Maqsut Narikbayev University).
Партнеры:

Журнал зарегистрирован в Комитете информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство № 7742-Ж.
ISSN: 2307-521X (печатная версия)
ISSN: 2307-5201 (электронная версия)