ГОСУДАРСТВО. ПРАВО. КОСМОС
Ударцев С.Ф. (Астана) Формирование космических государств и их космических войск. 6.
Волынская О.А. (Москва, РФ) Космос и бизнес: международно-правовые проблемы. 33.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Qoraboyev I. (Astana) Courts and international legal order: international rule of law and transnational judicial dialogue. 55.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Идрышева С.К. О Цифровом кодексе Казахстана. 72.
Кудратов М. (Регенсбург, Германия), Арыстан А. (Астана) Понятие данных испытаний в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). 88.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Турецкий Н.Н. (Астана) Применение комплексных мер в борьбе с пытками в Республике Казахстан. 109.
ИЗ ИСТОРИИ ПРАВОВОЙ НАУКИ И ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Галиакбарова Г.Г. (Астана) Өз ісінің шебері, еліміздің көрнекті заңгер-ғалымы туралы. 124.
МАЗМҰНЫ/CONTENTS 135.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ 136.
Актуальность темы статьи связана с новыми глобальными процессами формирования космических государств и их космических войск, от чего отвлекают внимание крупные планетарные события – пандемия и мировые кризисы. Новизна статьи определяется недостаточной исследованностью становления космических государств, по сути, начала новой фазы эволюции государства как исторического явления, что может рассматриваться как новое перспективное направление в общей теории государства и права. Предметом исследования является процесс формирования космического государства и такого их существенного элемента, как космические войска. Цель работы – показать не всегда заметные по отдельным их проявлениям крупные стратегические изменения в развитых государствах планеты и их возможные последствия. В статье используются методы анализа и синтезу большого объема информации о происходящих в разных странах процессах, анализа некоторых программных стратегических документов, сравнительный метод и др. К основным выводам статьи относятся: формирование космических государств и ускоренное становление их космических войск – главная стратегическая тенденция эволюции государственности на планете; создание космических государств открывает новые возможности для развития человечества, продвижения его в космосе и организации освоения космических ресурсов, но и создает новые угрозы безопасности, милитаризации космоса, способствует гонке космических вооружений, усиливает кризисные явления в действующем раннем международном космическом праве ХХ в.; по мере укрепления космических государств, роста конкуренции между ними, угрозы национальной, глобальной и космической безопасности могут возрастать; развитие космических государств и становление космической промышленности окажет значительное влияние на правовую и политическую систему планеты; в перспективе потребуется создание международных органов по контролю и инспектированию (в том числе непосредственно в космосе) соблюдения международного права, деятельности космических сил государств в космическом пространстве, а также в более отдаленной перспективе – международных сил (включая военные подразделения, космический флот, необходимую инфраструктуру на Земле и в космосе) для проведения миротворческих операций в космосе; космическое государство – важный политический институт для формирования космической цивилизации и раскрытия космического потенциала человека и человечества.
Ключевые слова: космическая деятельность, доклад Национального космического совета США, эволюция государственности, космическое государство, космические войска, глобальная безопасность, космическая экономика, космические войска США, космические войска Китая, космические войска России.
Частный бизнес сегодня определяет курс развития мировой космонавтики. Успехи частных космических компаний по всему миру показывают, что государство и независимые предприниматели могут эффективно взаимодействовать и вместе добиваться значительных результатов, которые отвечают интересам обеих сторон. Создание понятных и предсказуемых правовых условий является принципиальным условием такого государственно-частного сотрудничества. Цель настоящего исследования – определить международно-правовые рамки частной космической деятельности и выявить основные неурегулированные проблемы общего характера и присущие конкретным направлениям такой деятельности. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительно-правовой и историко-правовой методы). Проблематика международно-правового регулирования частной космической деятельности практически не исследована в русскоязычной правовой литературе, что обусловливает научную новизну данной работы.
Основные выводы статьи: 1) международное космическое право задаёт общие рамки регулирования любых направлений космической деятельности, в том числе негосударственной; 2) разработка новых юридически обязательных норм по космосу маловероятна, поэтому основным инструментом решения возникающих или усугубляющихся правовых проблем видятся универсальные международные нормы рекомендательного характера, которым государства придают обязательность путём их имплементации в своё законодательство; 3) существование и постоянное развитие чётких международных и национальных правовых рамок гарантирует регулятивную предсказуемость, прозрачность и упорядоченность, что безусловно соответствует интересам государств и частных инвесторов.
Ключевые слова: Договор по космосу, долгосрочная устойчивость, космос, космическая деятельность, космические ресурсы, космическое право, лицензирование, «новый космос», регистрация космических объектов, управление космическим движением.
This article focuses on the concept of transnational judicial dialogue as an important part of contemporary discussions on the role of domestic and international courts in promoting international rule of law. By using methods of conceptual and comparative research, the article analyses major works of influential scholars of international law on judicial dialogue among courts. Interdisciplinary perspective of the article enabled to elaborate on consequences of global and regional political trends on functioning of courts. The article concludes by articulating the importance of the concept of transnational judicial dialogue for scholars of international law in Central Asia. Courts have become strategic actors by playing influential role in implementation of international law. Judicialization of domestic politics and legalization of international politics explain increased importance of courts in international legal order. Scholars have proposed to propose more nuanced explanations of reactions of domestic courts to international law instead of traditional monist-dualist explanation. Universal adherence to international human rights law, strengthening of liberal conceptions of international law, increasing awareness for international rule of law, and influence of globalization on functioning of international and domestic courts are increasing the interactions between courts of different levels (national, regional, and international). Transnational judicial dialogue has emerged as an important concept to analyse these interactions. It refers to situations where courts cite in their judgments the decisions of foreign and international courts. This practice is found across many different national, regional and international courts worldwide. Despite popularity of this concept among scholars of Asia, Africa, Europe or United States, few works were published on judicial dialogue of courts in post-Soviet region or Central Asia. There is a need to address this gap by promoting concept of judicial dialogue among Central Asian scholars. It will help to generate useful debates on important topics of international law concerning Central Asia like international human rights, international development or protection of environment. It will also strengthen dialogue between global academic community and Kazakhstani/Central Asian scholars.
Keywords: transnational judicial dialogue; national courts; international courts; international rule of law; international law; judicialization of world politics; global constitutionalism; international human rights law.
Данные испытаний используются государствами в качестве доказательств о безопасности и эффективности продуктов, необходимых для предварительного одобрения выхода на рынок. Получение данных испытаний требует от разработчиков значительных инвестиций в проведение исследований, поэтому одним из способов обеспечения коммерциализации производства наукоемких отраслей, таких как фармацевтика и агрохимия, стало признание данных испытаний самостоятельным объектом правовой охраны.
В условиях пандемии актуальность правовых исследований в области данных испытаний значительно возросла. В целях повышения лекарственной безопасности в Казахстане планируется расширение государственных мер по стимулированию исследований, направленных на получение данных испытаний. В связи с этим вопросы совершенствования правового режима данных испытаний приобретают особую важность.
Международно-правовая охрана данных испытаний обеспечивается положениями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашения ТРИПС) Всемирной торговой организации. Минимальные стандарты охраны определены в ст. 39 Соглашения ТРИПС «Охрана нераскрытой информации». Казахстан, вступив в ВТО в 2015 г., принял на себя обязательства по обеспечению охраны данных испытаний в соответствии с Соглашением ТРИПС.
Настоящая статья направлена на анализ понятия данных испытаний, представляемых государственным органам в соответствии со ст. 39(3) Соглашения ТРИПС. Для достижения указанной цели были выполнены следующие задачи: изучение истории переговоров относительно ст. 39(3) Соглашения ТРИПС; исследование понятия данных испытаний, его объема и содержания; разграничение данных испытаний и иных данных.
Предметом исследования являются проблемы, связанные с толкованием понятия данных испытаний в Соглашении ТРИПС. Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод, а также методы исторического, логического, сравнительно-правового и формально-юридического анализа.
Новизна исследования определяется тем, что на основе норм Соглашения ТРИПС проведено комплексное исследование понятия данных испытаний, его объема и содержания. Результаты исследования показали, что несмотря на сложность толкования ст. 39(3) Соглашения ТРИПС, положения Соглашения ТРИПС предоставляют государствам значительную степень усмотрения в отношении определения понятия данных испытаний и способов выполнения обязательных условий охраны.
Ключевые слова: данные испытаний, закрытая информация, нераскрытая информация, клинические исследования, фармацевтические продукты, агрохимические продукты, лекарства, дженерики, пестициды, коммерческая тайна.
Статья выполнена в целях определения вопросов своевременности либо преждевременности разработки и принятия Цифрового кодекса Республики Казахстан, проект которого уполномоченным государственным органом поручено разработать до конца 2022 года. Предметом исследования являются правовые нормы, доктринальные исследования в сфере информационно-коммуникационных технологий и цифровизации. В качестве методов проведения работы использованы диалектический, системно-структурный, функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический, хронологический методы, метод формальной логики. Результаты работы заключаются в выявлении недостаточности на данном этапе оснований для разработки фундаментального нормативного правового акта, направленного на систематизацию правового регулирования в новой сфере общественных отношений. Обосновывается, что более приемлемым является закрепление рамочных параметров регулирования рассматриваемых общественных отношений, совершенствование действующих нормативных правовых актов и создание отдельных законов по новым объектам цифровизации. Область применения результатов – сфера законотворчества, деятельность уполномоченных государственных органов, научные исследования. Выводы: предлагается вместо всеобъемлющего законодательного акта в ранге кодекса разработать рамочный закон, который позволит одновременно совершенствовать имеющиеся нормативные правовые акты и создавать законы о новых видах объектов цифровых отношений. Дальнейшая апробация такого законодательного массива позволит сформировать материал для успешной кодификации в будущем.
Ключевые слова: цифровой кодекс, регуляторная песочница, цифровые активы, цифровые объекты, недостаток специалистов, информационно-коммуникационные технологии, искусственный интеллект, кибербезопасность, законотворчество, Концепция развития информационных технологий и цифровизации.
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что произошедшие в нашей стране в январе этого года события обнажили большой пласт проблем, связанных с нарушением основных прав и свобод человека и гражданина, а именно: с применением должностными лицами правоохранительных органов незаконных методов дознания. Пытки запрещены во всех цивилизованных государствах и за их применение предусмотрено уголовное наказание. В Уголовном кодексе Республики Казахстан также предусмотрена ответственность за подобные преступления. Однако этого недостаточно. Необходимо совершенствование не только законодательной базы, но и материально-технического обеспечения, кадрового потенциала правоохранительных органов и т.д. Только в таком случае борьба с пытками принесет реальные результаты. Предметом исследования являются положения нормативных правовых актов, регламентирующих противодействие пыткам, защиту от них и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человека и гражданина видов обращения и наказания. Цель работы – определение комплексных, результативных путей и методов борьбы с пытками. В работе были использованы общенаучные и специальные методы исследования: сравнительно-правовой и формально-юридический методы, методы анализа и др. Новизна статьи обусловлена тем, что автором впервые предложено комплексное решение проблемы применения пыток сотрудниками правоохранительных органов, а также пути восполнения пробелов в отечественном законодательстве. Основные выводы статьи заключаются во внесении предложений по совершенствованию мер борьбы с пытками. В частности, предлагается разрабатывать соответствующие нормативные правовые акты на основе Стамбульского протокола (Руководства по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания); внедрить практику регулярного посещения представителями СМИ пенитенциарных учреждений и их обучения ведущим международным стандартам в сфере прав человека; исключить доступ заинтересованных лиц к серверам хранения видеоданных в дежурных частях правоохранительных органов путем незамедлительной загрузки отснятых материалов на облачные сервера, которые должны быть под контролем Генеральной прокуратуры; внедрить цифровые технологии в деятельность пенитенциарных учреждений, ввести информационные системы, а также предусмотреть ответственность конкретных работников по их своевременному заполнению и актуализации; ввести в систему профессионального отбора кандидатов для работы в УИС такие составляющие, как стажировка, наставничество, обучение и испытательный срок.
Ключевые слова: пытки; запрещенные методы дознания; права и свободы человека и гражданина; сотрудники правоохранительных органов; международные стандарты; меры борьбы с пытками; пенитенциарные учреждения; совершенствование законодательства; мониторинг; материально-техническое обеспечение; кадровый потенциал.
Бұл мақалада өткен жылы өзінің 60 жылдық мерейтойын атап өткен және осымен тақырыбымыз өзектендірілетін, еліміздің көрнекті ғалым-заңгері, Қазақстан Республикасының еңбек сіңірген қайраткері, Қазақстан Республикасы Ұлттық ғылым академиясының құрметті мүшесі, Қазақстан Ұлттық жаратылыстану ғылымдары академиясының академигі, Қазақстанның құрметті заңгері, заң ғылымдарының докторы, профессор Еркін Әнуарұлы Оңғарбаев туралы сөз қозғалады және ғалымның шығармашылық өмір жолы зерттеудің пәні болып табылады. Зерттеудің мақсаты – ғалымның ғылыми-педагогикалық, білім және ғылым саласында және мемлекеттік қызметте еңбек ету барысында қоғамымыздың дамуына қосқан үлесін, ғалымдар мен әріптестерінің пікірлерін зерттеу болып табылады. Осы мақаланы әзірлеуде жалпы ғылыми және жеке-ғылыми, тарихи және салыстырмалы құқықтық зерттеу әдістері қолданылды.
Мақаланы дайындау барысында ғалым туралы қалыптасқан ортақ ой, мәселен, Е.Ә. Оңғарбаевтың еліміздің заңнамасы мен отандық білім және ғылымның дамуына сіңірген ерен еңбегі, оның Қазақстан Республикасының қылмыстық, қылмыстық-процестік жүргізу және қылмыстық-атқару заңнамасын және басқа да заңдарды қалыптастыруда көрініс тапқан ғылыми жетістіктері мен еңбектері зерттеудің нәтижесі болып табылады.
Тірек сөздер: Еркін Әнуарұлы Оңғарбаев, көрнекті заңгер-ғалым, қылмыстық құқық, қылмыстық құқық ғалым-заңгерлерінің мектебі, білім саласы, ғылым саласы, жоғары құқық білімі, мемлекеттік қызмет, ғылыми еңбектер, қоғам.