ФОРМИРОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ И ИХ КОСМИЧЕСКИХ ВОЙСК

DOI 10.51634/2307-5201_2022_3_6
УДК 340.12; 340.5; 358
ГРНТИ 10.07.01; 10.07.53; 78.27

С.Ф. Ударцев,
д.ю.н., профессор,
Professor Emeritus Университета
КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева
(г. Астана, Казахстан),
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Актуальность темы статьи связана с новыми глобальными процессами формирования космических государств и их космических войск, от чего отвлекают внимание крупные планетарные события – пандемия и мировые кризисы. Новизна статьи определяется недостаточной исследованностью становления космических государств, по сути, начала новой фазы эволюции государства как исторического явления, что может рассматриваться как новое перспективное направление в общей теории государства и права. Предметом исследования является процесс формирования космического государства и такого их существенного элемента, как космические войска. Цель работы – показать не всегда заметные по отдельным их проявлениям крупные стратегические изменения в развитых государствах планеты и их возможные последствия. В статье используются методы анализа и синтезу большого объема информации о происходящих в разных странах процессах, анализа некоторых программных стратегических документов, сравнительный метод и др. К основным выводам статьи относятся: формирование космических государств и ускоренное становление их космических войск – главная стратегическая тенденция эволюции государственности на планете; создание космических государств открывает новые возможности для развития человечества, продвижения его в космосе и организации освоения космических ресурсов, но и создает новые угрозы безопасности, милитаризации космоса, способствует гонке космических вооружений, усиливает кризисные явления в действующем раннем международном космическом праве ХХ в.; по мере укрепления космических государств, роста конкуренции между ними, угрозы национальной, глобальной и космической безопасности могут возрастать; развитие космических государств и становление космической промышленности окажет значительное влияние на правовую и политическую систему планеты; в перспективе потребуется создание международных органов по контролю и инспектированию (в том числе непосредственно в космосе) соблюдения международного права, деятельности космических сил государств в космическом пространстве, а также в более отдаленной перспективе – международных сил (включая военные подразделения, космический флот, необходимую инфраструктуру на Земле и в космосе) для проведения миротворческих операций в космосе; космическое государство – важный политический институт для формирования космической цивилизации и раскрытия космического потенциала человека и человечества.
Ключевые слова: космическая деятельность, доклад Национального космического совета США, эволюция государственности, космическое государство, космические войска, глобальная безопасность, космическая экономика, космические войска США, космические войска Китая, космические войска России.

Введение. Какие процессы заслоняют пандемия и мировой кризис?
Глобальная пандемия 2020-2022 гг. меняет мир. На 19.09.2022 г. на планете заболели короновирусом (официально зарегистрированы как больные) 612 млн человек и скончались от него 6,53 млн человек, в том числе только в США – 95,4 млн заболели и 1,05 млн летальных исходов, в Индии – 44,5 млн заболели и 528 тыс. летальных исходов, в Бразилии – 34,6 млн и 685 тыс. соответственно. Человеческие отношения, деятельность государств, право, мораль, потребности и приоритеты людей уже не будут прежними. Изменятся система безопасности, уровень тотальной цифровизации, санитарно-эпидемиологическая служба, структурно-функциональные особенности государственного управления, перестраиваются медицина (включая медицинскую науку и образование), меняются технологии осуществления коммуникаций в государственном управлении, общественной деятельности, в образовании. Но есть еще и другой стратегический аспект эволюции, не очень заметный в условиях доминирования текущих проблем противодействия пандемии.
Глобальная эпидемия отвлекла внимание мирового сообщества от других грандиозных перемен, связанных с подготавливаемой и начатой новой космической гонкой, а также параллельно начавшемся процессе формирования уже не фантастических, а реальных космических государств, развертывающих космические войска. Пандемия готовит человечество не только к земным, но и к космическим вызовам и опасностям, к более высокому уровню санитарно-эпидемиологических требований, многие их которых должны стать постоянными.
Новые опасности выявляет не только биотехнологическая научная и экспериментальная деятельность человека, но и неизведанная естественная природа планеты Земля, а в дальнейшем и космоса. Таяние ледников гор и полюсов планеты в условиях глобального потепления создают новые угрозы для человечества. Так, в июне 2022 г. мир обошло сообщение, что китайские ученые в ледниках Тибета обнаружили сотни неизвестных бактерий, которые при таянии льда и снега могут попасть в реки, протекающие в густонаселенных районах Индии и Китая, и быть опасными для людей и животных. «При этом исследователи обнаружили 968 уникальных видов бактерий, 98% из которых никогда раньше не встречались. Результаты пришли вслед за исследованием другой команды, которая недавно обнаружила несколько вирусов во льду, возраст которого составляет 15 тыс. лет, большинство из которых никогда раньше не встречались», – говорится в сообщении.
Человечество входит в более тесный контакт с неизученными частями планеты, с космической средой, и должно постоянно адаптироваться к ним. Простейшие инопланетные формы жизни (вирусы, бактерии и т.д.), которые по прогнозам ученых могут быть открыты в ближайшие годы за пределами Земли, потребуют перестройки земной санитарно-эпидемиологической службы, пограничного контроля, медицины, науки и образования. Разнообразие инопланетных вирусов и бактерий, неизвестных форм жизни в случае их обнаружения, для обеспечения безопасности, очевидно, потребует нарастающего приоритетного развития биотехнологий, биологической и медицинской наук. Сравнительно беззаботное земное человечество оказывается накануне вхождения в более беспокойную и с большим количеством опасностей историю человечества космического.
Важным фактором, временно затмевающим некоторые стратегические изменения в государственности и новые военные и космические угрозы, является мировой экономический и политический кризис. Французский экономист, профессор экономики Парижской Высшей школы социальных наук (EHESS) и МГУ имени М.В. Ломоносова Жак Сапир, анализируя особенности разворачивающегося современного глобального экономического кризиса, пишет: «В целом очевидно (и об этом говорили многие официальные лица, в том числе Кармен Рейнхарт, главный экономист Всемирного банка), что мы переживаем конец глобализации, какой мы знали её с конца 1980-х годов. Это изменение сопровождается сдвигом международного баланса сил – происходит уменьшение влияния стран «Большой семёрки» и рост значимости стран–участниц БРИКС. Такая трансформация мировой экономической панорамы не может не быть связана с крайне значительными потрясениями. Переживаемый нами кризис гегемонии США возвращает нас к аналогичному упадку гегемонии Великобритании начала ХХ века. Такие переломные моменты всегда являются периодами, ведущими к крупным экономическим кризисам, а также, увы, к войнам».
Пандемия и разворачивающийся глобальный экономический и политический кризис, гибридная война между странами-лидерами, временно отводят на второй-третий план другие события и процессы в мире, в том числе отвлекают внимание от тех, в которых проявляются стратегические тенденции эволюции человеческой цивилизации.

Основные положения
В статье показано, что современная государственность входит в длительную историческую стадию формирования и развития космических государств. Этот процесс скрывают и как бы отодвигают на второй план пандемии, мировой экономический, политический, энергетический и кризис. Однако трансформация государств в космические является важнейшей стратегической тенденцией эволюции государственности. Происходящее создание космических войск в развитых странах планеты как яркое проявление отмеченной тенденции, свидетельствует о перерастании вооруженных сил и методов ведения войны земных рамок. Появление космических войск переводит военную деятельность государства, управление войсками и военными операциями на глобальный и сверхглобальный уровни, создает новые возможности для обеспечения глобальной, региональной и национальной безопасности. В то же время, появление космических войск создает новые опасности, риски космических войн и ведения еще более разрушительных военных действий на Земле и за ее пределами с вовлечением в них военного космического потенциала.

Материалы и методы
При подготовке статьи использована информация из открытых источников — специальной научной, справочной и информационно-аналитической литературы. Автор анализирует некоторые программные документы США по вопросам космической деятельности и безопасности как позицию современного мирового лидера в космической деятельности, финансировании и развертывании космических войск, реализации гражданских и военных космических программ. В качестве методологической основы статьи использованы индуктивный и дедуктивный методы, методы анализа и синтеза большого объема информации о происходящих в разных странах процессов, анализа статистической информации, сравнительного исследования, наблюдения, описания, обобщения.

Результаты

Трансформация государств-лидеров в космические государства
В последние годы поднимается вторая, после 1960-х – 1970-х гг., волна активной космической деятельности человечества. В отличие от первой волны космической деятельности, в которой, в основном, участвовали и конкурировали две сверхдержавы — США и СССР, участниками второй волны будут десятки государств и их союзов. Целями новой космической активности человечества являются возвращение человека на Луну, начало разработки и использования космических ресурсов, массовое развитие космического туризма, полеты на Марс, исследование дальнего космоса – астероидов, комет, планет Солнечной системы и их спутников и т. д. Для организации этой и иной деятельности в космосе, происходят значительные изменения в наиболее развитых государствах планеты. Они начинают распространять свою деятельность на космическое пространство и постепенно подтягивают к новым задачам свои структуру и функции, наращивая в них расширяющуюся космическую составляющую.
В условиях пандемии и разворачивающегося мирового экономического и политического кризиса остается «за кадром» формирование впервые в истории человечества космических государств. В космические государства происходит трансформация государств в нескольких странах, прежде всего в США, России, КНР и в некоторых других. Эти страны, используя научно-технические, экономические и военные преимущества стремятся распространить их и на космос, включают космическое пространство в сферу своих национальных интересов, национальной безопасности и рассматривают как театр возможных военных действий.
Формируются государственные органы управления космической деятельностью, необходимая производственная, транспортная, логистическая, конструкторская и научная инфраструктура.
Электронное право впервые создает возможность почти мгновенного распространения обновляемых нормативных правовых актов и юрисдикции практически на неограниченное пространство. Электронные финансы также способны обеспечить сбор налогов и трансферты государственного бюджета в неограниченном пространстве.
Создаваемые космические войска и разрабатываемые новые системы вооружений не оставляют сомнений о начале милитаризации космоса. Космические войска должны обеспечить взаимодействие земных и космических вооруженных сил, защитить интересы государств в экономической, военной и политической конкуренции за удобные в стратегическом плане участки космоса для постоянных исследовательских станций, баз, поселений, в частности, на Луне, а также за космические ресурсы, полезные ископаемые, прежде всего на Луне и астероидах.
В условиях мирового кризиса, обострения конкуренции, гибридного противоборства стран-лидеров, падает уровень их взаимного доверия друг другу. Этому способствуют и развивающиеся кризисные явления в международном праве, новая гонка вооружений и конкуренция в космической, особенно лунной гонке, борьба за лидерство в космосе. В связи с этим высказываются сомнения в гарантированности соблюдения заключенных более чем полвека назад основополагающих международно-правовых документов по космосу, в частности, норм о недопустимости присвоения космических тел и территорий на них государствами (Договор о космосе 1967 г.). Так, глава НАСА Билл Нельсон, в интервью газете Bild заявил: «Мы должны очень сильно беспокоиться по поводу того, что Китай высадится на Луне и скажет: "Это принадлежит нам, а вы держитесь подальше"». Глава NASA утверждает, что «космическая программа Китая является военной космической программой» и что «имеет место новая гонка по исследованию вселенной, на этот раз с Китаем». Что касается китайской космической станции, то, по мнению Нельсона, китайские тайконавты «будут там учиться, как разрушать спутники, принадлежащие другим». Кстати, высказывания Билла Нельсона могут отражать не только опасения за возможные непредсказуемые действия КНР. В них можно усмотреть и некоторые сомнения в устойчивости и достаточности отстающих от потребностей сегодняшнего дня норм международного космического права. Возможно, в этих опасениях отражаются и имеющие место в НАСА (и только ли в НАСА?) обсуждения о том, насколько следует придерживаться этих норм в условиях кризисных явлений в международном праве и для решения стратегической задачи обеспечения доминирования на Земле и в космосе.
Формирование космических государств начинается с создания ими самостоятельно и в союзе с другими государствами, в партнерстве с частным бизнесом, полноценной и самодостаточной системы научно-технической, военной, экономической, политической, правовой, международной, кадровой, финансовой, информационной, культурной, образовательной и др. инфраструктуры для всех основных видов деятельности по освоению космоса и в космосе. В дальнейшем, в более отдаленной перспективе, по мере развития космической экономики, науки и техники, будут происходить изменения в структуре и объеме деятельности государства с постепенным ростом удельного веса деятельности государства и его органов за пределами Земли на освоенных и осваиваемых космических объектах (планетах, их спутниках и т.д.). Космическая деятельность будет становиться все более существенной. Процесс становления космических государств займет длительное время и выйдет, по всей видимости, далеко за пределы ХХI века, а также окажет влияние на формы и функции государств, их союзы, на национальное и международное право. Сегодня мы наблюдаем начальную фазу исторической эволюции государственности. Наиболее крупным и одним из приоритетных направлений данных процессов на современном этапе эволюции является становление космических войск.

Доклад Национального космического совета США (2020)
23 июля 2020 г. Национальный космический совет (США), возрожденный Трампом в 2017 г. после 24 лет фактического бездействия, опубликовал доклад «Новая эра для исследования глубокого космоса и развития» (далее – Доклад). «Американский образ жизни зависит от космической деятельности, и мы действительно являемся космической страной», – говорится во Введении к Докладу. Отмечается также, что «Хотя правительственные ресурсы необходимы для освоения космоса за пределами низкой околоземной орбиты, его долгосрочная устойчивость маловероятна без эффективности и инноваций частного сектор».
Одной из целей космических войск в Докладе признается «обеспечение беспрепятственного доступа и использования космоса Соединенными Штатами и их союзниками и партнерами». Кто может создать препятствия для доступа и использования космоса при этом не говорится.
Признается важная вспомогательная роль Государственного департамента, Министерств обороны, торговли, транспорта, энергетики и внутренней безопасности в освоении космоса, а также частного бизнеса и международной стабильности и сотрудничества. Отмечается взаимосвязь многих видов гражданской деятельности в сфере освоения космоса с военной деятельностью, в частности, «таких видов деятельности, как космические перевозки и логистика, энергетика, связь, навигация, осведомленность о космической области».
Выделены четыре столпа Национальной космической стратегии при едином общегосударственном подходе (в этой части в целом, воспроизводятся положения Национальной космической стратегии 2018 г.):
• преобразование космической архитектуры в более устойчивую;
• укрепление возможностей сдерживания потенциальных противников от распространения конфликта в космос и противостоять угрозам противника (и военными средствами), если сдерживание не удастся;
• улучшение основополагающих возможностей, структур и процессов за счет эффективных космических операций;
• содействие благоприятной внутренней и международной обстановке за счет рационализации нормативно-правовой базы, политики и процессов для привлечения и поддержки коммерческой индустрии США и более эффективного продолжения двусторонних и многосторонних взаимодействий, для обеспечения роста инновационного частного сектора, исследования людей и роботов, содействия распределению бремени и совместного ответа на угрозы.
В Докладе отмечаются планы США к 2024 г. отправить астронавтов на Луну, а в 2028 г. обеспечить постоянное присутствие людей на Луне.
Учитывая долговременность стратегии, а также, что в отличие от программы Apollo она не заканчивается одним событием, ставится задача согласования космической стратегии с «политикой, программами и бюджетом с устойчивыми национальными интересами» и ценностями, охватывающими по времени сроки полномочий нескольких администраций президентов и составов конгресса.
Признается обязанность и задача США, как мирового лидера, возглавить международные многонациональные усилия по освоению космоса, в том числе Луны, а также выгодность для коммерческих фирм обеспечивать связь и поддержку операций на поверхности Луны.
В разделе о коммерциализации низкой околоземной орбиты отмечается, что США будут «якорным арендатором» коммерческих околоземных космических станций, которые будут обслуживаться роботами, а некоторые – людьми.
В стратегии, изложенной в Докладе, более подробно описывается значение опыта изучения и освоения Луны для последующих долговременных и более опасных марсианских миссий, которые будут следующим «гигантским прыжком» человечества в космос. Луна рассматривается как важный стратегический и политический пункт пребывания, источник лунного реголита, водяного льда на полюсах и других ресурсов, которые могут обеспечить энергией, жизнеобеспечением и топливом космические корабли.
В итоге будут отработаны технологии «жизни вне Земли» и «устойчивого пребывания человека на Луне и Марсе». Стратегия ставит задачу обеспечить США и их партнерам возможность находиться во всех стратегически значимых местах в космосе, чтобы обеспечить возможность работы в нем и исследования его во всем пространстве от низкой околоземной орбиты до Луны и Марса.
В разделе «Расширение человеческого присутствия на Марсе» отмечается, что исследование Марса роботами, позволяет сделать вывод, что на нем содержится много ресурсов для обеспечения долговременного пребывания человека на этой планете. Опыт добычи и использования ресурсов на Луне, производственные и сборочные системы, создание и использование ядерных реакторов и двигателей могут быть адаптированы к Марсу. Первоначально планируется широкое использование роботизированных миссий, в том числе для предварительного размещения ресурсов, включающих герметичные роверы, жилые помещения, расходные материалы, подъемные устройства. В последующем, для долгосрочного присутствия людей на Марсе, будет развиваться «использование местных ресурсов, производство электроэнергии и других средств самообеспечения». Дальнейшее изучение дальнего космоса, признается, поможет «навсегда защитить» интересы США и «стран-единомышленников» в космической области.
В разделе Доклада «Потенциал для науки о глубоком космосе» кратко отмечается фундаментальное значение роботизированных и производимых людьми исследований дальнего космоса для различных наук, особенно для понимания истории солнечной системы, «происхождения жизни на Земле и потенциально на Марсе, истории Солнца и его взаимодействия с Землей».
В разделе «Образование и рабочая сила США» признается, что долговременность программ освоения космоса будет требовать необходимых кадров, которые надо готовить заблаговременно, чтобы не возникал их дефицит, как в настоящее время имеется текущий дефицит специалистов в таких областях, как «системная инженерия, компьютерная инженерия и кибербезопасность». А это требует корректировки образования. Двойное назначение многих космических технологий, диктует необходимость не полагаться только на международное сотрудничество, а вести подготовку собственных кадров для США и обеспечить привлекательность для выпускников университетов США работы в космической сфере.
В разделе «Роль правительства» отмечается, что и в обозримом будущем будет оставаться центральной его роль, но в партнерстве с частным сектором. В последующем предполагается, что «правительство возьмет на себя более косвенные роли, такие как покровитель исследований и разработок, первый покупатель или якорный арендатор пространства» на космических станциях, заказчик товаров и услуг, а также как «регулирующий орган, необходимый для обеспечения общественной и национальной безопасности, а также для выполнения международных обязательств».
В Докладе выделены «пять основных государственных функций, имеющих решающее значение для реализации концепции, описанной в этом документе: 1) содействие созданию безопасной и предсказуемой космической среды для долгосрочной устойчивости космической деятельности; 2) поддержка развития коммерческой деятельности и промышленности в космосе; 3) поддержка исследований и разработка новых космических технологий; 4) создание совместно с коммерческими и международными партнерами инфраструктуры для освоения космоса и развития; 5) поддержка передовых космических исследований государственным и частным секторами научного сообщества США».
Безопасность космической среды, согласно Докладу, включает решение вопросов по уменьшению загрязнения космического пространства в ходе космической деятельности, повышению точности орбитальных данных о космических объектах, включая космический мусор, утверждению новых протоколов стандартной практики для безопасных космических операций, по снижению административных барьеров для развития коммерческой космической деятельности. Это включает также обеспечение безопасности космического движения и осведомленности о ситуации в космосе, обслуживание космических кораблей на орбите и производство необходимых компонентов, экспортный контроль, соответствующее лицензирование, добычу и использование космических ресурсов, а также удовлетворение потребностей использования в космосе определенного спектра радиочастот.
Для развития коммерческой деятельности и промышленности в космосе, правительство как «единственный клиент для всех космических возможностей», должно гибко содействовать развитию рынка космической продукции и услуг. Стратегия рекомендует развивать международные связи, международную космическую торговлю, в том числе удовлетворять потребности развивающихся стран, чтобы они не желали для реализации своих потребностей обращаться к странам-конкурентам США – «к злостным субъектам, которые могут обременять их чрезмерным долгом и заниматься другими пагубными действиями». Правительство также обязывается содействовать «расширению космических возможностей путем внедрения технологий из нетрадиционных, но многообещающих областей, таких как робототехника, искусственный интеллект, квантовые приложения, аддитивное производство (3D печать – С.У.)», а также развивать исследования в космосе в сфере медицины, материаловедения.
Исследования и разработки для новых технологий должны обеспечить новые возможности для бизнеса, более дешевую коммерческую и инновационную космическую деятельность. Этому должна способствовать деятельность государственных органов по улучшению физической, нормативной и деловой среды в космосе. Выдвигается требование реформирования механизмов и процедур передачи технологий и лицензирования для более точного соответствия скорости действий предпринимательства и принятия решений инвестором. Важнейшей целью пилотируемых космических полетов признается превращение этого в обыденное дело с приемлемым риском и меньшими затратами. Предполагается, что рутинными должными стать и такие операции в космосе, как назначенные встречи людей и космических кораблей в космическом пространстве, дозаправка и автономное производство топлива в космосе.
Значительное внимание в Докладе уделяется политике государственных инвестиций в частную космическую инфраструктуру. Признается, что частная инфраструктура способна поддерживать деятельность государства в космосе по более низкой цене, чем если бы государство оставалось в этой сфере монополистом, единственным владельцем и оператором. «Возможности регулярных рейсов и инновационные механизмы заключения контрактов, – отмечается в Докладе, – могут поддерживать разработку космических платформ (приемников МКС – С.У.) и другой инфраструктуры для нескольких целей, обеспечивая разделение постоянных затрат между различными сообществами клиентов. Правительство Соединенных Штатов должно и дальше совершенствовать методы координации и коммуникации, приоритеты исследований и разработок для частного сектора». Отмечается необходимость финансовой и технической поддержки инфраструктуры, обеспечивающей устойчивость освоения космоса. В этих целях США «должны поощрять создание и испытание масштабных версий технологий, инструментов и процессов, позволяющих работать на Луне, Марсе и на поверхности астероидов. Особенно важно на месте добычи ресурсов обеспечить использование технологий для создания питьевой воды, приемлемого для человека воздуха, изготовления топлива для космических аппаратов, изготовление предметов первой необходимости». Признается неизбежность использования ядерных реакторов для производства энергии в условиях суровой лунной ночи и при длительном пребывании на Луне и Марсе, а также создания нового лунного и марсианского транспорта и скафандров с новым дизайном для астронавтов.
Важная роль в развитии космической деятельности отводится поддержке государством передовых космических исследований – исследовательских программ, научных институтов и лабораторий, в том числе в частном секторе. «Исследовательский потенциал частного сектора и финансирование будет иметь решающее значение для коммерческого освоения космоса». Признается, что отдельные ученые, лаборатории, университеты могут внести важный вклад в развитие новых технологий, инфраструктуры частного космоса, в передовые космические исследования, в их экспертизу и обеспечение национальной безопасности. От консорциумов университетов ожидается решение проблем «медицины дальнего космоса, автоматизированного извлечения ресурсов на месте и использования искусственного интеллекта для высоконадежных удаленных операций» в космосе.
В заключительной части Доклада, отмечается, что для принятия утверждений некоторых людей о том, «что человечеству суждено развивать космические поселения и стать «многопланетарным» видом», в настоящее время еще остаются вопросы. Необходимо проверить способность людей жить и работать за пределами Земли, независимо от ее поддержки, используя космические ресурсы. Признается также, что должны появиться экономические причины, заставляющие людей жить и работать вне Земли, независящие от налогоплательщиков. В настоящее время, по мнению Национального космического совета, достоверно известно лишь то, что «мы не сможем дать ответы на эти вопросы без усилий по исследованию и освоению космоса, выходящих за пределы околоземной орбиты. Долгосрочная политика устойчивого освоения космоса и развития космической деятельности зависит от согласованности с устойчивыми национальными интересами, такими как безопасность, экономический рост, научный прогресс и стабильная международная обстановка».
Исследование и освоение космоса, при лидерстве США, как полагают составители Доклада, обеспечит стратегическое преимущество американскому народу и его странам-единомышленникам, разделяющим его ценности – «свободу, демократию, верховенство закона и принципы свободного рынка». Исследование неизвестного признается «фундаментом американского духа», а предстоящее исследование космоса рассматривается как очередной шаг в бесконечном познании неизведанного человечеством.
Неизбежное расширение пространства деятельности человечества потребует от государства поощрения коммерческой деятельности и международного сотрудничества для снижению общественного бремени по содержанию и расширению этого пространства. Заключительной мыслью Доклада является: если у человечества есть будущее в космосе, оно должно быть «в пространстве, являющемся домом свободных людей». В приложении приводится перечень актуальных и предлагаемых космических программ для реализации космической стратегии.
Летом 2020 г. Пентагон разработал «Оборонительную космическую стратегию». В ее несекретной части, в резюме, отмечается: «Министерство обороны Соединённых Штатов начинает самую значительную трансформацию в истории космических программ, обеспечивающих национальную безопасность США. Космос в настоящее время представляет собой отдельную область ведения боевых действий, требующую масштабных изменений в политике, стратегиях, операциях, инвестициях, возможностях и опыте для новой стратегической среды». Во время презентации «Оборонительной космической стратегии» заместитель помощника министра обороны по космической политике Стивен Л. Китэй заметил: «Я бы сказал, что мы впереди России и Китая, но мы абсолютно точно в опасности».

Строительство космических войск в США
19 февраля 2019 г. был издан меморандум президент Трампа о создании Космических сил США как шестого рода войск – космического. Было определено, что Космические войска должны защищать интересы США в космосе и в случае необходимости – отражать агрессию и защищать страну. На Космические силы возложена обязанность также «проецирования военной силы в космосе, из космоса и в космос».
В том же 2019 г., в ноябре, совет НАТО в Брюсселе принял решение о признании космического пространства полноценной сферой его операционной деятельности наряду с наземным, воздушным, морским и киберпространством.
В настоящее время в США активно ведется строительство космических войск, определяются все их организационные, технические, имиджевые элементы, символика. Девизом космических сил выбран «semper supra», что означает «всегда выше», а эмблемой (обнародована 22 июля 2020 г.) – уходящий в традиции авиакосмических сил США 1960-х гг., но также присутствующий в научно-фантастических книгах и сериалах о звездном флоте – черно-серебряный знак дельта-крыло. Утверждены горизонтальный и вертикальный логотипы, соответственно с надписями: «Space Force» (горизонтальный) и «USSF» (вертикальный). Предполагается, что офицерам космических войск («звездного флота») будут присваиваться звания офицеров военно-морского флота: младший лейтенант, лейтенант, лейтенант-командир, командир, капитан, контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота.
В космических войсках США вместо авиационных «крыльев» создаются космические дельты, которыми командуют полковники, а также формируются гарнизоны, которые должны материально-технически обеспечить функционирование военных космических дельт и жилищное, медицинское, социально-культурное обустройство быта военнослужащих и их семей. Распределяются места их базирования. Космические войска размещаются как внутри страны, так и на военных базах США за рубежом.
Космические войска США, их дельты включают отдельные авиационные крылья и авиа-космические дельты, ракетные и противоракетные части, дельты радиоэлектронной борьбы, разведки, спутниковой связи и навигации, кибервойска, подразделения орбитальной войны, центры управления.
Космические вооруженные силы предназначены не только для потенциальной защиты, обороны страны и ее союзников, но и для реального ведения боевых действий. Еще в Космической стратегии (2018) в разделе «Мир через силу» отмечалось, что «Космическая стратегия президента Трампа основывается на Стратегии национальной безопасности, подчеркивающей обеспечение мира через силу в космической сфере». Эта стратегия, как записано в ней, направлена на защиту «жизненно важных интересов в космосе – обеспечения беспрепятственного доступа к космосу и свободы работы в космосе в целях поддержания безопасности, экономического процветания и научных знаний Америки».
При президенте Джозефе Байдене продолжена военная космическая политика президента Дональда Трампа. В частности, США «продолжали разрабатывать несколько типов ударных космических вооружений, в том числе, в соответствии с двенадцатью программами использования космического пространства в военных целях, когда шесть из них предусматривали создание различных видов таких систем, а шесть других разрабатывали средства управления орбитальной космической группировкой США. Пентагон планирует развернуть ударные компоненты ПРО в космосе к 2030 году или даже раньше этого срока».
На развитие космических войск в военном бюджете США 2021 финансового года было предусмотрено 15,4 миллиарда долларов. Военный эксперт В.П. Козин полагает, что военная космическая политика США, направленная на быстрое развитие космических войск, в ближайшие годы останется неизменной.
Весной 2022 г. министерство обороны США дополнительно заказало спутниковую группировку из 28 спутников, которые должны будут отслеживать пуски высокоскоростных крылатых ракет, в том числе гиперзвуковых. Стоимость заказа на 2022 г. – 2,5 млрд долларов, но это только часть стоимости данной программы.
В целом, все большее включение космоса в военные интересы США, превращает его в основу для трансформации взаимодействия всех вооруженных сил, которые благодаря военным космическим средствам глобально тесно взаимосвязаны. Это становится возможным благодаря создаваемой в последнее десятилетие динамичной глобальной информационной системе с высокой степенью интеграции в нее космической инфраструктуры и всех видов вооруженных сил, всех военных подразделений на земле, воде и в воздухе, которым предоставлен доступ к единым глобальным информационным ресурсам с использование мощного закрытого космического интернета.

Создание космических войск в других странах
В СССР формирование космических войск происходило с 1950-х гг. В России в 1992 г. был создан отдельный род войск – Военно-космические силы (ВКС). После ряда реорганизаций, в 2015 г. Космические войска воссозданы в составе Воздушно-космических сил России. Космические войска РФ, учитывая существенные и долгосрочные наработки еще времен СССР, являются одними из наиболее мощных и обладающих всевозможными военными технологиями. В их основные задачи входят, в частности: «наблюдение за космическими объектами и выявление угроз России в космосе и из космоса, а при необходимости – парирование таких угроз; обеспечение высших звеньев управления достоверной информацией об обнаружении стартов баллистических ракет и предупреждение о ракетном нападении; осуществление запусков космических аппаратов на орбиты, управление спутниковыми системами военного и двойного (военного и гражданского) назначения в полете и применение отдельных из них в интересах обеспечения войск (сил) РФ необходимой информацией; поддержание в установленном составе и готовности к применению спутниковых систем военного и двойного назначения, средств их запуска и управления и ряд других задач».
В составе космических войск России: Командование космических войск; 15-я армия воздушно-космических сил особого назначения; Главный испытательный космический центр им. Г.С. Титова; Главный центр предупреждения о ракетном нападении; Главный центр разведки космической обстановки; 1-й Государственный испытательный космодром министерства обороны РФ (космодром Плесецк), Арсенал. Офицеров для космических войск готовят, в частности, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского (Санкт-Петербург) и Военная академия воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (Тверь). Об объеме проводимой работы космическими войсками России свидетельствует тот факт, что только в 2021 г. было проведено около 500 тысяч сеансов управления космическими аппаратами, а среднесуточный показатель этих операций – около 1400 сеансов управления космическими аппаратами. Россия имеет вторую по численности группировку спутников на орбите (наибольшая – у США, на третьем месте – быстро растущая орбитальная группировка спутников Китая).
С сентября 1985 г. в Иране созданы Воздушно-космические силы Корпуса стражей исламской революции.
В 2004 г. ВВС Израиля было официально переименовано в Военно-воздушные и космические силы. Космические войска Израиля способны осуществлять: разведку; связь и управление; противоракетную оборону; нанесение ракетно-ядерного удара.
Военные эксперты отмечают быстрое развитие военно-космического потенциала Китая. Национальная концепция КНР «Мгновенный глобальный удар», предусматривает возможность нанесения удара по любой точке планеты в течение 60 минут с момента принятия решения. «Данная программа, – пишет Ю. Васильев, – является свидетельством формирования в Китае научно-практического задела для создания крупных воздушно-космических ударных систем нового поколения, способных нести крупногабаритные эффективные средства поражения».
Оперативное управление в военно-космической сфере в Китае осуществляют «Силы стратегического обеспечения (ССО) НОАК, в задачи которых входит разработка и проведение наступательных и оборонительных военных операций в интегрированной среде (киберпространство, космос)».
Силы стратегического обеспечения НОА Китая, вступившие в строй с 1 января 2016 г., состоят из подразделений, отвечающих за космическую, кибернетическую и радиоэлектронную войну в бывшем Главном штабе (включая кибершпионаж, меры электронной поддержки, аэрокосмической разведки, логистики, научные и проектные учреждения космического профиля), и др. Департамент космических систем включает центры по запуску спутников (учебно-испытательные базы), космодромы, космическую телеметрию, слежение и контроль, Пекинский центр управления космическими полётами, центр управления спутниками Сиань, станции телеметрии, слежения и контроля, отдел спутникового морского слежения и контроля, бюро аэрокосмической разведки, главную станцию спутниковой связи, центр аэрокосмических исследований и разработок, проектный исследовательский центр, бюро научно-технической информации, корпус тайконавтов (астронавтов). Департамент сетевых систем создан в результате объединения нескольких смежных по профилю деятельности армейских подразделений в области военных информационных технологий и интегрирует все средства и ресурсы НОАК в сфере кибервойн.
24 июля 2019 г. Информационное бюро Государственного совета КНР издало книгу «Национальная оборона Китая в новую эру». Еще раньше, в мае 2015 г. Центральным военным советом КНР был принят стратегический политико-правовой документ: «Решение о создании боевых космических систем, объединяющих средства поражения, радио-электронной борьбы, управления, связи, разведки, наблюдения и навигации».
К 2030 г. Китай планирует нарастить группировку спутников, включая и двойного назначения, до 200, развить космическую инфраструктуру. Создается и несколько раз испытана ракетная противоспутниковая система. Как отмечает военный эксперт А. Степанов, ссылаясь на публикацию в американском международном издании, «китайский ВПК активно ведет разработки мощного микроволнового оружия (СВЧ-оружие). Оно имеет потенциал интеграции в комплексы ПРО на военных кораблях ВМС НОАК. Прежде всего указанный тип оружия направлен на вывод из строя электронных компонентов вооружений и военной техники, и может быть использован как элемент противоспутниковых систем».
28 сентября 2018 г. в Индии создано Оборонное космическое агентство.
С первого ноября 2018 г. в составе Королевских военно-воздушных сил Великобритании появилось подразделение космических сил (группа № 11) с широкими задачами в сфере противоракетной обороны, разведки и космической деятельности. В марте 2021 г. министерство обороны Великобритании сообщило о планах создать в 2021 г. Космическое командование. Оно «возьмет на себя функции единого управления космическими программами и активами страны». Вскоре, 1 апреля 2021 г. Космическое командование Великобритании было сформировано объединив в одном центре управление тремя функциями: космическими операциями, космическим персоналом и космическим потенциалом. Главный маршал авиации, начальник штаба ВВС Великобритании сэр Майк Вигстон, отмечая значение создания Космического командования, заметил: «космос имеет основополагающее значение для нашей национальной безопасности и нашего образа жизни. Космическое командование Великобритании будет защищать и продвигать интересы Соединенного Королевства, работая с единомышленниками всего мира на благо всех».
В соответствии с новой военно-космической доктриной Франции, в 2019 г., для обеспечения космической обороны и управления группировкой военных спутников, образовано космическое командование.
Значительные изменения претерпела и космическая стратегия НАТО. В декабре 2019 г. на саммите стран НАТО в Великобритании одним из основных вопросов повестки дня была «стратегия альянса в космическом пространстве. В итоговой декларации саммита было сказано, в частности, следующее: «Мы объявили космическое пространство оперативной сферой НАТО, признавая его важность для обеспечения нашей безопасности и противодействия вызовам безопасности при соблюдении норм международного права»». В настоящее время принцип коллективной обороны в стратегических документах НАТО распространен и на космос. «Новая стратегия разрешает применять 5-ю статью договора вне Земли. Атака на объекты на орбите теперь может расцениваться как нападение на весь альянс».
XII Европейская космическая конференция в Брюсселе 21-22 января 2020 г. «прошла под знаком грядущей милитаризации космоса» и необходимости для ЕС активнее включиться процесс военно-космической деятельности, прежде всего через НАТО.
В 2020 г. создано военное Командование космических операций в Италии.
Канада в сфере воздушно-космической обороны тесно сотрудничает и взаимодействует с США. Объединённая система аэрокосмической обороны США и Канады – Командование воздушно-космической обороны Северной Америки имеет задачи по обеспечению контроля воздушного и околоземного пространства Северной Америки, раннего предупреждения о воздушно-космическом нападении, противовоздушной и противоракетной обороны двух стран. США и Канада собираются модернизировать сеть оборонных спутников и радиолокационную станцию в Арктике, чтобы противостоять растущему военному присутствию России и Китая на севере. Для усовершенствования северной системы предупреждения (North Warning System), планируется замена и модернизация сети из 50 радиолокационных станций в Арктике и на Аляске, срок службы которых подойдет к концу в 2025 году.
Командование авиакосмических операций (Comando de Operações Aeroespaciais (COMAE)) Бразилии в последние годы включает в себя Центр космических операций (Centro de Operações Espaciais (COPE)) Центр космических операций был торжественно открыт в Бразилии 23 июня 2020 г. Центр запусков Алкантара (космодром) Бразилии имеет выгодное расположение, близкое к экватору.
В 2021 г. министерство обороны Японии сообщило о планах создания второго отряда космических операций сил самообороны (армии) Японии, которое будет базироваться на авиабазе Хофу-Кита (префектура Ямагути).
В июле 2021 г. было запущено Космическое командование Бундесвера в ФРГ. В его задачи входит, в частности, «наблюдение за спутниками и опасным космическим мусором, а также отслеживание деятельности других стран в космосе».
22 марта 2022 г. анонсировала создание аэрокосмических войск и Австралия. Об этом на пресс-конференции в Канберре сделал заявление министр обороны Австралии Питер Даттон.
Новое космическое военное подразделение будет создано до конца 2022 г. в Канаде.
Начался процесс координации деятельности военно-космических ведомств зарубежных стран. Так, в сентябре 2019 г. в Центре космических исследований Lockheed Martin в Саффолке, штат Вирджиния были проведены учения операторов ряда стран по взаимодействию в сфере военной космической деятельности. В апреле 2022 г. в Колорадо-Спрингс, где расположен штаб орбитальной обороны Северной Америки, Космическое командование США провело третью встречу председателей военно-космических ведомств стран-союзников: Австралии, Канады, Дании, Франции, Германии, Италии, Японии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Республики Корея, Швеции, Великобритании и США. Это происходит в условиях роста обеспокоенности западных стран военно-космической деятельностью России и Китая. «В дальнейшем американцы планируют максимально интегрировать военных из других стран в свои оборонные планы деятельности на орбите Земли».

Обсуждение
Таким образом, параллельно с глобальной пандемией и мировым кризисом, развернувшейся гибридной войной, начавшемся процессом переформатирования мирового правопорядка, отчасти прикрытый всем этим и незаметный на их фоне, продолжается стратегический поворот эволюции государственности в плане формирования космических государств в странах-лидерах. При этом быстро возрастает значение военной составляющей формирующихся космических государств. Создание космических войск не оставляет сомнений о втягивании космического пространства в гонку вооружений и в превращение его в новую сферу не только политического и идеологического, но уже также экономического и военного противостояния и конкуренции наиболее развитых стран. Предстоящее освоение космических ресурсов, в том числе Луны и астероидов, накопление новых космических богатств наиболее развитыми странами может привести к еще большей поляризации богатых, развитых и бедных, менее развитых стран планеты.
Фактически начинается новая гонка вооружений, охватывающая космос. Осенью 2021 г. Россия провела испытания противоспутникового оружия, вызвав негативные заявления со стороны США. Госсекретарь Энтони Блинкин заявил, что это испытание «несло угрозу МКС». В свою очередь, российские эксперты отмечают, что с 2010 г. США проводят испытания сверхсекретного орбитального, фактически космического беспилотного управляемого самолета Boeing X-37, о каком нет никакой информации, но имеющего большие возможности и способного «нести на себе, в принципе, любое вооружение». Во всем этом можно видеть проявление крупной глобальной тенденции – активного формирования космических войск государств и возможность втягивания ближнего космоса в сферу потенциальных военных действий.
Милитаризация космоса создает существенные преимущества в военном отношении для стран-лидеров, способных ее осуществить и новые угрозы для других стран. Страны, имеющие космические военные силы обретают возможность глобального ведения военной деятельности и боевых действий, воздействия космическими средствами на любые театры военных действий в любом районе планеты, более благоприятные условия для эффективного применения всех видов оружия, включая оружия на новых физических принципах. Военные эксперты видят, в частности, следующие возможности и преимущества включения в театр военных действий околоземного космического пространства: оперативность глобального получения и передачи информации для обеспечения деятельности вооруженных сил; государственная экстерриториальность; глобальное получение разведывательной информации без нарушения суверенитета государств; высокоскоростное непрерывное перемещение носителей оружия относительно любых земных театров военных действий и регионов; неограниченная емкость космического пространства; и др.
В марте 2022 г. разведка США обнародовала очередной доклад «Ежегодная оценка угроз» – об угрозах безопасности на следующий год. В нем космическое направление выделено как основное, содержащее, по мнению авторов доклада, угрозу безопасности США в связи активной подготовкой к милитаризации космоса Китая и России, разработкой ими разнообразного оружия, которое может быть использовано и в космосе. Ссылаясь на выделенные угрозы, США как мировой лидер, в том числе и в космической деятельности, значительно увеличил финансирование космических войск и военных космических программ.
О приоритетности роста финансирования военной космической сферы в США в ближайшие годы, свидетельствуют уже 2022 и 2023 гг. «В целом федеральное Агентство по противоракетной обороне получит в следующем году 9,6 млрд долл., – отмечает военный эксперт А. Кисляков. – Сами Космические войска в 2023 году ждёт солидное приращение. Если в текущем году на военный космос выделено 18,1 млрд долл., то на следующий год запланировано уже 24,5 миллиарда… Это самый большой прирост ассигнований по видам Вооружённых сил на 2023 год».
Глава Космического командования ВВС США (Air Force Space Command) генерал Джеймс Дикинсон в феврале 2021 г. заявил, что «Россия разрабатывает оружие для запуска со спутников, кроме того, быстрыми темпами создает гиперзвуковую ракетную технологию, позволяющую осуществлять планирующие полеты и маневрировать в верхних слоях земной атмосферы со скоростью, в пять раз превышающей скорость звука». В то же время, говоря о разработках космического оружия в странах мира, в интервью Институту аэрокосмических исследований Митчелла, он отметил, в частности, что «есть много современных видов космических вооружений, которые либо уже существуют, либо появятся в ближайшее время. К ним относятся лазерные системы, гиперзвуковые ракеты, межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), разведывательные и ударные БПЛА, летающие за пределами атмосферы, противоспутниковое оружие и даже оружие, запускаемое со спутников самостоятельно».
Формирование космической цивилизации и космических государств требует значительных изменений в сферах политики, управления и правового регулирования.
Человеческая цивилизация вступает в еще более сложный и хрупкий этап своего развития. Формирование космической цивилизации человечества сопровождается созданием и ускоряющимся развитием космических государств с новым уровнем и качеством их вооружения, поражающие способности которого расширяются до пределов доступного космоса. Очевидно, в этих условиях требуется более высокий уровень осторожности, взаимоконтроля, взаимопонимания и взаимного сдерживания для стран мира, особенно для стран-лидеров. Особую актуальность приобретает в обозримом будущем формирование публичного и частного международного космического права, которое должно заложить основы взаимодействия государств и корпораций по разумному освоению космоса и минимизации возможных космических конфликтов.

Заключение
Можно констатировать, что приблизилась, обеспеченная научно-техническими возможностями историческая возможность для человечества добывать, присваивать и использовать несметные космические ресурсы. Начинается своего рода новая «золотая лихорадка», теперь уже космическая, в которой ставки будут значительно выше, а также эпоха новых великих космических открытий, превосходящая по своему значению для человечества эпоху великих географических открытий на планете. В условиях нечеткости правил и многочисленных пробелов в правовом регулировании предстоящей космической деятельности, можно прогнозировать жесткую конкуренцию и немало ситуаций, чреватых конфликтами на разном уровне.
В предстоящие десятилетия будут, видимо, формироваться новые союзы, коалиции и блоки космических государств, связанные с мобилизацией финансовых, научно-технических и кадровых ресурсов для осуществления крупных космических проектов в ближнем и более глубоком космосе.
Происходящая пандемия участвует в процессе эволюции человечества, в определенной мере также готовит человечество к предстоящим в будущем испытаниям, связанным с контактами с неизвестной космической средой за пределами Земли, к защите от микроорганизмов которой надо также быть готовыми для безопасности и сохранения человечества. Очевидно, наука Земли, медицинские, зооветеринарные, санитарно-эпидемиологические службы, службы безопасности и охраны правопорядка, законодательство должны быть всесторонне усовершенствованы и готовы к новым возможным земным и космическим вызовам.
Многое в космической деятельности и в формах конфликтов в этой сфере будет зависеть от состояния дел, возможности стран разрешить земные противоречия и кризисы, от их способности договориться, устроить нормальную жизнь людей и наладить отношения между странами-лидерами на Земле. Противоборство стран мира в условиях глобального кризиса, переформатирование мирового политического, правового, экономического, финансового и информационного порядка, может рассматриваться также как перераспределение сил и ресурсов, как подготовка накануне нового их противоборства и/или сотрудничества в ближайшие десятилетия в космосе – за доминирование на Земле, и за ее пределами, используя возможности космоса, и/или за взаимовыгодное сотрудничество в совместном исследовании космоса и освоении его ресурсов.
Понимая опасность самих по себе пандемии и международного экономического, финансового и политического кризиса, при анализе исторической ситуации не следует не замечать как бы отошедшего на второй план процесса становления космических государств, их космических войск, их новой военной доктрины и доктрины безопасности, в которых космос становится сферой активной государственной, в том числе военной, деятельности. Это создает новые угрозы и вызовы национальной и глобальной безопасности.
Общие выводы:
1. Главной стратегической тенденцией в эволюции развитых государств является формирование космических государств и особенно быстрое развитие их космических войск и соответствующей военной космической инфраструктуры.
2. Активное формирование космических государств происходит накануне новых грандиозных прорывов человека в космос: возвращения на Луну и создания на ней постоянных станций для пребывания людей; подготовки первых пилотируемых полетов человека на Марс; начала формирования космической промышленности за пределами Земли, разработки и частного присвоения космических ресурсов.
3. Включение космоса в сферу деятельности государств приведет к постепенному распространению на космос (не всегда пропорциональному и синхронному) различных функций государства, в том числе его деятельности в военной, оборонной сфере и сфере безопасности. Это может иметь как новые позитивные возможности для организации деятельности человечества в пространстве за пределами Земли (космических: экономики, транспорта, связи, науки, техники, образования, культуры и т.д.), так и негативные возможности, создавая серьезные угрозы безопасности.
4. К новым угрозам национальной и глобальной безопасности в связи с появлением и развитием космических государств, можно отнести милитаризацию космоса, гонку космических вооружений, трансформацию вооруженных сил и возможных военных конфликтов в новое качество, отсутствие необходимых всеобъемлющих по содержанию и субъектному составу документов международно-правого характера в сфере космической деятельности, а также надежного запрета милитаризации космоса и космических войн и т.д.
5. По мере укрепления космических государств, развития их космических войск и увеличения количества космических государств, возрастания конкуренции между ними, космические угрозы национальной, глобальной и космической безопасности могут возрастать.
6. Становление космических государств и космической промышленности за пределами Земли окажут значительное влияние на правовую и политическую систему планеты. В интересах глобальной и космической безопасности актуализируется потребность в разработке, принятии и обеспечении действия нового поколения международно-правовых документов для создания правовой основы основных видов государственной и частной деятельности в космосе, а также выстраивания правовой и политической системы, хотя и сложно организованной внутри, но целостной космической цивилизации планеты Земля.
7. По мере развития космических войск и милитаризации космического пространства актуализируется необходимость создания правовой основы для формирования и деятельности международных органов по контролю и инспектированию (в том числе непосредственно в космосе) соблюдения международного права, деятельности космических сил государств в космическом пространстве, а также в более отдаленной перспективе – международных сил (включая военные подразделения, космический флот, необходимую инфраструктуру на Земле и в космосе) для проведения миротворческих операций в космосе для обеспечения глобальной и космической безопасности.

С.Ф. Ударцев, з.ғ.д., профессор, М.С. Нәрікбаев атындағы КАЗГЮУ Университетінің Professor Emeritus (Астана қ., Қазақстан): Ғарыш мемлекеттері мен олардың ғарыш әскерлерін қалыптастыру.
Мақала тақырыбының өзектілігі ғарыштық мемлекеттер мен олардың ғарыштық әскерлерінің қалыптасуының жаңа жаһандық процестерімен байланысты, ірі планетарлық оқиғалар – пандемия мен әлемдік дағдарыстар оларға назар аудартпай отыр. Мақаланың жаңалығы мемлекет пен құқықтың жалпы теориясындағы жаңа перспективалық бағыт ретінде қарастырылуы мүмкін ғарыш мемлекеттерінің қалыптасуын, шын мәнінде, тарихи құбылыс ретінде мемлекет эволюциясы жаңа кезеңінің басталуын жеткіліксіз зерттеумен анықталады. Зерттеу тақырыбы – ғарыш мемлекетін және олардың ғарыш әскерлері сияқты маңызды элементін қалыптастыру процесі. Жұмыстың мақсаты – планетаның дамыған мемлекеттеріндегі үлкен стратегиялық өзгерістерді және олардың ықтимал салдарын олардың жекелеген көріністері бойынша әрдайым байқалмайтындығын көрсету. Мақалада әртүрлі елдерде болып жатқан процестер туралы үлкен көлемдегі ақпаратты талдау және синтездеу әдістері, кейбір бағдарламалық стратегиялық құжаттарды талдау, салыстырмалы және т.б. әдістер қолданылады. Мақаланың негізгі қорытындыларына мыналар жатады: ғарыш мемлекеттерінің қалыптасуы және олардың ғарыш әскерлерінің жедел қалыптасуы – планетадағы мемлекеттілік эволюциясының негізгі стратегиялық тенденциясы, ғарыш мемлекеттерінің құрылуы адамзаттың дамуына, оны ғарышта ілгерілетуге және ғарыш ресурстарын игеруді ұйымдастыруға жаңа мүмкіндіктер ашады, сонымен бірге қауіпсіздікке, ғарышты милитаризациялауға қатысты жаңа қатерлер туғызады, ғарыштық қару-жарақ жарысына ықпал етеді, қазіргі халықаралық ғарыш құқығындағы ХХ ғасырдағы дағдарыстық құбылыстарды күшейтеді, ғарыш мемлекеттері нығайған сайын, олардың арасындағы бәсекелестік күшейген сайын ұлттық, жаһандық және ғарыштық қауіпсіздікке төнетін қауіптер артуы мүмкін, ғарыш мемлекеттерінің дамуы және ғарыш өнеркәсібінің қалыптасуы планетаның құқықтық және саяси жүйесіне айтарлықтай әсер етеді, келешекте ғарышта халықаралық құқықтың сақталуын, ғарыш кеңістігіндегі мемлекеттердің ғарыш күштерінің қызметін (оның ішінде тікелей ғарышта) бақылау және инспекциялау жөніндегі халықаралық органдар құру, сондай-ақ неғұрлым алыс перспективада бітімгершілік операцияларды жүргізу үшін халықаралық күштерді (әскери бөлімшелерді, ғарыш флотын, жердегі және ғарыштағы қажетті инфрақұрылымды қоса алғанда) құру талап етіледі, ғарыш мемлекеті – ғарыш өркениетін қалыптастыру және адам мен адамзаттың ғарыштық әлеуетін ашу үшін маңызды саяси институт.
Тірек сөздер: ғарыш қызметі, АҚШ Ұлттық ғарыш кеңесінің есебі, мемлекеттіліктің эволюциясы, ғарыш мемлекеті, ғарыш әскері, жаһандық қауіпсіздік, ғарыш экономикасы, АҚШ ғарыш әскері, Қытай ғарыш әскері, Ресей ғарыш әскері.

S.F. Udartsev, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Professor Emeritus of M. Narikbayev KAZGUU University (Astana, Kazakhstan): Formation of space states and their space forces.
The relevance of the article’s topic deals with the new global processes of the formation of space states and their space forces, and such major planetary events as a pandemic and world crises distract attention from them. The novelty of the article is determined by the lack of research about the formation of space states, in fact, the beginning of a new phase in the evolution of the state as a historical phenomenon, which can be considered a new promising direction in the general theory of state and law. The subject of the study is the process of formation of a space state and such an essential element as space troops. The purpose of the study is to show major strategic changes in the developed countries of the planet and their possible consequences, which are not always noticeable in their individual manifestations. The methods of analysis and synthesis of a large amount of information about the processes taking place in different countries, analysis of some program strategic documents, a comparative method, and others are used in the article. The main conclusions of the article are as follows: the formation of space states and the accelerated development of their space forces might be considered as the main strategic trend in the evolution of statehood on the planet; the creation of space states opens up new opportunities for the development of mankind, its advancement in space and the organization of the development of space resources, but also creates new security threats, the militarization of space, promotes a space arms race, and intensifies the crisis in the current early international space law of the 20th century; the strengthening of space states, growing competition between them may lead to the increase of threats to national, global and space security; the development of space states and the formation of the space industry will have a significant impact on the legal and political system of the planet; in the future, it will be necessary to create international bodies to control and inspect the compliance with international law (including directly in space), the activities of the space forces of states in outer space, and in the longer term, international forces (including military units, the space fleet, the necessary infrastructure on the Earth and in space) for conducting peacekeeping operations in space; a space state is an important political institution for the formation of a space civilization and the disclosure of the space potential of a man and mankind.
Keywords: space activities, US National Space Council report, statehood evolution, space state, space forces, global security, space economy, US space forces, Chinese space forces, Russian space forces.

Список литературы:
Васильев Ю. Взгляды военно-политического руководства КНР на использование космоса в военных целях // Зарубежное военное обозрение (электронная версия). 2019. № 11. – С. 57-61.
Военный историк Юлин [Юлин Б.В.] предрек гонку вооружений в космосе. 17 ноября 2021 // Известия iz. URL: https://iz.ru/1250963/2021-11-17/istorik-predrek-gonku-vooruzhenii-v-kosmose (11.07.2022).
Воронин, Николай. Гонка за лунные ресурсы началась. Кто и как пишет правила игры? 22 марта 2021 // BBC NEWS. Русская служба. URL: https://www.bbc.com/russian/features-56447257 (07.07.2022).
Гусаров, Александр. Пентагон впервые развернул подразделение Космических войск США за рубежом. 21.09.2020 // RGRU. URL: https://rg.ru/2020/09/21/pentagon-vpervye-razvernul-podrazdelenie-kosmicheskih-vojsk-ssha-za-rubezhom.html (08.07.2022).
Иванов В.Л., Макаров М.И., Голованев И.Н. Основные тенденции военно-космической деятельности на современном этапе // Воздушно-космическая сфера | Aerospace Sphere Journal № 3 (104) 2020. – С. 73-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-voenno-kosmicheskoy-deyatelnosti-na-sovremennom-etape/viewer (04.08.2022).
Кисляков, Андрей. Космическое наступление Пентагона. 14 апреля 2022 // Еженедельник Звезда. 14 июля 2022. URL: https://zvezdaweekly.ru/news/2022441028-P54VF.html (14.07.2022).
Клеандров М.И. Метаправо и мегаправо для урегулирования отношений с иным разумом // Право и государство. № 4 (69) 2015. – С. 81-85.
Клеандров М.И. Иной Разум и право // Государство и право. 2021. № 10. С. 41-61. DOI: 10.31857/S102694520017262-9.
Краддас, Сара. Рудники на астероидах: реально ли это? И зачем? BBC Future. 20 января 2016 // URL: https://www.bbc.com/russian/science/2016/01/160120_vert_fut_asteroid_mining (07.08.2022).
Кричевский С.В. Перспективы освоения космоса человеком: Новые идеи, проекты, технологии. М.: ЛЕНАНД, 2021. – 320 с.
Козин В.П. Космические силы США: их ключевые задачи и будущие потенциалы / Аналитическое агентство «Стратегическая стабильность». М.: Изд-во Сабашниковых. 2022. – 444 с.
Монга, Випал (Vipal Monga) и Виэйра, Пол (Paul Vieira). The Wall Street Journal (США): оборонная система времен холодной войны будет модернизирована с целью противостояния России и Китаю. 1 марта 2021 // Иносми. URL: https://inosmi.ru/20210301/249231197.html (13.07.2022).
13. Попова С.М. Современные тенденции развития международного космического права // Право и государство. № 4 (73) 2016. С. 66-71.
Сапир, Жак. Каким будет следующий большой мировой кризис? // Валдай. Международный дикуссионный клуб. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/kakim-budet-sleduyushchiy-bolshoy-mirovoy-krizis/ (12.07.2022)
Степанов, Александр. Китайская военно-космическая программа — набор командной высоты. 7 октября 2021 // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/space/kitayskaya-voenno-kosmicheskaya-programma-nabor-komandnoy-vysoty/ (11.07.2022).
Ударцев С.Ф. Космическое государство как государство будущего: возможные варианты формирования и юридического закрепления статуса // Правовая культура. Научный журнал = The Legal Culture. Scientific journal. – 2019. – № 1 (36). – С. 23-37
Ударцев С.Ф. Космическое государство – начало новой эпохи в эволюции государственности // Государство и право. 2021. № 8. – С. 21-34. DOI: 10.31857/S1026945220016441-6.
Ударцев С.Ф. Право и государство как институты и идеи: прошлое, настоящее и будущее (избранное). М.: Юрлитинформ, 2022. – 536 с.
Филатов, Сергей. Космические силы США: для чего, и против кого? // Международная жизнь. 24.06.2022. URL: https://interaffairs.ru/news/show/35804 (05.07.2022).
Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов / Институт философии РАН. М.: Проспект, 2018. – 512 с.
A New Era for Deep Space Exploration and Development. Product of THE WHITE HOUSE NATIONAL SPACE COUNCIL. JULY 23, 2020. – Р. 5 // URL: https://csps.aerospace.org/sites/default/files/2021-08/NSpC%20New%20Era%20for%20Space%2023Jul20.pdf (07.08.2020).
Erwin, Sandra. Space Force unveils logo, ‘Semper Supra’ motto. The motto, 'semper supra,' is Latin for 'always above'. — July 22, 2020 // URL: https://www.foxnews.com/science/space-force-unveils-delta-logo-and-semper-supra-motto (07.08.2020).
Erwin, Sandra. Space Force ranks and insignia decisions on hold pending congressional action. — July 27, 2020 // URL: https://spacenews.com/space-force-ranks-and-insignia-decisions-on-hold-pending-congressional-action/ (07.08.2020).
Erwin, Sandra. Space Force reorganizes former Air Force space wings into “Deltas” and “Garrisons”. — July 24, 2020 // URL: https://spacenews.com/space-force-reorganizes-former-air-force-space-wings-into-deltas-and-garrisons/ (29.07.2020).
Krichevsky, Sergey and Udartsev, Sergey. Space State on Earth and Beyond: Philosophy, Models, Experience and Prospects // Philosophy and Cosmology. Volume 23, 2019. – P. 30-52; http://doi.org/10.29202/phil-cosm/23/4.
President Donald J. Trump is Unveiling an America First National Space Strategy. INFRASTRUCTURE & TECHNOLOGY. Issued on: March 23, 2018 // URL: HTTPS://WWW.WHITEHOUSE.GOV/BRIEFINGS-STATEMENTS/PRESIDENT-DONALD-J-TRUMP-UNVEILING-AMERICA-FIRST-NATIONAL-SPACE-STRATEGY/ (05.08.2020).
Udartsev, Sergey F. Space State: Possible Options for Forming // RUSSIAN LAW: Theory and Practice. 2019. № 1. – Р. 66-75.
Werner, Debra. U.S. Space Force and U.K. Ministry of Defense to hold International Space Pitch Day. — July 27, 2020 // URL: https://spacenews.com/u-s-space-force-and-u-k-ministry-of-defense-to-hold-international-space-pitch-day/ (29.07.2022).

References (transliterated):
1. Vasil'ev Yu. Vzglyady voenno-politicheskogo rukovodstva KNR na ispol'zovanie kosmosa v voennyh celyah // Zarubezhnoe voennoe obozrenie (elektronnaya versiya). 2019. № 11. – S. 57-61.
2. Voennyj istorik Yulin [Yulin B.V.] predrek gonku vooruzhenij v kosmose. 17 noyabrya 2021 // Izvestiya iz. URL: https://iz.ru/1250963/2021-11-17/istorik-predrek-gonku-vooruzhenii-v-kosmose (11.07.2022).
3. Voronin, Nikolaj. Gonka za lunnye resursy nachalas'. Kto i kak pishet pravila igry? 22 marta 2021 // BBC NEWS. Russkaya sluzhba. URL: https://www.bbc.com/russian/features-56447257 (07.07.2022).
4. Gusarov, Aleksandr. Pentagon vpervye razvernul podrazdelenie Kosmicheskih vojsk SSHA za rubezhom. 21.09.2020 // RGRU. URL: https://rg.ru/2020/09/21/pentagon-vpervye-razvernul-podrazdelenie-kosmicheskih-vojsk-ssha-za-rubezhom.html (08.07.2022).
5. Ivanov V.L., Makarov M.I., Golovanev I.N. Osnovnye tendencii voenno-kosmicheskoj deyatel'nosti na sovremennom etape // Vozdushno-kosmicheskaya sfera | Aerospace Sphere Journal № 3 (104) 2020. – S. 73-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-voenno-kosmicheskoy-deyatelnosti-na-sovremennom-etape/viewer (04.08.2022).
6. Kislyakov, Andrej. Kosmicheskoe nastuplenie Pentagona. 14 aprelya 2022 // Ezhenedel'nik Zvezda. 14 iyulya 2022. URL: https://zvezdaweekly.ru/news/2022441028-P54VF.html (14.07.2022).
7. Kleandrov M.I. Metapravo i megapravo dlya uregulirovaniya otnoshenij s inym razumom // Pravo i gosudarstvo. № 4 (69) 2015. – S. 81-85.
8. Kleandrov M.I. Inoj Razum i pravo // Gosudarstvo i pravo. 2021. № 10. S. 41-61. DOI: 10.31857/S102694520017262-9.
9. Kraddas, Sara. Rudniki na asteroidah: real'no li eto? I zachem? BBC Future. 20 yanvarya 2016 // URL: https://www.bbc.com/russian/science/2016/01/160120_vert_fut_asteroid_mining (07.08.2022).
10. Krichevskij S.V. Perspektivy osvoeniya kosmosa chelovekom: Novye idei, proekty, tekhnologii. M.: LENAND, 2021. – 320 s.
11. Kozin V.P. Kosmicheskie sily SSHA: ih klyuchevye zadachi i budushchie potencialy / Analiticheskoe agentstvo «Strategicheskaya stabil'nost'». M.: Izd-vo Sabashnikovyh. 2022. – 444 s.
12. Monga, Vipal (Vipal Monga) i Viejra, Pol (Paul Vieira). The Wall Street Journal (SSHA): oboronnaya sistema vremen holodnoj vojny budet modernizirovana s cel'yu protivostoyaniya Rossii i Kitayu. 1 marta 2021 // Inosmi. URL: https://inosmi.ru/20210301/249231197.html (13.07.2022).
13. Popova S.M. Sovremennye tendencii razvitiya mezhdunarodnogo kosmicheskogo prava // Pravo i gosudarstvo. № 4 (73) 2016. S. 66-71.
14. Sapir, Zhak. Kakim budet sleduyushchij bol'shoj mirovoj krizis? // Valdaj. Mezhdunarodnyj dikussionnyj klub. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/kakim-budet-sleduyushchiy-bolshoy-mirovoy-krizis/ (12.07.2022)
15. Stepanov, Aleksandr. Kitajskaya voenno-kosmicheskaya programma — nabor komandnoj vysoty. 7 oktyabrya 2021 // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/space/kitayskaya-voenno-kosmicheskaya-programma-nabor-komandnoy-vysoty/ (11.07.2022).
16. Udartsev S.F. Kosmicheskoe gosudarstvo kak gosudarstvo budushchego: vozmozhnye varianty formirovaniya i yuridicheskogo zakrepleniya statusa // Pravovaya kul'tura. Nauchnyj zhurnal = The Legal Culture. Scientific journal. – 2019. – № 1 (36). – S. 23-37
17. Udartsev S.F. Kosmicheskoe gosudarstvo – nachalo novoj epohi v evolyucii gosudarstvennosti // Gosudarstvo i pravo. 2021. № 8. – S. 21-34. DOI: 10.31857/S1026945220016441-6.
18. Udartsev S.F. Pravo i gosudarstvo kak instituty i idei: proshloe, nastoyashchee i budushchee (izbrannoe). M.: YUrlitinform, 2022. – 536 s.
19. Filatov, Sergej. Kosmicheskie sily SSHA: dlya chego, i protiv kogo? // Mezhdunarodnaya zhizn'. 24.06.2022. URL: https://interaffairs.ru/news/show/35804 (05.07.2022).
20. Chumakov A.N. Global'nyj mir: stolknovenie interesov / Institut filosofii RAN. M.: Prospekt, 2018. – 512 s.
21. A New Era for Deep Space Exploration and Development. Product of THE WHITE HOUSE NATIONAL SPACE COUNCIL. JULY 23, 2020. – R. 5 // URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2020/07/A-New-Era-for-Space-Exploration-and-Development-07-23-2020.pdf (07.08.2020).
22. Erwin, Sandra. Space Force unveils logo, ‘Semper Supra’ motto. The motto, 'semper supra,' is Latin for 'always above'. — July 22, 2020 // URL: https://www.foxnews.com/science/space-force-unveils-delta-logo-and-semper-supra-motto (07.08.2020).
23. Erwin, Sandra. Space Force ranks and insignia decisions on hold pending congressional action. — July 27, 2020 // URL: https://spacenews.com/space-force-ranks-and-insignia-decisions-on-hold-pending-congressional-action/ (07.08.2020).
24. Erwin, Sandra. Space Force reorganizes former Air Force space wings into “Deltas” and “Garrisons”. — July 24, 2020 // URL: https://spacenews.com/space-force-reorganizes-former-air-force-space-wings-into-deltas-and-garrisons/ (29.07.2020).
25. Krichevsky, Sergey and Udartsev, Sergey. Space State on Earth and Beyond: Philosophy, Models, Experience and Prospects // Philosophy and Cosmology. Volume 23, 2019. – P. 30-52; http://doi.org/10.29202/phil-cosm/23/4.
26. President Donald J. Trump is Unveiling an America First National Space Strategy. INFRASTRUCTURE & TECHNOLOGY. Issued on: March 23, 2018 // URL: HTTPS://WWW.WHITEHOUSE.GOV/BRIEFINGS-STATEMENTS/PRESIDENT-DONALD-J-TRUMP-UNVEILING-AMERICA-FIRST-NATIONAL-SPACE-STRATEGY/ (05.08.2020).
27. Udartsev, Sergey F. Space State: Possible Options for Forming // RUSSIAN LAW: Theory and Practice. 2019. № 1. – R. 66-75.
28. Werner, Debra. U.S. Space Force and U.K. Ministry of Defense to hold International Space Pitch Day. — July 27, 2020 // URL: https://spacenews.com/u-s-space-force-and-u-k-ministry-of-defense-to-hold-international-space-pitch-day/ (29.07.2022).

 

Учредитель:
АО Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева (Maqsut Narikbayev University).
Партнеры:

Журнал зарегистрирован в Комитете информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство № 7742-Ж.
ISSN: 2307-521X (печатная версия)
ISSN: 2307-5201 (электронная версия)