• Главная
  • Архив
  • № 2 (91), 2021
  • К вопросу обеспечения налоговой безопасности и противодействия налоговым преступлениям

К вопросу обеспечения налоговой безопасности и противодействия налоговым преступлениям

Б.Т. Сеитов
магистр юр. н., докторант
Академии правоохранительных
органов при Генеральной прокуратуре
Республики Казахстан
(п. Косшы, Акмолинская область),

В статье акцентируется внимание на актуальность обеспечения налоговой безопасности и противодействия налоговым преступлениям. Предметом исследования являются общественные отношения в сфере обеспечения экономической безопасности и нормы уголовного права, предусматривающие ответственность за налоговые преступления. Целью исследования является научная формулировка и выведение понятий налогового преступления и обеспечения налоговой безопасности, а также анализ нормативно-правовых изменений противодействия налоговым преступлениям. Методы научного исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, описательный, исторический, формально-юридический. Научная новизна статьи определяется тем, что в работе изложено авторское определение понятия налогового преступления и обеспечения налоговой безопасности. В качестве выводов автор подчеркивает, что с развитием экономических отношений и предпринимательства в стране уголовно-правовые нормы претерпевают изменения и оказывают регуляторное и профилактическое воздействие на поведение субъектов, уклонявшихся от уплаты налогов. Динамика событий и явлений демонстрирует гуманизацию законодательства и дальнейшую декриминализацию деяний в налоговой сфере.
Ключевые слова: бюджет, государство, налоговые преступления, налог, налогоплательщик, обеспечение, платеж, правонарушение, преступность, уклонение от уплаты налога, экономическая безопасность, экономика.


Введение
Немаловажную роль в обеспечении законности и правопорядка в сфере налогообложения приобретают вопросы устойчивого функционирования механизма взимания налогов, обеспечения экономической и налоговой безопасности, в том числе посредством применения нормативно-правовых инструментов противодействия налоговым преступлениям.
В условиях постоянной трансформации рынка капитала и необходимости финансирования экономических и социальных программ из бюджета страны, полная и своевременная уплата налогов относится к приоритетному направлению обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан.
На состояние борьбы с преступностью в сфере налогообложения отрицательное влияние может оказывать криминализация экономики, несовершенство налогового и уголовно-правового законодательства, его отставание от происходящих изменений в способах криминальных действий ухода от налогов.
Эффективное противодействие налоговым преступлениям – задача, привлекающая пристальное внимание политических и государственных деятелей, ученых, специалистов в области права, экономики и финансов. Противодействие налоговым преступлениям является одним из ключевых направлений обеспечения экономической безопасности, в котором задействован государственно-правовой механизм защиты экономических интересов государства и общества.

Основные положения
Исследование феномена противодействия налоговым преступлениям остается актуальной сферой научных изысканий, поскольку его понимание как составного элемента экономической безопасности и формирование новых научных правовых терминов открывает пути решения задач обеспечения национальной и финансовой безопасности Республики Казахстан. Повышение эффективности государственно-правового механизма обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан видится в совершенствовании норм права, регламентирующих ответственность за уголовные налоговые правонарушения.
Приоритетным направлением деятельности государственных правовых институтов по обеспечению экономической безопасности государства и его функционирования, гарантом успешного социально-экономического развития общества является комплекс действий и мер по противодействию налоговым преступлениям. Для достижения целей налоговой безопасности, включая достаточность поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет от налогоплательщиков, первоочередной задачей является внедрение в понятийно-категориальный аппарат определений налогового преступления и налоговой безопасности, а также выработка и совершенствование мер уголовно-правового характера.

Материалы и методы
В исследовании использованы работы и научные труды казахстанских и российских ученых Абалкина Л.И., Арыстанбекова К.Т., Бейсенова Б.М., Кучерова И.И., Середа И.М., а также современные нормативно-правовые и концептуальные источники, посвященные проблематике экономической безопасности, официальные статистические данные по налоговой преступности.
Для поиска и формулировки понятий налогового преступления и обеспечения налоговой безопасности, в научном исследовании использованы анализ, синтез, индукция, дедукция, описательный, исторический, формально-юридический методы научного исследования.

Результаты исследования
1. Обеспечение экономической и налоговой безопасности
Полная и своевременная уплата налогов относится к одному из приоритетных направлений деятельности государственных институтов власти.
В странах с рыночной моделью экономики экономические реформы и социально-политическая ситуация оказывают серьезное влияние на характер налоговых преступлений, определяют их характеристики и влияют на состояние экономической безопасности в целом.
Как указывает в своей работе Спанов М.У., «национальная и экономическая безопасность – это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов.1
Согласно пункту 4 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» экономическая безопасность устанавливается как состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается устойчивое ее развитие и экономическая независимость.2
По мнению Р.О. Бугубаевой, «признание экономической безопасности важнейшей основой национальной безопасности позволило отнести обеспечение экономической безопасности к приоритетному направлению деятельности государства и общества. Экономическая безопасность может быть обеспечена только при условии эффективности правового и государственного регулирования национальной безопасности».3
Таким образом, понятие «экономическая безопасность» означает закрепление в правовых институтах системы отношений по поводу экономической безопасности, которая представляет собой основу стабильного существования экономики и создания условий, при которых ее состояние не представляет опасности для личности, организаций, и в первую очередь, государства.
Непосредственным объектом мер обеспечения экономической безопасности являются жизненно важные интересы личности, предприятий и государства, в зависимости от масштаба объекта экономической безопасности.
Так, в понятие «обеспечение экономической безопасности» включается комплекс действий и мер, для достижения состояния защищенности национальной экономики от внутренних и внешних угроз.
Часто понятия «экономическая безопасность» и «обеспечение экономической безопасности» смешивают или рассматривают как тождественные.
Определение содержания «экономическая безопасность» и механизмы обеспечения интерпретируются различно, что обусловлено исследованием проблемы в рамках различных теоретико-методических подходов.
Например, по мнению К.Т. Арыстанбекова, «под обеспечением экономической безопасности следует понимать систему действий по предотвращению возникновения и развития негативных, международных и опасных факторов, условий, процессов и ситуаций и ликвидации их последствий.4
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 22 Закона, экономическая безопасность включает финансовую, которая предусматривает состояние защищенности финансовой системы от реальных и потенциальных угроз, при котором государство способно обеспечить ее целостность, независимость и устойчивое развитие.5
Академик Л. Абалкин, исследуя экономическую безопасность, выделяет три важнейших элемента:
- экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства не носит абсолютного характера;
- стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать обстановку;
- создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянную модернизацию производства как условие устойчивости и самосохранения национальной экономики.
По мнению академика, «экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.6
В свою очередь, финансовая безопасность – это обеспечение такого развития экономики, финансовой системы, финансовых отношений и процессов в стране (регионе), при котором создавались бы необходимые (приемлемые) финансовые условия и ресурсы для социально-экономической стабильности и развития общества и конкретного региона, сохранения целостности и единства финансовой системы, включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютную системы, а также для успешного противостояния внутренним и внешним угрозам экономических интересов.7
Важнейшим элементом государственного управления экономикой и финансовой системы является налоговая система, под которой понимается «совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.8
Следовательно, налоговая безопасность предполагает состояние защищенности налоговой системы от реальных и потенциальных угроз, при котором, государство посредством государственного правового механизма обеспечивает достаточное поступление налогов и других обязательных платежей в бюджет государства от налогоплательщиков.
Развивая мысль о понятии «обеспечение налоговой безопасности», следует исходить из более обширного понятия «обеспечение экономической безопасности», которое означает воздействие права на отношения по поводу экономической безопасности путем определения посредством норм права действий и мер, которые могут сделать возможным достижение состояния защищенности национальной экономики от внутренних и внешних угроз.
Исходя из определений, приведенных выше, полагаем возможным внести в понятийный аппарат правовую дефиницию «обеспечение налоговой безопасности Республики Казахстан» как систему действий по предотвращению возникновения и развития негативных и опасных факторов внутри и извне налоговой системы, могущих влиять на налоговую безопасность.
Применительно к налоговой безопасности, следует обеспечить такое воздействие норм права на налоговые отношения, при котором достигается состояние защищенности налоговой системы государства, и ее стабильность.

2. Налоговые преступления
Противодействие налоговым преступлениям является одним из ключевых направлений обеспечения экономической безопасности любого государства.
Ученые, исследующие проблемы налоговых преступлений не выработали в науке уголовного права устоявшегося мнения относительно понятия и научного термина «налоговое преступление».
Так, И.И. Кучеров определяет налоговое преступление как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.9
Анализируя имеющиеся точки зрения по рассматриваемому вопросу, И.М. Середа приходит к выводу о том, что в более широком смысле под «налоговыми преступлениями» понимается всякое преступное деяние, посягающее на правоотношения в сфере налогообложения.10
Отметим, что и в действующем отечественном уголовном законодательстве не дается определение понятия налогового преступления.
Б.М. Бейсенов характеризует налоговое преступление как «запрещенное уголовным законом под угрозой наказания общественно опасное умышленное деяние, совершенное в сфере налогообложения физических или юридических лиц, выраженное в форме действия или бездействия, направленное на полную или частичную неуплату законно установленных налогов и (или) иных обязательных платежей в бюджет.11
Определение понятия «налоговые преступления» должно содержать в себе все признаки рассматриваемого явления, отличающего его от других явлений.
В качестве таковых можно отнести следующие признаки налоговых преступлений:
1) специфический объект преступления – налоговая система государства, в частности, установленный порядок налогообложения, что, несомненно, определяет повышенную общественную опасность налоговых преступлений;
2) предмет преступления – денежные средства, которые должны быть уплачены в виде налогов и сборов;
3) обязательный признак предмета преступления – крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов;
4) умышленный характер преступления и цели оставления в своей собственности или в собственности третьих лиц полностью или частично денежных средств, которые должны быть уплачены в виде налогов и (или) сборов в бюджет, либо незаконной отсрочки уплаты налогов и (или) сборов;
5) субъект преступления – налогоплательщик или лицо, ответственное за уплату налогов и (или) сборов за налогоплательщика (организацию).
Таким образом, налоговое преступление – общественно опасное социально-правовое и экономическое явление (деяние), посягающее на установленный порядок налогообложения (охраняемые уголовным законом отношения по поводу уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет), а также на государственные институты по контролю за своевременностью и полнотой их уплаты, выражающееся в виновном оставлении в собственности налогоплательщика или третьих лиц полностью или частично денежных средств, подлежащих обязательной уплате в бюджетную систему Республики Казахстан в качестве налогов и (или) сборов, либо в незаконной отсрочке их уплаты, в крупном или особо крупном размерах.
Налоговые платежи формируют доходную часть бюджета государства и удовлетворяют социально-культурные и экономические цели общества.
В Республике Казахстан долгом и обязанностью каждого гражданина является уплата законно установленных налогов, что закреплено в статье 35 основного Закона страны.12
В послании народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» Президент Республики Казахстан К.-Ж. Токаев указал на необходимость разработки налоговой политики, понятной для всех граждан и минимизации количества налогов и платежей.
Сегодня взимается около 40 различных налогов и сборов, администрирование усложнено и носит ярко выраженный принудительный характер. Требуют пересмотра действующие пороги привлечения бизнеса к уголовной ответственности за налоговые правонарушения.13
Законом Республики Казахстан от 21 января 2019 года увеличен порог применения уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций на сумму свыше пятидесяти месячных расчетных показателей.14
Также новеллами явились поправки, внесенные Законом в примечания к статьям 244 и 245 УК РК, по которым расширены основания освобождения от уголовной ответственности лица.
До внесения изменений в действующий Уголовный кодекс, при добровольной уплате задолженности по налогам и (или) другим обязательным платежам в бюджет, а также пени, установленным законодательством Республики Казахстан освобождению от уголовной ответственности, подлежало лицо, лишь впервые совершившее уголовное деяние.
В новой редакции примечаний лицо освобождается от уголовной ответственности независимо, совершено деяние впервые либо нет, за исключением деяния, предусмотренного ст. 245 УК РК, совершенного преступной группой.15
Рассматриваемые новшества являются мерами не только уголовно-правовыми, но также и экономическими, поскольку направлены на снижение количества преступлений и стимулирование позитивного постпреступного поведения лиц, совершивших налоговые преступления.
К примеру, если в 2015 году количество правонарушений, зарегистрированных в Едином реестре досудебных расследований по ст.244 УК РК составляло 111 (2016 г. – 95, 2017 г. – 56, 2018 г. – 14, 2019 г. – 3), то уже в 2020 году – 15 фактов.
Аналогично, по ст. 245 УК РК в 2015 году количество правонарушений, зарегистрированных в Едином реестре досудебных расследований по составляло 826 (2016 г. – 508, 2017 г. – 316, 2018 г. – 323, 2019 – 92), а в 2020 году их число составило 175 фактов.16
Следует отметить, что с развитием экономических отношений меняются способы уголовно-правовой охраны общественных отношений, направленные на достижение целей экономической безопасности, одними из которых являются уплата налогов и других обязательных платежей в казну и предотвращение ущерба интересам государства.
Разработка эффективных мер по противодействию налоговым преступлениям оказывает благоприятное влияние на экономическую безопасность страны.

Обсуждение
Без налогов и сборов не представляется существование государства, и его должное функционирование. От эффективности противодействия налоговым преступлениям зависит полнота и качество реализуемых для повышения благосостояния общества социальных и экономических программ, финансируемых из бюджета.
Однако, вопросы противодействия налоговым преступлениям, как условия обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан, сегодня остаются малоисследованными.
Посредством выстраивания целенаправленной экономической политики и применения правовых инструментов государственные институты всегда обладают возможностью сведения к минимуму экономических налоговых угроз, включая криминальные факты неуплаты налогов.
Помимо комплекса мер уголовно-правовой защиты налоговой среды, важным является создание налоговых льгот и преференций, благоприятных для развития предпринимательства, в условиях честной конкуренции.

Заключение
Общественная опасность налоговых преступлений характеризуется не только латентностью и экономическим ущербом, причиняемым государству.
Налоговые преступления, как никто другие способствуют имущественному расслоению и усилению дифференциации уровня доходов различных социальных групп и слоев населения, сращиванию теневого капитала, формированию антиобщественных личностных установок, что может привести к деформации социально-экономических отношений и разрушению основ правового государства.
Уголовные налоговые правонарушения также совершаются в совокупности с иными преступлениями. В их числе есть преступления, совершенные в сфере экономической деятельности, против собственности, должностные и против порядка управления.17
В этой связи суть эффективных мер по снижению числа налоговых правонарушений видится в том, чтобы дополнить существующую систему обеспечения экономической безопасности надежным уголовно-правовым механизмом профилактики и противодействия уголовным налоговым правонарушениям.
В условиях рыночной экономики основные усилия следует направить на соблюдение балансов интересов государства и субъектов предпринимательства, с обеспечением принципа неотвратимости уголовного наказания в отношении лиц, совершающих налоговые преступления, упрощение процедуры исполнения налоговых обязательств и цифровизацию налоговой системы.
Как верно отмечал Р.Т. Тусупбеков, для решения задач по обеспечению экономической безопасности необходимо «наличие четкой, внутренне согласованной правовой базы и целенаправленной экономической политики государства по противодействию таким угрозам, в том числе и налоговой преступности».18
С течением времени этот тезис не потерял своей актуальности, пополнение государственной казны и налоговая сфера имеет исключительно важное значение для успешного функционирования экономик всех стран в мире.
Принимаемые меры по обеспечению налоговой безопасности должны быть понятными для общества и защищать налоговые интересы государства и субъектов предпринимательства от преступных посягательств.
В числе таких мер – совершенствование налогового и уголовно-правового законодательства, обсуждение с привлечением общественности и освещением в средствах массовой информации способов преодоления барьеров и разрешения спорных налоговых ситуаций при осуществлении экономической деятельности у активной части населения, профилактика и пресечение уголовных налоговых правонарушений, исключение «бюрократических проволочек», цифровизация и упрощение форм налогового контроля.

Б.Т. Сейітов, заң ғылымдарының магистрі, Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының жанындағы Құқық қорғау органдары академиясының докторанты, Қосшы кенті, Ақмола облысы, Қазақстан Республикасы: Экономикалық қауіпсіздікті қамтамасыз ету контексінде салықтық қылмысқа қарсы іс-қимыл шараларын жетілдіру мәселесіне.
Мақалада салық қауіпсіздігін қамтамасыз ету және салық қылмыстарына қарсы тұрудың маңыздылығына назар аударылады. Экономикалық қауіпсіздікті қамтамасыз ету саласындағы қоғамдық қатынастар және салықтық қылмыстар үшін жауапкершілікті көздейтін қылмыстық құқық нормалары зерттеу нысанасы болып табылады. Зерттеудің мақсаты салық қылмысы және салық қауіпсіздігін қамтамасыз ету ұғымдарын ғылыми тұжырымдау және шығару болып табылады.
Ғылыми зерттеу әдістері: талдау, синтез, индукция, дедукция, сипаттамалық, ресми-құқықтық. Мақаланың ғылыми жаңалығы жұмыста салық қылмысы және салық қауіпсіздігін қамтамасыз ету ұғымының авторлық анықтамасы көрсетілгендігімен анықталады.
Қорытынды ретінде автор елдегі экономикалық қатынастар мен кәсіпкерліктің дамуымен қылмыстық-құқықтық нормалар өзгеріске ұшырап, салық төлеуден жалтарған субъектілердің мінез-құлқына реттеуші және профилактикалық әсер ететіндігін баса айтады.
Оқиғалар мен құбылыстардың динамикасы заңнаманың ізгілендірілуін және салық саласындағы әрекеттердің одан әрі қылмыссыздануын көрсетеді.
Тірек сөздер: түйінді сөздер: бюджет, мемлекет, салық қылмыстары, салық, салық төлеуші, кепілдік, төлем, құқық бұзушылық, қылмыс, салық төлеуден жалтару, экономикалық қауіпсіздік, экономика.

B.T. Seitov, Master of Law, Doctoral Student of the Academy of Law Enforcement Agencies under the Prosecutor General's Office of the Republic of Kazakhstan, Kosshi village, Akmola region, Republic of Kazakhstan: On the question of improving measures to combat tax crime in the context of ensuring economic security.
The article focuses on the relevance of ensuring tax security and countering tax crimes. The subject of the study is public relations in the field of ensuring economic security and the norms of criminal law that provide for liability for tax crimes. The purpose of the research is the scientific formulation and derivation of the concepts of tax crime and tax security. Methods of scientific research: analysis, synthesis, induction, deduction, descriptive, formal-legal. The scientific novelty of the article is determined by the fact that the paper presents the author's definition of the concept of tax crime and ensuring tax security. As a conclusion, the author emphasizes that with the development of economic relations and entrepreneurship in the country, criminal law norms are undergoing changes and have a regulatory and preventive impact on the behavior of tax evaders. The dynamics of events and phenomena demonstrate the humanization of legislation and the further decriminalization of acts in the tax sphere.
Keywords: budget, state, tax crimes, tax, taxpayer, security, payment, offense, crime, tax evasion, economic security, economy.

Список литературы:
1. Арыстанбеков К.Т. Государственное и правовое обеспечение экономической безопасности Республики Казахстан. Алматы, ИД «Мұрагер», 2005. – 184 с.
2. Айнабек К.С., Бугубаева Р.О., Н.И. Видрицкая, Б.У. Сейтхожин. Экономическая безопасность и проблемы ее обеспечения в Республике Казахстан. Караганда: Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, 2013. – 183 с.
3. Бейсенов Б.М. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика уклонения от уплаты налогов: Автореф. дис.. канд. юрид. Наук. Астана, 2007.
4. Кучеров И.И. Налоговые преступления. М.: Учебно-консультативный центр «ЮрИнфоР», 1997.
5. Тусупбеков Р.Т. Актуальные проблемы повышения эффективности экономической безопасности Республики Казахстан. Научные труды Академии финансовой полиции. Выпуск 3. Астана: Фолиант, 2002. – 496 с.
6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.
7. Юткина Т.О. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФА-М, 2000.
8. Информационный портал «Qamqor.gov.kz» // URL: https://qamqor.gov.kz/portal/page/portal/POPageGroup/Services/Pravstat (01.09.2020).
9. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.
10. Арыстанбеков К.Т. Необходимо принять концепцию экономической безопасности Республики Казахстан // Таможенный вестник. 1997. № 5.
11. Сабитаева А.К., Болатулы С. Социально-правовая обусловленность уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов // Вестник казахско-русского международного университета. 2012. // URL: https://articlekz.com/article/20768 (20.06.2020).
12. Середа И.М. Уклонение от уплаты налогов и сборов, налоговые преступления, преступления против налоговой системы: понятие, характеристика и классификация // Проблемы экономики и юридической практики. 2005. № 1.
13. Спанов М.У. Экономическая безопасность: системные факторы // Саясат.1999. № 3.

References (transliterated):
1. Arystanbekov K.T. Gosudarstvennoe i pravovoe obespechenie ekonomicheskoj bezopasnosti Respubliki Kazahstan. Almaty, ID «Mұrager», 2005. – 184 s.
2. Ajnabek K.S., Bugubaeva R.O., N.I. Vidrickaya, B.U. Sejthozhin. Ekonomicheskaya bezopasnost' i problemy ee obespecheniya v Respublike Kazahstan. Karaganda: Karagandinskij ekonomicheskij universitet Kazpotrebsoyuza, 2013. – 183 s.
3. Bejsenov B.M. Ugolovno-pravovaya i kriminalisticheskaya harakteristika ukloneniya ot uplaty nalogov: Avtoref. dis.. kand. yurid. nauk. –Astana, 2007.
4. Kucherov I.I. Nalogovye prestupleniya. M.: Uchebno-konsul'tativnyj centr «YurInfoR», 1997.
5. Tusupbekov R.T. Aktual'nye problemy povysheniya effektivnosti ekonomicheskoj bezopasnosti Respubliki Kazahstan. Nauchnye trudy Akademii finansovoj policii. Vypusk 3. Astana: Foliant, 2002. – 496 s.
6. Engel's F. Proiskhozhdenie sem'i, chastnoj sobstvennosti i gosudarstva // Marks K., Engel's F. Soch. T. 21.
7. Yutkina T.O. Nalogi i nalogooblozhenie: Uchebnik. M.: INFA-M, 2000.
8. Informacionnyj portal «Qamqor.gov.kz» // URL: https://qamqor.gov.kz/portal/page/portal/POPageGroup/Services/Pravstat (01.09.2020).
9. Abalkin L. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: ugrozy i ih otrazhenie // Voprosy ekonomiki. 1994. № 12.
10. Arystanbekov K.T. Neobhodimo prinyat' koncepciyu ekonomicheskoj bezopasnosti Respubliki Kazahstan // Tamozhennyj vestnik. 1997. № 5.
11. Sabitaeva A.K., Bolatuly S. Social'no-pravovaya obuslovlennost' ugolovnoj otvetstvennosti za uklonenie ot uplaty nalogov i (ili) sborov // Vestnik kazahsko-russkogo mezhdunarodnogo universiteta. 2012 // URL: https://articlekz.com/article/20768 (20.06.2020).
12. Sereda I.M. Uklonenie ot uplaty nalogov i sborov, nalogovye prestupleniya, prestupleniya protiv nalogovoj sistemy: ponyatie, harakteristika i klassifikaciya // Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki. 2005. № 1.
13. Spanov M.U. Ekonomicheskaya bezopasnost': sistemnye faktory // Sayasat.1999. № 3.

Учредитель:
АО Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева (Maqsut Narikbayev University).
Партнеры:

Журнал зарегистрирован в Комитете информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство № 7742-Ж.
ISSN: 2307-521X (печатная версия)
ISSN: 2307-5201 (электронная версия)