• Главная
  • Архив
  • № 2 (91), 2021
  • Рецензия на учебник: Понкин И.В. и Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Издание 2-е, дополн. и перераб. М.: Буки Веди, 2021. – 567 с.

Рецензия на учебник: Понкин И.В. и Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Издание 2-е, дополн. и перераб. М.: Буки Веди, 2021. – 567 с.


УДК 343.3/.7
МРНТИ 10.77.51
К.В. Ким,
к.ю.н., профессор Высшей школы права
Университета КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева
(г. Нур-Султан, Казахстан)
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

В статье рецензируется учебник Понкина И.В. и Лаптевой А.И. «Методология научных исследований и прикладной аналитики». Исходя из задачи, как научить правильно реализовать научную идею, авторы учебника определили тематический горизонт методологии научных исследований и прикладной аналитики. В работе подробно рассмотрены методы научного поиска и прикладной аналитики, даны рекомендации по их использованию в процессе научной деятельности. Заслуживают внимания и вызывают интерес исследования проблемы академического научного языка и научного стиля письма, определения основных параметров оценки научного продукта. Учебник предназначен для юридических критиков, профессиональных аналитиков, соискателей кандидатских, докторских ученых степеней и их научных руководителей и консультантов, профессорско-преподавательского состава, магистрантов.
Ключевые слова: методология, наука, методы научных исследований, прикладная аналитика, право, академическое письмо, диссертация, параметры исследовательского труда.

Современный этап развития права в Казахстане отражает динамичные преобразования во всех областях жизнедеятельности человека, в первую очередь, научно-технической, характеризуется нестабильным законодательством, постоянно изменяющимся на протяжении более двадцати лет. Данное положение свидетельствует о дефиците научных исследований, имеющих теоретическое и практическое значение, в первую очередь, для нормотворческой деятельности. Соискатель научной степени для себя избирает одно из двух достижений: защитить диссертацию или совершить научное открытие и защитить диссертацию. Часто избирается и достигается только первое. Достижение второй задач немыслимо без определения методологических основ своего научного труда.
Если вы высоко оцениваете значение методологии в научных исследованиях, являетесь успешным научным руководителем по написанию магистерских, кандидатских и докторских диссертаций, представленная книга непременно обратит ваше внимание и заинтересует. Также она предназначена для пытливых, занимающихся научными исследованиями студентов, магистрантов, докторантов, причем не только юристов, но и иных сфер научной деятельности. Учебник направлен на углубленное изучение методологии научных исследований с широким привлечением литературы философской, юридической, психологической, по информационно-аналитической деятельности, иных областей науки, как российской, так и зарубежной. Текст работы изложен академическим языком, что сближает его с монографией, делает непростым в изучении, заставляющим читателя думать.
Первый учебник Понкина И.В., Редькиной (Лаптева) А.И. «Методология научных исследований и прикладной аналитики» вышел в свет в 2020 году,1 получив положительные отзывы и пожелания о расширении тематического горизонта данных исследований. В 2021 году опубликовано 2-ое издание учебника, дополненное и переработанное.2 «Необходимость возрождения и налаживания систематического обучения методологии научных исследований и прикладной аналитической работы»3 побудили авторов вновь обратиться к данной актуальной теме. Учебник освещает тематический горизонт методологических исследований и прикладной аналитики. Ценность, новизна и интерес к данной работе обусловливается анализом и синтезом двух видов деятельности: научно-методологической и прикладной аналитики. «Нет аналитики, не основанной на научных подходах, и редкий пример научной деятельности мы сумеем обнаружить без задействования аналитики», - отмечают авторы книги.4 Если с учетом наличия представителей различных ученых степеней и званий, мы можем с уверенностью сказать, что их в государстве у нас не мало, то задача назвать юристов-аналитиков, вызовет определенные затруднения. Это может быть связано с тем, что такие специалисты не афишируются и их единицы. Кроме того, одной из причин данного положения выступает, по мнению авторов, недостаточное количество методологической литературы, в которой бы ставились задачи: «как исследовать, познавать, мыслить, обобщать, писать, дискутировать, рецензировать».5 Решению данных задач посвятили авторы создание совместного труда – «Методология научных исследований и прикладной аналитики», содержание которого полностью отвечает его названию.
Аналитическую деятельность определяют как интеллектуальную, логико-мыслительную, направленную на решение практических (управленческих) задач,6 поэтому авторы учебника считают методологическим основанием написания значимых для решения современных задач диссертаций методы научных исследований и прикладной аналитики, которые получили своё достаточно подробное и глубокое освещение в рецензируемом учебнике (с. 312-555).
Высокий научный уровень и авторитет рецензентов учебника, которыми выступили: Макацария А.Д. – академик РАН, д. мед. н., Заслуженный врач РФ; Грачева Е.Ю. – д. ю. н., Заслуженный юрист РФ; Ударцев С.Ф. – д. ю. н., Почётный юрист РК; Зеленцов А.Б. – д. ю. н., Заслуженный юрист РФ, Почётный работник высшего профессионального образования РФ; Соловьёв А.А. - д. ю. н.; Петракова Т.И. – д. пед. н.; Евдокимов А.Ю. – д. техн. н., также свидетельствуют об академическом уровне представленной работы, её несомненной научной ценности и практической значимости для продуктивных исследований ученых.
В учебнике получили свое отражение размышления и выводы его авторов, построенные на собственном богатом научно-исследовательском и научно-методическом опыте. Понкин Игорь Владиславович – д.ю.н., профессор, научной деятельностью занимается 32 года, им опубликовано «свыше 700 научных и учебно-методических публикаций (на 10 языках). Научный консультант по 4 успешно защищённым докторским диссертациям (степени присуждены) и научный руководитель по 11 успешно защищённым кандидатским диссертациям (степени присуждены)».7 Лаптева Алена Игоревна – к.ю.н., доцент, автор около 200 научных и учебно-методических публикаций, изданных на 5 языках (там же).8
Построение оригинальной структуры представленного учебника отражает видение авторами хронологии и логики научного исследования, что приходит с научным опытом и при руководстве написанием не одной только диссертационной работы. Она включает введение, 8 глав, имеющие параграфы, заключение, охватывает 567 страниц. Системность рецензируемого учебника обусловлена поставленными и сформулированными целями и задачами его написания. Закономерно, что «издание посвящается, как дань глубокого уважения и почтения» научным руководителям, научным оппонентам, всем «изначальным и последующим учителям», что определяет этическую основу работы.
Подчеркивая неразрывную связь науки и методологии, первая глава учебника «Онтология научных исследований и прикладной аналитики» освещает вопросы понятия науки, рассматривая её как разновидность деятельности, раскрывает значение научной терминологии, неразрывную связь эффективности науки с её методологией. В книге предлагается авторское понятие аналитики, определяются её параметры, такие как системность, сложность, точность. Читателя заинтересуют положения об умениях хорошего аналитика, их классификация, формализованный перечень компетентностей аналитика в различных сферах данной деятельности, методика подготовки аналитиков. Как представляющие интерес в этом вопросе приводятся Принципы разведывательной аналитики Школы Шермана Кента в рамках Программы карьерного аналитика.9
Заслуживает внимания и поддержки выделение мотивационных аспектов научного руководства, связанных с повышением профессионализма как ученого и научного руководителя и оставлением научного наследия.
Рекомендации по подходам к реализации первоначальных задач, стоящих перед начинающими исследователями, предлагаются во второй главе: «Дизайн, трассировка и конфигурация». Значение дизайна исследовательской работы: статьи, монографии, доклада, определяется, по мнению авторов, его связью с замыслом и реализацией самого проекта, обработкой и репрезентацией знаний, внутренней логической организацией (составления, распределения, структурирования, представления) текста этого произведения. Поэтому решение данного вопроса требует особой тщательности и хорошего знания исследуемой темы. Определяются параметры дизайна. К несущим конструкциям научного исследования авторы относят: мотивацию решения мыслительной задачи, что конкретно исследовать, свое оригинальное понимание проблемы, выбор темы. Отмечая тщательность работы, предшествующей выбору темы, авторы ориентируют начинающего ученого-юриста в перечне предметно-объектных областей научно-юридического исследования, основных направлениях поиска репрезентативной литературы, правильном и обоснованном использовании цитирования.
Несомненным достоинством работы является освещение проблемы обучения академическому научному письму как неотъемлемому элементу академической культуры ученого. В главе 3 «Язык науки и прикладной аналитики» рассматриваются его составляющие: научное письмо и научный стиль; научная лексика; конструкции формулировок, предлагаются рекомендации по определению целесообразности и релевантности применения сложных научных конструкций. Авторы отмечают, что ошибочно говорить о понятии «правильный» способ письменного выражения научного положения, идеи, поскольку научный стиль письма каждого ученого формируется под воздействием целого ряда факторов: образования (одного, двух и более), его характера, профессионального опыта в конкретной юридической сфере деятельности, должности; принадлежности к определенной научной школе и др. При этом, императивное правило: «сокращать фразу до размера мысли» не всегда обоснованно.10
Отдельное внимание уделено исследованию детерминантов обоснованности использования сложных текстовых конструкций в работе, в числе которых отнесена и сложность права, как социального явления. При этом текст может быть «существенно обогащён сложной научной лексикой». «Главное – чтобы употребление усложнённой научной лексики было обоснованным и оправданным, соразмерным и сообразным»,11 то есть делала фразу простой для осведомленного читателя и компетентного юриста.
Негативными последствиями некачественного стиля письма, по мнению авторов, являются беспредметные споры, свидетельствующие о неумении вести научные дискуссии, убеждать оппонентов в правоте своих положений и выводов. Авторы считают, что без научной дискуссии, критики «не существует проверки и подтверждения научных построений, невозможно научное развитие»,12 советуют, как можно их использовать для развития своей научной идеи – получить подтверждение, новую аргументацию, новые направления сбора теоретического и эмпирического материала, опровержение своих доводов. Без владения академическим научным письмом также сложно написать рецензию, аннотацию, реферат, в том числе, черновики и конспекты. Понятию, значению формата, рекомендациям по их написанию посвящается глава 5. «Элементы и форматы».
Правильная постановка задач, научная обоснованность и практическая направленность представляемого учебника обусловлена не только обширным списком теоретических источников, но и многолетним специальным собиранием, исследованием и анализом репрезентативного эмпирического материала, проведенными Понкиным И.В.:
- опросы на протяжении более 10 лет руководителей аналитических подразделений различных российских и иностранных (Франции, Китая, Испании, США и др.) организаций «на предмет того, на основе каких пособий или изданий они обучают вновь пришедших молодых сотрудников, каковы методики «постановки мозгов», подготовки аналитиков»;
- опросы на протяжении более 16 лет отдельных председателей и членов российских диссертационных советов о методике и методологии осуществления научного руководства своими диссертантами, по каким критериям формализованно оценивают их научные работы.
Анализ данной аналитической работы был обогащен Понкиным И. В. личным опытом успешного научного руководства по написанию кандидатских и докторских диссертаций, а также участия в нескольких диссертационных и экспертных советах, которые легли в основу рассматриваемого учебника.
Содержание, структура, модальность рецензируемого учебника сформировались на основе проведенной обширной работы с эмпирическим материалом. В частности, она является убедительным обоснованием структурного построения главы 4, посвященной параметрам исследования, научного продукта и достоверности выводов автор. В рецензируемой работе предложены следующие формализованные параметры и критерии:
1 – содержательной глубины; 2 – полезности полученных в исследовании результатов; 3 – ясности научного письма и исследовательского продукта; 4 – полноты охвата и полноты учёта определяющих факторов в исследовании; 5 – научной ценности и значимости научного исследования; 6 – сложности исследования; 7 – целостности и внутреннего единства исследовательского произведения; 8 – завершённости исследования и исследовательского продукта; 9 – элегантности научного или прикладного аналитического текста; 10 – оптимальной краткости исследовательского продукта; 11 – строгости в исследовании. Каждый из перечисленных параметров раскрывается с точки зрения его понятия, значения, критериев и трактовки в контентах, что позволяет исследователю избрать свой стиль их отражения в выполняемой научной работе, осуществить её самооценку. При этом, предлагаются разные подходы, например, подход Вашингтона Плэтта к определению показателей полезности научного труда,13 а также своя интерпретация полезности научного или прикладного исследовательского продукта, её видов.14 Такая система параметров оценки научного исследования и их изложение ранее в литературе не встречались.
Особое внимание авторы уделяют методам научных исследований и прикладной аналитики, которые освещаются в главе 6 учебника. В самостоятельных параграфах представлены следующие методы научного поиска: анализа, синтеза, абстрагирования, дедукции, индукции, классификации, моделирования, аксиоматический метод, гипотезы, абдукции, наблюдения, проб и ошибок, аппроксимации, формализации, сравнения, аналогии, идеализации, конкретизации, обобщения, эксперимента, экспертных оценок. Знакомство с каждым методом осуществляется по следующей структурной последовательности: абрис вопроса, авторский концепт интерпретации и объяснение метода, классификации, их виды, использование в праве. Много внимание по сравнению с другими уделено методам анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, моделирования, при освещении которых рассматриваются не только понятие, задачи, классификации, методов, но и особенности, направления применения в различных отраслях права и сферах юридической деятельности, предлагаются рекомендации по их использованию, указываются недостатки.
Отдельной главой 7 выделено краткое рассмотрение некоторых специальных методов аналитики: интуитивной аналитики, фреймирования, свёртывания, развёртывания, контраста, эксплицитно-структурированного, имплицитно-структурированного и дескриптивно-экспликативного теоретизирования, потоковой аналитики, упрощения онтологизированных образов научных или аналитических конструктов, сценарного моделирования, SWOT-анализа, особого мнения в группе, обратного движения с конца, переноса, усложнения задачи.
Последняя глава 8 посвящена общим вопросам онто-инженерии на основе науки и прикладной аналитики и определению понятия «норморайтера». Исходя из данных положений, авторы проводят соотношение между юристами: «Если хороший юрист – это уверенный пользователь норм права, нормативных и иных правовых инструментов и возможностей, то высший пилотаж – это именно нормотворец (в должном качественном компетентностном состоянии), «инженер-конструктор юридической техники».15
При чтении учебника обращают на себя внимание библиографические ссылки, охватывающие большое количество цитат, отсылок, упоминаний. Данный подход к изложению текста является «принципиальным элементом авторского замысла такого учебника», который решает помимо основных задач работы и дополнительные – предоставить для читателя своеобразный обширный библиотечный каталог и позволить одновременно ознакомиться с мнениями других авторов по исследуемым вопросам. При этом восхищает глубокая научная эрудиция авторов настоящего учебника.
К недостаткам работы можно отнести следующие. На наш взгляд, использована достаточно сложная конструкция формулирования авторских дефиниций рассматриваемых методов, в которой указываются не только на основные свойства и значение метода, но и раскрываются понятия каждого такого свойства, при этом, сам авторский концепт интерпретации и объяснения метода занимает по объему третью часть, иногда – половину, страницы (например, см.: с. 318, 337, 346). 16
Кроме того, хотелось бы увидеть особенности использования отдельных методов практической аналитики при решении правовых задач. Например, технологию использования метода сценарного моделирования для прогнозирования возможных положительных и негативных последствий принятия и реализации предлагаемой в диссертационной работе новой правовой нормы.
Однако данные замечания скорее связаны с интересом продолжения дальнейших исследований авторами рецензируемого учебника и опубликования их в последующих трудах.
Рецензент с большим вниманием и интересом прочитала настоящий учебник, почерпнув для себя много полезного для применения в своей научно-педагогической деятельности, и, очевидно, еще не раз обратится к его помощи. Представленный труд можно рекомендовать в качестве настольной книги по методологии научного исследования не только учёным-юристам, но и представителям иных научных интересов.
Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что рассматриваемая работа представляет собой законченное целостное научно-методологическое и учебное произведение, написанное академическим языком в соответствии с логически обоснованной оригинальной структурой, авторы которой продемонстрировали высокий профессионализм, впечатляющую эрудицию и преданность поставленным задачам. Это оригинальный, интересный учебник, претендующий на роль одного из самых читаемых и рекомендуемых при изучении методологии научных исследований юристами.

К.В. Ким, М.С.Нәрікбаев атындағы КАЗГЮУ Университетінің ҚЖМ профессоры, з.ғ.к., Нұр-Сұлтан қаласы, Қазақстан: И.В. Понкиннің және А.И. Лаптеваның «Ғылыми зерттеу және қолданбалы талдау әдістемесі» атты оқулығына (Оқулық. 2-шығарылым, толықтыру және қайта өңдеу. М.: Буки Веди, 2021. – 567 б.) рецензия.
И.В. Понкиннің және А.И. Лаптеваның «Ғылыми зерттеу және қолданбалы талдау әдістемесі» атты оқулығына сын пікір жазылды. Ғылыми идеяны қалай дұрыс жүзеге асыруға болатындығын үйрету үшін, оқулық авторлары ғылыми зерттеулер мен қолданбалы аналитика әдіснамасының міндеттерін ескере отырып тақырыптың аясын анықтаған. Жұмыста ғылыми зерттеу әдістері мен қолданбалы аналитика егжей-тегжейлі талқыланған және оларды ғылыми жұмыс барысында қолдануға қатысты ұсыныстар да берілген. Академиялық ғылыми тіл мен ғылыми жазу стиль мәселелерін зерттеуі және ғылыми өнімді бағалаудың негізгі талаптарын анықтауы назар аударуға тұрарлық. Оқу құралы құқық сыншыларына, кәсіби аналитиктерге, кандидаттық, докторлық дәрежеге үміткерлерге және олардың ғылыми кеңесшілері мен кеңесшілеріне, профессорлық оқытушылар құрамына, магистранттарға арналған. 
Түйінді сөздер: әдістеме, ғылым, ғылыми зерттеу әдістері, қолданбалы аналитика, құқық, академиялық жазу, диссертация, зерттеу жұмысының талаптары 


K. V. Kim, Ph. D., Professor of the Higher School of Law M. S. Narikbayev KAZGUU University Nur-Sultan, Kazakhstan: Textbook review: Ponkin I. V. and Lapteva A. I. Methodology of scientific research and applied analytics: Textbook. 2nd edition, supplement. and pererab. M.: Buki Vedi, 2021. – 567 p.
The review is written on the textbook Ponkin I. V. and Lapteva A. I. "Methodology of scientific research and applied analytics". Based on the task – how to teach how to correctly implement a scientific idea, the authors of the textbook defined the thematic horizon of the methodology of scientific research and applied analytics. The paper discusses in detail the methods of scientific research and applied analytics, and provides recommendations for their use in the process of scientific activity. The study of the problems of the academic scientific language and the scientific style of writing, the determination of the main parameters of the evaluation of the scientific product, deserves attention and is of interest. The textbook is intended for legal critics, professional analysts, applicants for PhD and doctoral degrees and their supervisors and consultants, faculty members, undergraduates.
Keywords: methodology, science, research methods, applied analytics, law, academic writing, dissertation, parameters of research work.


Библиография
1. Понкин И.В., Редькина А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. М.: Буки Веди, 2020. – 365 с.
2. Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Издание 2-е, дополн. и перераб. М.: Буки Веди, 2021. – 567 с.
3. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М.: Издательство «Русаки», 2004. – 550 с.


1. Ponkin I.V., Red'kina A.I. Metodologiya nauchnyh issledovanij i prikladnoj analitiki: Uchebnik. M.: Buki Vedi, 2020. – 365 s.
2. Ponkin I.V., Lapteva A.I. Metodologiya nauchnyh issledovanij i prikladnoj analitiki: Uchebnik. Izdanie 2-e, dopoln. i pererab. M.: Buki Vedi, 2021. – 567 s.
3. Kurnosov Yu.V., Konotopov P.Yu. Analitika: metodologiya, tekhnologiya i organizaciya informacionno-analiticheskoj raboty. M.: Izdatel'stvo «Rusaki», 2004. – 550 s.

№ 2 (91), 2021

В этом номере:

Учредитель:
АО Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева (Maqsut Narikbayev University).
Партнеры:

Журнал зарегистрирован в Комитете информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство № 7742-Ж.
ISSN: 2307-521X (печатная версия)
ISSN: 2307-5201 (электронная версия)