DOI: 10.51634/2307-5201_2023_3_27
УДК 342.95
ГРНТИ 10.17.31
Р.В. Миронюк д.ю.н, профессор, профессор кафедры административного права,
процесса и административной деятельности Днепропетровского государственного
университета внутренних дел (Украина, г. Днепр)
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Значительным достижением судебной реформы, начатой в 2015 г. и определенной в Стратегии реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020 гг. стало принятие и вступление в силу в 2016 г. Закона «О судоустройстве и статусе судей» (далее – Закон), в котором по новому в Разделе IV «Порядок занятия должности судьи» и Разделе V «Квалификационный уровень судьи» определены процедуры отбора на должность судьи на конкурсной основе, с четкими, прозрачными и законодательно определенными этапами такой процедуры. Однако следует определить, что процедура отбора на должность судьи в Украине из упрощенной ранее до 2016 года превратилась в забюрократизированную процедуру сегодня, ведь с внесением изменений в различные законодательные акты, регламентирующие процедуру отбора на должность судьи, полномочия по их назначению были распределены между разными властными субъектами. В частности, процедуру отбора на должность судьи организует и проводит Высшая квалификационная комиссия судей Украины (далее – ВККСУ), формирование списков на должность судьи и представление их назначения в Офис Президента осуществляет Высший совет правосудия. Однако из-за внезапного прекращения полномочий бывшего состава ВККСУ в конце 2019 г. и необходимости формирования Конкурсной комиссии, которая образуется для проведения конкурса на занятие должности члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, все процессы назначения судей поставлены на паузу.
В то же время по данным Государственной судебной администрации Украины (далее – ГСА Украины) численность судей, определенная приказом, составляет 6 278 судей, а количество судей, которые в 2022 г. осуществляли правосудие – 4 434 судьи, следовательно, по состоянию на 31.12.2022 кадровый дефицит судей в местных и апелляционных судах осуществлявших правосудие составляет 1 844 судьи. То есть процедура отбора и назначения на должность судьи требует согласования и оптимизации, что возможно и следует осуществлять с учетом передовых мировых практик формирования судейского корпуса. В связи с этим ниже на выполнение задач исследования в рамках данной статьи направим научный поиск на сравнительно-правовой анализ процедуры отбора на должность судьи в Украине и зарубежных странах, и выделим передовой зарубежный опыт процедуры формирования судейского корпуса и выясним возможности для его внедрение в Украине.
Отечественный опыт формирования судейского корпуса. Анализ правовых актов, в той или иной степени регулирующих порядок объявления и проведения конкурса на должность судьи в рамках процедуры отбора на должность судьи в Украине позволяет выделить основные из них. Прежде всего это Закон «О судоустройстве и правовом статусе судей», которым определено: порядок образования и ликвидации суда, определение и согласование количественного его состава (в ст.19); требования к должности судьи (в ст. 69); ограничение в должности судьи (перечень которых определен в ст. 69); стадии и этапы отбора в должность судьи, как и порядок назначения в должность суде определены в ст. 70-81); основания и порядок перевода судьи в другой суд определены в ст.82. Также подбор кандидатов для назначения на должность судьи впервые регулируется Порядком рассмотрения вопросов и подготовки материалов по проведению отбора кандидатов на должность судьи впервые, определенный соответствующим Положением (далее – Положение), утвержденным Решением ВККСУ от 18.10.2012 № 214/пп-12. Настоящим Положением определены отдельные процедуры порядка проведения отбора кандидатов на должность судьи впервые: объявления о проведении отбора кандидатов на должность судьи; представление документов лицами, изъявившими желание стать судьей, и их допуск к отбору кандидатов на должность судьи; организация и порядок проведения проверок и сбора информации о кандидатах на должность судьи; анонимного тестирования (экзамена) кандидатов и направление прохождения специальной подготовки; проведение квалификационного экзамена; определение рейтинга кандидатов на должность судьи; формирование и ведение резерва на замещение вакантных должностей судьи; проведение конкурса на занятие вакантной должности судьи.
В то же время с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторых законов Украины о деятельности органов судейского управления» от 16 октября 2019 г. № 193-IX полномочия ВККСУ были прекращены, а отдельные из них переданы, в частности, указано, что ВККСУ разрабатывает и подает на утверждение Высшему совету правосудия проекты порядка сдачи отборочного экзамена и методики оценки его результатов, порядка сдачи квалификационного экзамена и методики оценки кандидатов, положения о проведении конкурса на занятие вакантной должности судьи, порядка и методологии квалификационного оценивания, порядка формирования и ведения судейского досье (досье кандидата на должность судьи). Таким образом, на сегодняшний день, положение о проведении конкурса на занятие вакантной должности судьи должно утверждаться Высшим советом правосудия, а соответственно действующее теряет свою силу. В то же время, это исключительно вопрос перераспределения полномочий между органами, осуществляющими публичное администрирование в сфере судоустройства и деятельности судов и значительно не влияющими на процедуру объявления и проведения конкурса на должность судьи.
Анализ, определенных в ст. 70 Закона этапов порядка отбора и назначения на должность судьи позволяет систематизировать процедуру отбора на должность судьи через выделение следующих стадий этой процедуры: 1) объявление отбора на должность судьи, принятие документов и принятие решения о допуске к конкурсу (обеспечивается ВККСУ); 2) проведение специальной проверки относительно кандидата на должность судьи и выяснение наличия или отсутствия ограничения в должности судьи (осуществляет ВККСУ и Общественный совет); 3) оценка правовых профессиональных навыков и морально-деловых качеств кандидата на должность судьи (осуществляет конкурсная комиссия ВККСУ); 4) специальная подготовка кандидата на должность судьи (осуществляется в Национальной школе судей); 4) проведение конкурса на замещение вакантной должности и назначение на должность судьи (осуществляется ВККСУ); 5) формирование кандидатов на назначение на должность судьи (осуществляет СРП); 6) назначение судей (осуществляет Президент Украины).
Учитывая европейский вектор развития Украины, особое внимание нужно уделить опыту административно-правового обеспечения отбора на должность судьи наиболее прогрессивных, на наш взгляд, стран Европейского Союза со сложившимися демократическими традициями (Австрии, Испании, Англии, Германии, Франции). Кроме того, уместно изучение опыта формирования судейского корпуса в США, которая обладает признанной моделью в мире соблюдения демократических принципов судопроизводства.
Опыт Австрийской Республики. Конституция Австрийской Республики и Закон «О службе судей и прокуроров» сформировали требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, и порядок их назначения на должность. Порядок отбора на должность судьи в Австрии включает следующие этапы: представление документов на участие в отборе на должность судьи лицом, имеющим юридическое образование (получить такое образование можно в течение 5 лет); прохождение практики кандидатом в должности секретаря и протоколиста (стенографиста) в течение 9 месяцев, по 3 месяца у судьи каждой специализации; оценка успешности прохождения практики и приобретение практического опыта, которую осуществляют комиссия в составе не менее 3 судей, имеющих значительный опыт судебной деятельности; задача итогового экзамена под руководством председателей Верховных судов земель, представителей и ассоциации судей и состоит из письменных и устных экзаменов по гражданскому и уголовному праву, собеседованию и психологическому тестированию. После прохождения практики и успешной сдачи экзаменов, председатель Верховного Суда земли формируется рейтинг кандидатов на должность судьи. После этого Федеральный министр юстиции объявляет конкурс на занятие должностей судей в соответствующих судах, на основании которого прошедшие практику лица и сдавшие экзамен подают заявку об участии в конкурсе и те, которые были отобраны по высшей позиции в рейтинге кандидатов на должность проходят стажировку на осадке судьи (практика показывает, что это всего 10-15% от количества претендентов, подавших заявку на участие в отборе, то есть около 60-70 человек в год). Отобранные лица проходят трехлетнюю стажировку в должности судьи-стажера после чего сдают экзамен, состоящий из письменных экзаменов по гражданскому и уголовному праву, каждый продолжительностью максимум 10 часов в форме подготовки решения суда по реальному судебному делу, находившемуся на рассмотрении суда. После успешной сдачи экзамена претендент на должность судьи подает заявление на любую вакантную должность судьи, но как правило это суды первой инстанции, так как занятие должности в вышестоящих судах осуществляется путем занятия должности судьи, уволившего должность (ушедшего в отставку) судьей, имеющий наибольший судебный стаж деятельности у судьи низшей юрисдикции. Вместе с тем, если проанализировать этапы отбора на должность судьи в Австрии, то лицо может претендовать на должность судьи, достигнув возраста не менее 27 лет. Интересен в плане использования в Украине опыт методологии оценки кандидатов на должность судьи: оценка осуществляется коллегией суда соответствующей инстанции (судебной коллегией); шкала профессионального оценивания имеет следующую градацию: отлично, очень хорошо, хорошо (средне), средне, несоответственно; если судья получает оценку ниже «отлично», то оценка происходит повторно в следующем году.
Опыт Испании. Согласно Разделу 6 («О судебной власти») Конституции Королевства Испании и законам о судебной власти 1986 г. в полномочия Генерального совета входят: отбор, обучение и непрерывное повышение квалификации судей и магистратов; поощрение и назначение судей и магистратов; дисциплинарный контроль над судьями и магистратами; разработка бюджета судебной системы; управление системой судов Испании. Учитывая предмет исследования, обратим внимание на особенности процедуры отбора на должность судьи, которые заключаются в следующем: 1) кандидат на должность судьи должен отвечать определенным требованиям: возраст не моложе 18 лет, испанское гражданство, наличие диплома юриста (наличие стажа работы в области права не является обязательным); 2) кандидат, изъявивший желание стать судьей, может быть зачислен в Учебный центр подготовки судей только после сдачи комплексного экзамена по многим темам права (гражданское, уголовное, уголовно-процессуальное, конституционное, общее, административное, коммерческое и трудовое право), но в основном все темы предусмотрены стандартными учебными программами; 3) процесс обучения длится 1 год 6 месяцев, с основным наклоном на практическую составляющую, а также особое значение приобретает изучение и овладение ораторским мастерством, способностью убеждать участников судебного заседания, вести и организовывать судебное заседание и др.); 4) процесс обучения можно разделить на два этапа: первый этап (теоретический) – это непосредственное обучение кандидатов в Учебном центре, в конце которого кандидаты посещают полицию, таможню, исправительные учреждения, юридические фирмы и т.д; второй этап (практический) начинается в начале второго года обучения и состоит в том, что кандидаты назначаются в качестве помощников судей в судебные учреждения первой инстанции, помогают судьям выполнять их обязанности, принимают участие в судебных заседаниях, осуществляют рассмотрение дел под руководством своих наставников; третий – сложение практического экзамена и получение баллов, которые суммируются с баллами, полученными кандидатом при поступлении в Учебный центр подготовки судей; обнародование Генеральным советом судебной власти списка кандидатов, успешно сдавших экзамен и допущенных к участию в конкурсе на должность судьи; 5) оценки, полученные после обучения в Учебном центре подготовки судей, могут быть обжалованы в порядке; 6) назначение на должность судьи в соответствии с рейтингом кандидата и рейтингом судебных должностей по представлению Генерального совета судебной власти осуществляет король Испании.
Опыт Франции. Так, во Франции, например, профессиональные судьи назначаются Президентом, должностные лица Кассационного Суда и председатели апелляционных судов – по рекомендации Высшего совета магистратуры, а другие судьи – по представлению министра юстиции с положительным заключением Высшего совета магистратуры (ст. 12 Закона «О статусе магистратуры» ). Все остальные судьи (коммерческие трибуналы, трибуналы по вопросам страхования, морской торговли, земельной аренды и т.п.) не назначаются, а избираются избирателями. Кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, полученное после окончания специальной юридической академии. Для назначения в состав Кассационного суда установлены повышенные требования – работа профессором университета или стаж судейской деятельности. Как правило, судьей не назначается лицо младше 40 и старше 50 лет, а также лицо, ранее в пределах округа апелляционного суда занималось адвокатской практикой, занимало должность судебного исполнителя или нотариуса, если с этого момента прошло менее 5 лет. Увольнение судьи с должности имеет право осуществить Высший совет магистратуры – за совершение проступка или в связи с тяжелым заболеванием.
В системе отбора и назначения судей во Франции принимают участие несколько органов (Высший совет магистратуры, Комиссия по продвижению по службе, Министерство юстиции, Национальная школа магистратуры). Судебные функции Франции осуществляют магистраты. Национальная школа магистратуры набирает по конкурсу кандидатуру для судей. Правовое регулирование обучения и отбора на должность судей осуществляется нормами Закона "О статусе магистратуры". Во Франции Высший Совет магистратуры во главе с председателем Кассационного суда Франции владеет лишь компетенцией предоставлять рекомендацию и выводы на выдвинутых Министром юстиции Франции кандидатов на должность судей других инстанций и осуществляет деятельность как дисциплинарный орган судей. Требованиями являются соответствующий диплом высшего образования, гражданство Франции, состояние здоровой психики. Подбор осуществляется через оценку эссе и сдачи соответствующего экзамена по юридическим дисциплинам, иностранному языку и зачету по общефизической подготовке.
Опыт Великобритании. Английская система отбора на должность судьи имеет следующие особенности: 1) на должность судьи высших судов назначаются кандидаты (из числа барристеров с не менее чем десятилетним стажем) монархом по рекомендации лорда – канцлера; 2) на должность судьи низших судов назначаются кандидаты (из числа барристеров с десятилетним стажем или из числа рекордеров, занимающих этот пост не менее трех лет) назначаются лордом-канцлером. Требования к кандидатам на должность судьи касаются не только квалификационных характеристик, но и большое внимание уделяется морально-нравственным качествам личности и психологическому профилю личности. Для характеристики личности обязательно прилагаются рекомендации с места предварительной работы. Для кандидатов в судьи среднего и низшего звена (окружных и оплачиваемых магистратов), прежде всего, необходимо получить не менее трех рекомендаций от судей и ведущих баристов, сотрудничавших ранее с этим кандидатом на пост судьи. Процедурой отбора судей среднего и низшего звена занимаются чиновники департамента лорда-канцлера. Кандидатов на должности судей Высокого суда отбирает лорд-канцлер за консультирование с судьями и руководством адвокатской корпорации барристеров. Технической работой по отбору кандидатов на должность судей занимается глава канцлерского департамента – постоянный секретарь. Он опрашивает судей и адвокатов, разговаривает с кандидатами, а его штат собирает необходимые сведения. На основании данных лорд-канцлер принимает окончательное решение. При выдвижении кандидатур окружных судей, рекордеров и оплачиваемых магистратов сбор сведений о кандидатах может быть поручен судье-председателю того судебного округа, где должен будет работать новый судья. Осуждение за совершение транспортных правонарушений, например, превышение скорости, неправильная парковка и т.п., не учитывается, если они не носят систематического характера или если не сопровождаются каким-либо аморальным поведением. Что касается характера, то считается, что английский судья должен обладать хорошим характером и манерами, чтобы быть любезным с адвокатами, свидетелями и присяжными. Ему должно быть присуще чувство юмора, но, однако, не чрезмерное. Он должен обладать терпением и умением слушать, не перебивая, что является основным качеством характера судьи. Он не должен быть медленным, его интеллект должен превышать средний уровень, хотя большие интеллектуалы тоже не нужны. Судья не должен постоянно прерывать участников процесса, быть резким или беспрестанно шутить.
Опыт Германии. Судебную власть в Германии осуществляют профессиональные судьи и судьи на общественных началах. В соответствии с Законом «О судьях» федеральные судьи Германии назначаются пожизненно, а в земле Гессен – временно. Положительным следует признать опыт Германии по осуществлению такого этапа отбора на должность судьи, как подбор кандидатов и их обучение. Так, согласно Закону «О судьях» способность занимать должность судьи получает получивший юридическое образование, прошел обучение 4 года и подготовительную службу 2 года. Судьи могут назначаться только судьями (комиссиями судей) в следующих правовых формах: по жизненно (они назначаются по федеральному закону и если проработали на этом посту не менее трех лет), временными судьями, судьями с испытательным сроком или судьями «по доверенности» (чиновники суда, которые привлекаются как судьи). Судьи верховных судов Федерации предлагаются профильным Федеральным министром совместно с комитетом по выбору судей и назначаются на должность Президентом.
Опыт в США. Нельзя обойти вниманием опыт США по организации отбора на должность судьи. Необходимо отметить, что США имеют федеративное устройство, что обуславливает наличие в стране параллельно работающих: единой федеральной системы судов и судов каждого из пятидесяти штатов страны, четырех федеральных территорий и округа Колумбия. Федеральная судебная система США состоит из Верховного суда, апелляционных и окружных судов, а также в нее входят специальные суды.
Анализ процедур формирования кадрового резерва для судебной системы США дает возможность выделить следующие особенности этапов отбора на должность судьи: 1) претендент на занимание в будущем должности судьи местного суда есть лицо, получившее образовательную степень высшего юридического образования – бакалавра, полученная в колледже или университете в течение 4 лет, после чего прошла подготовку по магистерской программе в университете в течение 3 лет; 2) обязательным условием претендования на должность судьи является двухлетний практический опыт работы на должностях, связанных с правоприменением (предпочтение отдается лицам, занимающимся адвокатской деятельностью, особенно направленной на защиту наиболее уязвимых категорий граждан (инвалидов, пожилых людей), беженцев и др.) или прохождение практики в должности судебного клерка (помощника судьи); 3) в США существуют две формы избрания (назначения) на должность судьи: в отдельных штатах проводятся всеобщие выборы кандидатов на должность судьи, в то время как другие предоставляют право назначения судьи законодательному органу данного штата. Если кандидат проводит успешную избирательную кампанию, он избирается судьей штата на определенный срок. Каждый штат имеет установленные стандарты судейской этики, согласно которым кандидаты должны осуществлять не только свои функции в качестве судей, но и осуществлять свою избирательную деятельность. Побеждает кандидат, набравший более 50% голосов, причем выборы могут проводиться в несколько туров, при этом кандидат на должность судьи не может принимать участие более чем в двух турах выборов. 50% судей местных судов назначаются Федеральным правительством (после изучения правительственной комиссией досье на кандидатов на должность судьи) посредством голосования сенаторов за соответствующую кандидатуру. Федеративных судей (аналог наших судей Кассационных инстанций в составе Верховного Суда) назначает Президент США по представлению Сената; 4) срок судейских полномочий варьируется в зависимости от штата: от 3 лет до 6 лет для судей, назначенных впервые, при этом во многих штатах судьи не подлежат автоматическому переназначению после первого срока пребывания в должности. Они должны снова пройти процедуру перевыборов. Требования к судейской этике определены в Кодексе поведения судей Соединенных Штатов Америки и предусматривают соблюдение следующих требований: беспристрастность и независимость; приличия поведения и равенства перед другими участниками процесса; справедливости и терпимости; приличной внесудебной деятельности; политической нейтральности и публичной активности.
Подытоживая необходимо отметить, что специфика отбора на должность судьи в США имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ следует выделить: сочетание процедур избрания и назначения судей на должность, высокие критерии относительно морально-этических характеристик претендента на должность судьи, обязательное наличие профессионального юридического и жизненного опыта, повышение возможностей быть избранным на должность судьи в случае занятия активной общественной деятельностью. Среди недостатков следует выделить отсутствие системы целенаправленной подготовки кандидатов на должности судей, при этом в США существует Федеральный судейский центр, предназначенный для проведения научных исследований и организации непрерывного обучения судей и повышения их квалификации.
В результате анализа зарубежного опыта процедур отбора на должность судьи был выяснен его положительный опыт и выделены направления его внедрения в Украине, в частности, опыт: Республики Австрия относительно внедрения годовой практики кандидата на должность судьи, не имеющего правоприменительной практики как секретарь судебного заседания и помощник судьи (по три месяца в каждой судебной палате) со сдачей итогового экзамена комиссии судей (после прохождения обучения в школе судей); Французской Республики о необходимости 14-месячной стажировки кандидата на должность судьи в судах, органах расследования и прокуратуры, полицейских и жандармских служб, исправительных учреждений и судебных исполнителей, в ходе которых кандидаты на должность судьи изучают особенности деятельности служб и органов, непосредственно взаимодействующих с судом , во время такой стажировки у будущего судьи утверждается мнение о важности единства сотрудничества судебных и правоохранительных органов и важности работы каждого из них и уважения смежных профессий; Федеративной Республики Германия относительно четко определенных требований к кандидату на должность судьи, этапам его подготовки и его квалификационного оценивания, а именно кандидатом на должность судьи может быть лицо, получившее университетское высшее юридическое образование и прошедшее двухлетнюю профессиональную стажировку в должности судьи или имеющее двухлетний стаж работы как чиновник высокого ранга, как служащий на государственной службе в Федеративной Республике Германия или на службе в какой-либо межгосударственной или международной организации, если эта деятельность по своему характеру и значению соответствовала служебной деятельности высокого ранга, или защитила докторскую диссертацию преподавателя права в немецком университете, или имеет стаж работы адвокатом, нотариусом и сдавшей единый квалификационный экзамен квалификационной комиссии, в состав которой входят представители суда, прокуратуры, адвокатуры и нотариата; Соединенных Штатов Америки по определению равенства всех участников отбора на должность судьи впервые, при котором помощники судьи, секретари судебного заседания, помощники адвоката и прокурора не имеют преимуществ при отборе на должность судей, а уровень их знаний и способностей проверяется на квалификационных экзаменах.
Р.В. Миронюк, з.ғ.д., профессор, Днепропетровск мемлекеттік ішкі істер университетінің әкімшілік құқық, процесс және әкімшілік қызмет кафедрасының профессоры (Украина, Днепр қ.): Украина мен шет елдерде төреші лауазымына іріктеу рәсімі: салыстырмалы әкімшілік-құқықтық зерттеу. Мақалада Украинада және шет елдерде төреші лауазымына іріктеудің құқықтық негіздері мен рәсімдеріне талдау жасалды, төрешілер корпусын құру процедурасының озық шетелдік тәжірибесі анықталды және оны Украинада енгізу мүмкіндіктері анықталды. Түйінді сөздер: төреші лауазымына іріктеу рәсімі, құқықтық қамтамасыз ету, іріктеу рәсімінің ерекшеліктері, шетелдік тәжірибе, шетелдік тәжірибені енгізу.
R.V. Myroniuk, Doctor of Law, professor, Department ofAdministrative Law, Process and Administrative Activity, Dnepropetrovsk State University of Internal Affairs, Ukraine: Selection procedure for the position of a judge in Ukraine and foreign countries: a comparative administrative and legal study. The paper analyzes the legal principles and procedures for the selection of judges in Ukraine and foreign countries, highlights the best foreign experience of the procedure for the formation of the judicial corps, and identifies opportunities for its implementation in Ukraine. Keywords: selection procedure for the post of judge, legal support, features of the selection procedure, foreign experience, implementation of foreign experience.
Список литературы
References