• Главная
  • Архив
  • № 3 (100), 2023
  • Актуальные вопросы правового регулирования использования животных в культурно-развлекательных целях в Республике Казахстан

Актуальные вопросы правового регулирования использования животных в культурно-развлекательных целях в Республике Казахстан

DOI: 10.51634/2307-5201_2023_3_60

УДК: 342.951

ГРНТИ: 10.62.41

 


А.Д. Ильдебаев Магистрант Высшей школы права
Maqsut Narikbayev University (Казахстан, г. Астана)
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Актуальность темы настоящей статьи обусловлена общей новизной данной области права в современном законодательной системе Республики Казахстан. Предметом исследования является существующее законодательство в области защиты животных, в частности затрагивающее области культурно-развлекательного использования животных. В целях написания настоящей статьи автор ознакомился с зарубежным законодательством в области использования животных в культурно-развлекательных целях. Цель работы заключается в подготовке рекомендаций по улучшению существующего законодательства. 

При подготовке настоящего исследования автор применил следующие теоретические и практические методы исследования: анализ, системный подход, дедукция и сравнение.

Новизна статьи обосновывается тем, что данная работа является первым научным трудом, затрагивающим регулирование культурно-развлекательного использования животных в Республике Казахстан.

Среди основных выводов автор статьи указывает на проблематику существующего регулирования, особенно в части Правил использования животных в культурно-зрелищных целях, утвержденных Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 24 мая 2022 года №179.

 Ключевые слова: животное право, зооправо, животные, охрана животных, закон о животных, ответственное обращение с животными, использование животных, использование животных в культурно-зрелищных целях, цирк, зоопарк.

Введение

30 декабря 2021 года в Республике Казахстан был принят Закон Республики Казахстан № 97-VII «Об ответственном обращении с животными», который длительно обсуждался в Мажилисе и запрос на который длительное время исходил из общества. Область животного права в Республике Казахстан до момента принятия этого закона покрывалась лишь одним законом – Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 593-II «Об охране, воспроизводстве и использования животного мира». Проблема этого закона в контексте животного права заключается в том, что там животные рассматриваются лишь в привычном для постсоветских стран контексте охоты/рыболовства и воспроизведения. При всем при этом, использование животных в реальности гораздо шире и каждому виду использования следует уделять отдельное внимание, чтобы избежать жестокого обращения с животными.

Т.к. закон совершенно новый, разумеется, по мере практического применения такого закона могут выявляться «слепые зоны», которые могут сказаться на самих животных, персонале, который с ними работает, а также зрителях/посетителях (принимая во внимание тему настоящего исследования). Данная работа ставит перед собой цель – дать законодателю рекомендации по улучшению текущего регулирования ответственного обращения с животными, особенно в части культурно-зрелищного использования животных. Для достижения поставленной цели, автор статьи определил следующие задачи:

  1. Проанализировать текущее законодательство в области использования животных в культурно-развлекательных целях;
  2. Ознакомиться с зарубежным опытом регулирования данной области;
  3. Подготовить первичные рекомендации, которые могли бы улучшить законодательство в этой области.

Учитывая контекст «молодости» законодательства, разумным будет сделать оговорку о том, что на данный момент в юридической науке Казахстана данный «зверь» еще не изучен и ему не успели уделить достаточно внимание. Данный факт важен для того, чтобы возможно было понять степень изученности вопроса, а равно и оригинальность работы. 

 Методы исследования.

При подготовке настоящего исследования автор применил следующие теоретические и практические методы исследования:

  1. Анализ;
  2. Системный подход;
  3. Дедукция;
  4. Сравнение.

Анализ в данном случае был применен по отношению к рассматриваемому в первую очередь отечественном законодательстве – Закон Республики Казахстан № 97-VII «Об ответственном обращении с животными» и Правилах использования животных в культурно-зрелищных целях. В частности, важно уделить внимание вопросу достаточности регулирования в этой области: насколько широко и углубленно она покрывает вопрос культурно-развлекательного использования животных?

Системный подход важен для понимания данного регулирования в контексте системы (особенно учитывая факт, что культурно-развлекательные цели подразумевают сферы, как цирки, зоопарки, океанариумы и т.д.).

Дедукция необходима для данного исследования ввиду того, что изначально данный вопрос лежит в плоскости охраны и ответственного обращения с животными, и только затем мы переходим к сути культурно-зрелищного использования животных.

Сравнение, как практический метод исследования, существенен при сопоставлении отечественного законодательства и зарубежного опыта. Как раз таки при помощи зарубежного опыта, возможно, будет окончательно утвердиться в достаточности регулирования в Республике Казахстан и на их основе обозначить рекомендации для законодателя.

Основная часть

Есть ли проблемы в текущем законодательстве в области использования животных  в культурно-развлекательных целях?

Для ответа на этот вопрос важно определить рассматриваемое законодательство. В качестве такового выступит Закон Республики Казахстан № 97-VII «Об ответственном обращении с животными» и Правила использования животных в культурно-развлекательных целях. На данный момент только эти нормативно-правовые акты регулируют данную область.

Отличительная черта этого закона от Закона  Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использования животного мира» от 9 июля 2004 года № 593-II заключается в том, что в данном законе на уровне принципов (Статья 3 Закона) закреплено, что животные могут испытывать боль и физические страдания и что владельцы несут персональную ответственность владельца за жизнь и здоровье животных. Это важно отметить с той точки зрения, что тем самым закрепляется намерение законодателя повысить культуру обращения с животными в частности, равно как и гуманность в обществе в целом.

Углубляясь в Закон, можно обнаружить лишь Статью 18 «Требования при обращении с животными при их использовании в культурно-зрелищных целях». Данная статья состоит из 9 пунктов, среди которых лишь 6 находятся в активном применении. Пункты 7 и 8 в данный момент не введены в действие, а пункт 3 в данный момент действует в редакции, определенной в пункте 2 Статьи 30. 

Собственно, говоря о статье, важно сказать, что она несет одновременно и декларативный характер, т.е. определена область применения – цирки, зоопарки, океанариумы, дельфинарии, кинематография, спортивные соревнования; то, что их использование и содержание должно осуществляться в соответствии с необходимыми мерами безопасности и только в подходящих для этого зданиях и сооружениях, но имеются и запретительные нормы (правда, большая часть из них будет вступать в силу постепенно). Автор считает, что между ними следовало бы сделать дифференциацию для большей наглядности, если даже не сделать отдельную главу, которая бы покрывала исключительно эту сферу права. 

Касательно запретов, то они более чем разумны. Под запретительными нормами здесь следует понимать пункты 4, 6 и 8. Говоря о пункте 6 Статьи 18, в отдельных странах Европы еще с середины нулевых присутствуют запреты на использование животных в контактных зоопарках, т.к. физические контакты «человек-животное» обоюдоопасны: человек рискует получить заболевания при контакте с животными (аллергическая реакция, переходные заболевания и т.д.), животные могут испытывать стресс от прикосновений или яркого света. 

 Запрет на использование стимуляторов и других медицинских препаратов для улучшения эффективности животных при использовании их в культурно-зрелищных целях тоже следует считать как необходимый запрет, который следовало бы принять гораздо раньше, т.к. животные, которых используют в спортивных соревнованиях и цирках не редко подвергаются применению различных стимулирующих средств, которые могут влиять на их метаболизм и работу организма, что, в конечном счете, может повлечь раннюю смерть животного по причине истощения или проблем с сердцем (такие стимуляторы, как правило, в первую очередь влияют на вестибулярный аппарат и гормоны).

Далее, говоря уже о Правилах использования животных в культурно-зрелищных целях, то в первую очередь, важно отметить, что здесь присутствует больше конкретики, но на то они и Правила, которые предназначены для регулирования исключительно этой сферы использования животных. 

Примечательным моментом можно выделить здесь то, что немало внимания уделено бассейнам для водных животных, в особенности процессам, связанным с очисткой воды, водообменном, водоподготовкой (пункт 21 Правил) и спецификации бассейнов в зависимости от назначения (пункт 23 Правил). Также, достойно упоминание довольно широкое описание действие, которые не допускаются при обращении с животными (пункт 45 Правил).

Говоря же о проблемах Правил, то в первую очередь следует сказать, что они внутри не разграничены на сферы и идут сплошным списком, что может вызвать проблемы с читабельностью и последовательностью. Переходя к более существенным проблемам правил, то следовало бы уделить больше внимания разграничению правил кормления, содержания и уходом за животными в зависимости от их видовой принадлежности, т.к. банально необходимо различать млекопитающих от пресмыкающихся, земноводных от ракообразных и т.д. Единственная статья, в которой этот момент каким либо образом затрагивается – это пункт 42 Правил, но там речь идет исключительно о живом корме для разных видов и что он должен достаточного объема и размера. 

Подобное «упрощенное» регулирование может влечь следующие риски:

  1. Злоупотребление упрощенным регулированием Правил для оптимизации расходов и возможностью расширенного толкования отдельных его положений;
  2. Риски для здоровья и благополучия животных из-за отсутствия более углубленных и ужесточенных стандартов содержания и кормления, невозможность гарантирования идеальных условий для каждого вида животных, т.к. такие правила имеют задачу установления минимальных требований для животных со стороны государства.

Подытоживая данную часть статью, можно заключить, что у текущего правового регулирования есть «детские болезни» ввиду того факта, что они лишь недавно были введены в законодательство и необходимо дальше расширять регулирование в этой сфере, ужесточать требования и специфицировать нормы в зависимости от вида животного и их назначения.

 Какой есть международный опыт в этой области?

В плане международного опыта в области использования животных в культурно-развлекательных целях, то для данного исследования в качестве ориентира были определены следующие страны: Федеративная Республика Германия, Соединенное Королевство и Украина.

Относительно Федеративной Республики Германии и ее опыта регулирования этой области, то важно отметить, что регулирование области животного права там осуществляется еще с довоенных времен, а если быть точным с 1934 года, когда впервые был принят Закон о защите животных – Tierschutzgesetz. Этот закон неоднократно изменился и переиздавался, с учетом актуальных проблем регулирования этой сферы по мере развития как права, так и общества. В 2006 году Tierschutzgesetz вновь вернулся в законодательство Германии и стал более совершенным, чем в предыдущих своих изданиях. К примеру, теперь больше внимания стали уделять именно сфере культурно-развлекательного использования животных. Учитывая развитость юридико-правовой дискуссии в Германии, можно уверенно утверждать, что имеется немало немецко- и англоязычных источников и статей, которые затрагивают данную сферу животного права. В целях исследования, автор ознакомился с содержанием статьи Юлии Хавенштайн «Животные в цирках. Обзор правовой ситуации в Германии», где возможно было ознакомиться более близко с вопросом регулирования цирков в ФРГ. Так, например, в ее статье освещается проблема того, что в Германии до сих пор не запрещено использование диких животных, аналогично другим 19 европейским странам, где такое ограничение уже существует (в виде полного запрета или существенного ограничения). По ее мнению, текущее регулирование в области защиты животных не соответствует концепции, которая исходит из Основного Закона – Grundgesetz. 

Также, в контексте животного права в западных странах, важно отметить опыт Великобритании. В Соединенном Королевстве в 2006 году был принят Акт о благополучии животных – The Animal Welfare Act. Там также уделяется немало внимания сфере использования животных в культурно-развлекательных целях. Говоря же о научных источниках в Великобритании, то стоит отметить работу статье Дэвида Фернелла и Сары Куз «Животные в развлечениях». Что удивило автора данного исследования, так это то, что в Великобритании понимание использования животных в культурно-развлекательных целях гораздо шире, немало уделено внимания использованию животных в туризме, в частности – экотуризме и сафари. 

Говоря о постсоветских странах, то ситуация с животным правом удручает. Еще больше удручает тот факт, что мало научных работ, посвященных животному праву. Важность именно постсоветской перспективы по данному вопросу заключается в том, что их опыт и практика наиболее релевантна к той, что есть и может в последующем сложиться в Казахстане ввиду похожих социо-экономических и социо-культурных факторов. Наиболее развито животное право в Украине, где аналогичный нашему закон – Закон «О защите животных от жестокого обращения» был принят еще в 2006 году. Немалое внимание в нем уделяется как государственному, так и общественному надзору за соблюдением и исполнением норм, принципов гуманности и лучших условий содержания для животных. Применительно к теме исследования можно выделить статью Надьи Кобецки «Использование животных в развлекательных целях: требования украинского законодательства и практика их реализации», которая была опубликована в европейском сборнике «Legal protection of animals», собранном по итогам международной научной конференции о европейских и международных стандартах защиты животных, прошедшей в 2019 году. В статье осуществлен обзор текущего украинского регулирования в области животного права и, в частности, регулировании в части использования животных в культурно-развлекательных целях, а также описаны актуальные проблемы в этой сфере.

Заключая данный обзор международного опыта, можно отметить, что данная область животного права (как впрочем и само животное право) активно развивалось и развивается в остальном развитом мире, особенно в текущем столетии и определенно следует принимать международный опыт во внимание, чтобы иметь развитое регулирование, которое может стать ориентиром для остальных стран в регионе (принимая во внимание контекст малозначительного внимания к этой сфере в странах постсоветского региона. 

 Какие могут быть первичные рекомендации по улучшению законодательства?

Уже переходя непосредственно к рекомендациям для законодателя, то стоит принимать во внимание, что работа по изучению данной области права в целом, сферы культурно-развлекательного использования животных в частности, лишь только начинается и приведенные автором ниже рекомендации являются лишь первым шагом на пути к развитию животного права и ЗРК «Об ответственном обращении с животными», равно как и Правил использования животных в культурно-зрелищных целях. 

В первую очередь, важным было бы уточнить Правила в части кормления животных, выходя за рамки живого питания исключительно, но и обычных растительных кормов в том числе. Ввести категорию генномодифицированных продуктов, так как они могут быть лучше приспособлены и универсальны для питания животных.

Во вторую очередь, следует сделать рекомендации по содержанию и обеспечению среды обитания животного в зависимости от вида и назначения его с привлечением зоологов и экологов. Такая рекомендация будет более проста и скоротечна в реализации, так как она не подразумевает себя как некий нормативно-правовой акт, но может быть принята во внимание надзорными органами и судами. Внесение изменений может основываться на результатах актуальных мировых исследований и текущей региональной ситуации.

В третью очередь, следует в Правилах больше внимания уделить стандартам перевозки животных, в том числе учитывая их вид и назначение, т.к. в данный момент относительно перевозки в Правилах лишь абстракция.

В четвертую очередь, в самом законе действительно стоит ввести ограничение на использование хищных животных в цирках, для обеспечения большей безопасности зрителей и снизить риски для таких животных, т.к. имеются проблемы с их обучением и дальнейшим содержанием в условиях цирка.

Обсуждение

Обобщая вышеописанное, стоит в очередной раз отметить, что отечественный закон, который регулирует вопрос использования животных в культурно-развлекательных целях, на данный момент крайне свежий и в нем достаточно пространства для улучшения и правок в дальнейшем. Законодателю же важно при разработке дополнений и изменений в закон стараться предугадать спорные моменты и «серые зоны» принимая во внимание зарубежный опыт в том числе, т.к. всегда проще учиться на чужих ошибках, нежели чем на своих. Особенно важно учесть опыт зарубежных стран, касающийся регулирования кормления, содержания и перевозки животных, используемых в культурно-развлекательных целях.

Заключение

В рамках данной статьи был изучен вопрос правового регулирования использования животных в культурно-развлекательных целях, выявлены проблемы существующего регулирования, представлен мировой опыт в данной области и даны первичные рекомендации для законодателя. 

 А.Д. Ильдебаев, құқық бакалавры, Maqsut Narikbayev University магистранты (Қазақстан, Астана қ.): Қазақстан Республикасында жануарларды мәдени-ойын-сауық мақсатында пайдалануды құқықтық реттеудің өзекті мәселелері.

Осы мақаланың өзектілігі, сондай-ақ тақырыбының жаңалығы Қазақстан Республикасының қазіргі заң шығару жүйесіндегі осы құқық саласының жалпы жаңалығымен шартталған. Зерттеу пәні жануарларды қорғау саласындағы, атап айтқанда жануарларды ойын-сауық пайдалану саласындағы қолданыстағы заңнама болып табылады. Осы мақаланы жазу мақсатында автор жануарларды мәдени және ойын-сауық мақсатында пайдалану саласындағы шетелдік заңнамамен танысты. Жұмыстың мақсаты қолданыстағы заңнаманы жетілдіру бойынша ұсынымдар әзірлеу болып табылады.

Мақаланың негізгі тұжырымдарының ішінде автор қолданыстағы реттеу мәселелеріне, әсіресе жануарларды ойын-сауық үшін пайдалану Ережелеріне назар аударады.

Негізгі тұжырымдардың ішінде мақала авторы Қазақстан Республикасы экология, геология және табиғи ресурстар министрінің 2022 жылғы 24 мамырдағы № 179 Бұйрығымен бекітілген Жануарларды мәдени-ойын-сауық мақсаттарында пайдалану қағидалары бөлігінде қолданыстағы реттеу проблематикасына назар аударады.

Түйінді сөздер: жануарларға құқық, жануарларға жауапкершілікпен қарау, жануарларды пайдалану, жануарларды мәдени-ойын-сауық мақсатында пайдалану, цирк, хайуанаттар бағы.

 A.D. Ildebayev, Master Degree Student at Higher School of Law Maqsut Narikbayev University (Kazakhstan, с. Astana): Current issues of legal regulation of the use of animals for cultural and entertainment purposes in the Republic of Kazakhstan.

The relevance of the topic of this paper is due to the general novelty of this area of law in the modern legislative system of the Republic of Kazakhstan. The subject of the study is the existing legislation in the field of animal protection in particular affecting the areas of cultural and entertainment use of animals. For the purpose of writing this article the author has familiarized himself with foreign legislation in the field of the use of animals for cultural and entertainment purposes. The purpose of the work is to prepare recommendations for improving existing legislation.

In preparing this study the author applied the following theoretical and practical research methods: analysis, systematic approach, deduction and comparison.

The novelty of the paper is justified by the fact that this work is the first scientific work dealing with the regulation of cultural and entertainment use of animals in the Republic of Kazakhstan.

Among the main conclusions, the author of the article points to the problems of existing regulation, especially in terms of the Rules for the use of animals for cultural and entertainment purposes, approved by Order No. 179 of the Minister of Ecology, Geology and Natural Resources of the Republic of Kazakhstan (May 24, 2022).

Keywords: animal law, zoo, animals, animal protection, animal law, responsible treatment of animals, use of animals, use of animals for cultural and entertainment purposes, circus, zoo.

Список литературы

  1. Об ответственном обращении с животными: Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2021 года № 97-VII (с изменениями от 01.05.2023) // https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2100000097 (01.10.2023).
  2. Об охране, воспроизводстве и использования животного мира: Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 593-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.09.2023) // https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z040000593_ (01.10.2023).
  3. Правила использования животных в культурно-зрелищных целях и их содержания, утвержденные приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 24 мая 2022 года № 179 // https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200028196 (01.10.2023).
  4. Nadiia Kobetska. The use of animals for entertainment purposes: the requirements of Ukrainian legislation and the practice of their implementation // Материалы международной научной конференции “Domestic, European Union and International Standards in Legal Protection of Animals”. Люблин: Maria Curie-Skłodowska University Press, 2020. P. 227–236. 
  5. Julia Havenstein. Animals in circuses. Overview about the legal situation in Germany //  dA Derecho Animal: Forum of Animal Law Studies. 2017. Vol. 8. № 3. P. 10.   
  6. David A Fennell, Sarah Coose. Animals in entertainment // В кн.:
    Routledge Handbook of Animal Welfare / отв. ред.: Clive Phillips, Paula Sparks; под общ. ред.: Andrew Knight. СПб.: Rootledge. 2022. P. 176-189.
  7. Sally L. Sherwen, Paul H. Hemsworth. The Visitor Effect on Zoo Animals: Implications and Opportunities for Zoo Animal Welfare // Animals. 2019. Vol. 9, № 6. P. 366.
  8. Arleth C., Biller-Bomhardt N.-J., Der vernünftige Grund des Tierschutzgesetzes und die Tötung von Tieren in Zoos – ein unerkannter Widerspruch? // Natur und Recht. 2021. Vol. 43. P. 654-663.

References (transliterated)

  1. Law of Republic of Kazakhstan of 30th of December 2021 № 97-VII «On responsible animal treatment» (with changes as of 01.05.2023) // https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2100000097 (01.10.2023).
  2. Law of Republic of Kazakhstan of 9th of July 2004 № 593-II «On protection, reproduction and use of wildlife» (with changes and additions as at 01.09.2023) // https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z040000593_ (01.10.2023).
  3. Rules of use of animals for cultural and entertainment purposes and their content, approved by the order of the Minister of Ecology, Geology and Natural Resources of the Republic of Kazakhstan dated on 24th May 2022 № 179 // https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200028196 (18.12.2022).
  4. Nadiia Kobetska. “The use of animals for entertainment purposes: the requirements of Ukrainian legislation and the practice of their implementation”. Materials of International Scientific Conference “Domestic, European Union and International Standards in Legal Protection of Animals”. Lublin: Maria Curie-Skłodowska University Press, 2020. P. 227–236.
  5. Julia Havenstein. “Animals in circuses. Overview about the legal situation in Germany”// dA Derecho Animal: Forum of Animal Law Studies. 2017. Vol. 8. № 3. P. 10.
  6. David A Fennell, Sarah Coose. Animals in entertainment // Routledge Handbook of Animal Welfare / Clive Phillips, Paula Sparks, Andrew Knight. Imprint: Rootledge. 2022. P. 176-189.
  7. Sally L. Sherwen, Paul H. Hemsworth. “The Visitor Effect on Zoo Animals: Implications and Opportunities for Zoo Animal Welfare Welfare // Animals. 2019. Vol. 9, № 6. P. 366.
  8. Arleth C., Biller-Bomhardt N.-J., “Der vernünftige Grund des Tierschutzgesetzes und die Tötung von Tieren in Zoos – ein unerkannter Widerspruch? // Natur und Recht. 2021. Vol. 43. P. 654-663.

№ 3 (100), 2023

В этом номере:

Учредитель:
АО Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева (Maqsut Narikbayev University).
Партнеры:

Журнал зарегистрирован в Комитете информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство № 7742-Ж.
ISSN: 2307-521X (печатная версия)
ISSN: 2307-5201 (электронная версия)