Тебаев Д.Б. Исторические этапы эволюции конституционного строительства в Казахстане


DOI: 10.51634/2307-5201_2025_3_6

УДК 342.4

МРНТИ10.15.23

Д.Б. Тебаев к.ю.н., Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан (Республика Казахстан, г. Астана), e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

В статье автором рассмотрены некоторые этапы конституционного развития, проанализированы тексты советских конституций 1926, 1937 и 1938 года, а также текст декларации о государственном суверенитете, конституционного закона о независимости и Конституции 1993 г. и дана им оценка. Автор поднимает вопрос корректности использования некоторых слов и словосочетаний, реализации главных принципов государственности.

Целью работы является ретроспективный анализ и выявление направления конституционного развития, выявление проблем. Предметом исследования являются правовые акты Казахстана в советский период истории и первой половины 90-х гг. ХХ в., сформулированные в них правовые нормы и практика их реализации, программные документы. В ходе исследования использованы общенаучные методы и специальные методы юридической науки (формально-догматический, сравнительно-правовой методы, метод толкования).

Автор констатирует о конституционной преемственности некоторых положений. С момента образования Республики и до принятий первой Конституции независимого Казахстана были институционализированны важные общественные отношения, реализовано право на самоопределение, а также закреплены значимые демократические принципы.

Ключевые слова: Конституция Казахстана, Республика, конституционное развитие, конституционализация.

Введение

С момента обретения независимости в Казахстане действует на протяжении 30 лет Конституция 1995 г. (вторая по счету в истории независимого Казахстана). В то же время до обретения независимости отечественная история знает множество актов конституционного характера (например, в эпоху Казахского ханства общеизвестными сводами законов являлись «Қасым ханның қасқа жолы», «Есім ханның ескі жолы», «Жеті жарғы» и другие). В период нахождения Казахстана в составе Российской империи принимались и действовали различные уставы и временные положения, которые в первую очередь касались вопросов управления, административно-территориального деления, налогов и других вопросов. В начале ХХ века Барлыбек Сыртанов подготовил труд «Қазақ елінің Уставы», который содержит в себе многие современные конституционные положения. Далее в ходе революционных событий видными деятелями Казахстана первой четверти ХХ века была предложена своя программа развития Казахстана в составе России. Сама программа была опубликована 21 ноября 1917 г. в газете «Қазақ».

Материалы и методы

В работе были использованы научные труды по вопросам конституционного развития, правовые акты советского периода отечественной истории и независимого Казахстана.  В ходе исследования использованы общенаучные методы и специальные методы юридической науки (формально-догматический, сравнительно-правовой методы, метод толкования).

Основная часть

Конституция 1926 года

По итогам революций 1917 года было создано новое государство (Союз Советских Социалистических государств, далее СССР). В рамках государственного строительства Казахстан был включен состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (в рамках принятого Декрета об образовании Республики от 26 августа 1920 года государства впервые сменила форму правления) и 18 февраля 1926 году была принята первая письменная Конституция нашего государства [1, 127] (далее – КАССР).

Анализ текста первой Конституции КАССР показал, что помимо норм революционного характера правовой акт содержит положения, которые остаются актуальными и в настоящее время. Например, были конституционно закреплены избирательные права граждан, положения о принадлежности власти исключительно народу, о бесплатности образования, о физическом и духовном развитии, об охране здоровья, трудовых прав и о социальном обеспечении, об уравнении прав женщин и мужчин, о системе управления и другие. В целом, Конституция 1926 года заложила основы нового государственного устройства, управления, форм собственности, системы органов власти, избирательной и бюджетной систем. Основным законом 1926 года было положено начало принципиально нового устройства государства. Более того, были конституционно закреплены все основные положения, которые определяли статус субъекта права и признаки государственности.

Конституция 1937 года

В 1936 году принята Конституция СССР, согласно которой Казахстан стал равноправным союзным государством. 26 марта 1937 году принята вторая Конституция Казахской ССР (далее КазССР). Конституция 1937 года (как и Конституция 1926 года) содержала много положений революционного характера, классовой борьбы и т.п. Одновременно с этим конституционный текст содержал в себе много положений о демократических правах и свободах. Например, в статье говорится о том, что земля, ее недра, промышленные объекты, финансовые организации, связь и инфраструктура, аграрный комплекс и т.д. являются государственной собственностью. При этом идет пояснение, что государственная собственность – это всенародное достояние. В действующей Конституции Казахстана отмечено, что народу принадлежит «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы». Исходя из этого, заметно, что основы, заложенные еще в 1937 году, нашли свое конституционное развитие и в настоящее время.

Помимо этого, Конституция 1937 года закрепляла право собственности. Так, в личной собственности могло находиться следующее: «трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, предметы личного потребления и удобства». Помимо этого, предусматривалось право наследования личной собственности.

Еще одним достоинством Конституции 1937 года являются положения статьи 16 – «Территория Казахской ССР не может быть изменяема без согласия Казахской ССР». Указанная статья вносит ясность в правовую неопределенность по изменению границ Казахстана в советский период. Помимо этого, в статьях 16а и 16б было указано, что Казахстан имел свои воинские подразделения и мог формировать свою внешнюю политику (право вступать в отношения с другими государствами, иметь дипломатические отношения и т.д.).

В Конституции 1937 года были заложены все современные демократические институты, в том числе институт защит прав трудящихся (4-х часовой рабочий день для некоторых категорий), прав женщин, социальное обеспечение (различные пособия), право на бесплатное образование и медицинское обслуживание и т.д.

Если Конституция 1926 года формализовала институт парламентаризма, то в Конституции 1937 года этот институт получил дальнейшее развитие. Так, высшим органом государственной власти стал Верховный Совет Республики, который также был высшим законодательным органов. По сути, видны классические элементы парламентской республики, если не брать роль политической партии и ее структурных единиц в системе государственного управления в рассматриваемый период. Помимо этого, были сформированы постоянные органы: Президиум Верховного Совета, исполнительные органы власти. В последующем в Конституцию 1937 года вносились изменения и дополнения. Вносимые поправки были разного характера. Примечательно еще и то, что согласно Конституции 1937 года Казахстан имел свои исполнительные органы в сфере обороны и иностранных дел (помимо декларативного упоминания этого права).

Конституция 1978 года

В 1978 году с принятием союзной Конституции 1977 года Казахстан принял новую Конституцию с установлением органов государственной власти [2]. По сравнению с Конституцией 1937 года Конституция 1978 года по количеству статей превышала (125 против 173). В новой Конституции была обозначена руководящая роль Коммунистической партии Советского Союза (Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу (Конституция Казахской ССР 1978 года)). Исследования конституционного текста показало, что Конституция Казахской ССР 1978 года является одной из самых массивных по объему. Конституция содержала многие положения (В Основном законе 1978 были следующие главы: «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического отечества», «Гражданство Казахской ССР. Равноправие граждан», «Основные права, свободы и обязанности граждан Казахской ССР», «Казахская ССР – Союзная Республика в составе СССР», «Административно-территориальное устройство», «Система и принципы деятельности Советов народных депутатов», «Избирательная система», «Народный депутат», «Верховный совет Казахской ССР», «Совет Министров Казахской ССР», «Местные Советы народных депутатов», «Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов», «Государственный план экономического и социального развития Казахской ССР», «Государственный бюджет Казахской ССР», «Суд и Арбитраж», «Прокуратура», «Герб, флаг, гимн и столица Казахской ССР», «Действие Конституции Казахской ССР и порядок ее изменения»), которые являются актуальными до сих пор. В частности, некоторые политические, социальные и экономические права и свободы граждан закреплены в действующей Конституции. Это является одним из показателей преемственности конституционных ценностей, заложенных в советский период истории нашего государства.

В Конституции Казахской ССР 1978 года интерес представляют аспекты внешней политики. Так, в статье 28 указано, что Казахстан руководствуется во внешнеполитической деятельности в рамках Конституции Советского Союза. Одновременно с этим, Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР было установлено, что «сношения государственных учреждений Казахской ССР и их должностных лиц с находящимися за границей учреждениями и должностными лицами иностранных государств производится через Министерство иностранных дел Казахской ССР».

В целом, Конституция Казахской ССР 1978 года в последние годы своего действия претерпевала существенные изменения, которые были связаны в первую очередь с политическими и экономическими процессами наблюдаемые по всему Советскому Союзу.

Анализ Конституций Казахской ССР 1926, 1938, 1978 гг. показал, что конституционный текст имел высокий уровень изменений, которые в первую очередь были связаны с политическими и социально-экономическими изменениями. Принято считать, что Конституция является консервативным документом, который является основой всей политической и социально-экономической систем государства, способствует формированию важных институтов публичной власти и отношений в рамках государственного устройства, которые по своему назначению «должны» быть устойчивыми ко всем возможным вызовам и изменениям. Нарушения и прерывание процесса институционализации и формирования устойчивых отношений между органами публичной власти не может не привести к дестабилизации всего государства.

Одновременно с этим принятие позиции по игнорированию мировых вызовов может привести к выведению конституционных положений за рамки существующих общественных отношений. Подобное положение дел также может привести к формированию «двойной» системы отношений, к возникновению институтов по принципу «де-факто» и «де-юре».

Новый этап

В результате всем известных событий начала 90-х гг. ХХ века Казахстан провозгласил себя независимым государством. Сам процесс обретения независимости можно разделить в несколько этапов, которые связаны с принятием определенных важных политических документов.

Одним из начал таких этапов является так называемый «День Республики». 25 октября 1990 году Постановлением Верховного Совета Казахской ССР принята Декларация о государственном суверенитете [3] (далее - Декларация). При чтении текста Декларации формируется противоречивая картина: стремление законодателя к противоположностям – к независимости и обратно. Так, в Декларации утверждается, что Казахстан – это суверенное государство. Одновременно с этим в одном предложении говорится об объединении в Союз суверенных государств. И это дополняется еще использованием в тексте аббревиатуры «СССР». В рамках исследуемого вопроса предлагается рассмотреть такие слова как «государство», «суверенитет» и «независимость». В Конституционном лексиконе отмечено, что государство является одним из самых сложных понятий в правовой науке. При этом принято выделять отличительные признаки государства (одним из которых является суверенитет). В этом же словаре слово «суверенитет» определено — «верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти» [4, 594]. При определении отличительного признака «суверенитет» («6) суверенитет г., т.е. его независимость и самостоятельность в международном общении, а также верховенство по отношению ко всем субъектам права (органам, организациям, учреждениям, гражданам и их объединениям) внутри г.» [4]) можно обратить внимание на использовании слов «независимость» и «самостоятельность». В конституциях Казахстана советского периода Республика определялась как государство. По всей видимости в конституционных текстах при использовании понятия государства отходят от его классического определения. В тоже время де-юре можно заменить в некоторой степени противоречие декларации о государственном суверенитете и конституционного закона о государственной независимости. По всей видимости, 16 декабря 1991 года является отправной точкой нового государства, 25 октября 1990 года – одной из предпосылок приобретения суверенитета в его классическом понимании [5].

Если говорить, что «День Республики» – это значимый шаг на пути к независимости в условиях как правовой, так и политической и социально-экономической неопределенности, то принятие Конституционного закона РК «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года [6] является заключительным шагом и правовым фундаментом для принятия первой Конституции Казахстана как независимого государства.

Конституция 1993 года

Если говорить о сроках, то после объявления независимости потребовалось чуть более года для принятия первой Конституции Казахстана. Основной закон Казахстана 1993 года в целом расширил все основные положения Конституционного закона о государственной независимости.

Первая Конституция Республики Казахстан [7] существенно отличалась от советского Основного закона 1978 года. Те основы, которые были заложены Декларацией о государственном суверенитете и Конституционным законом о независимости Казахстана, нашли свое отражение в первой Конституции. Впервые конституционно был закреплен новый для Казахстана общепризнанный принцип демократического государства – разделения властей. Подчеркивается [8], что если исходить из истории, то в монархический и советский периоды истории государства принцип разделения властей не был формально закреплен (период истории Казахского ханства не учитывается в силу объективных обстоятельств: классическое учение о вышеуказанном принципе берет свое начало в XVIII веке). В то же время, можно отметить о наличии некоторых элементов вышеуказанного принципа (К примеру, Тебаев Д.Б. отмечает, что «В частности, в результате судебной реформы во второй половине XIX века сформировались, по сути, независимые органы правосудия , на заключительном этапе существования Российской империи функционировал орган парламентского типа (Государственная дума Российской империи ), в советский период начиная со второй половины 1930-х годов как на союзном, так и на республиканском уровнях тоже функционировали органы данного типа (верховные советы), а также конституционно декларировалось осуществление правосудия судом» [8]). Но как отмечалось выше процессы, которые проходили в конце 80-х и в начале 90-х гг. ХХ века подготовили почву для конституционализации этого принципа.

Первая Конституция Казахстана, принятая на девятой сессии Верховного Совета, воплотила в себя на тот момент все новшества демократического и правового государства с классической системой органов государственной власти. Так, согласно Конституции 1993 года Президент являлся главой исполнительной ветви власти, соответственно главы местных исполнительных органов были непосредственными представителями главы государства. Примечательно то, что первая Конституция независимого Казахстана закрепила статус Республики национального государства и право казахского народа на самоопределение (Так, в преамбуле первой Конституции Казахстана отмечено: «Мы, народ Казахстана, являясь неотъемлемой частью мирового сообщества, исходя из незыблемости казахской государственности, признавая приоритет прав и свобод человека, исполненный решимости создания демократического общества и правового государства, желая обеспечить гражданский мир и межнациональное согласие, достойную жизнь для себя и для своих потомков, принимаем настоящую Конституцию и провозглашаем следующие») (указанное положение было отражено и в Конституционном законе о государственной независимости (Из Конституционного закона «О госудаpственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года: «Верховный Совет Республики Казахстан, выражая волю народа Казахстана, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права, подтверждая право казахской нации на самоопределение, исходя из решимости создания гражданского общества и правового государства, осуществляя миролюбивую внешнюю политику, заявляя о своей приверженности принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения, торжественно провозглашает государственную независимость Республики Казахстан»)). Стоит отметить, что определение национальной государственности существовало практически во все периоды отечественной истории. Например, еще 26 августа 1920 году был принят Декрет об Автономной Киргизской Социалистической Советской Республике [9]. Немногим позже были внесены изменения в наименование – восстановлено исконное наименование – Казахская Республика. По всей видимости это был логичный шаг и закономерное признание и реализацию права исконно проживающего на этой территории народа на самоопределение [10, 56]. Одновременно с этим, с уверенностью можно сказать, что в первой Конституции Казахстана – это право реализовано в полной мере.

Помимо новой системы государственного управления и построения нового национального государства в первой Конституции Казахстана было закреплено, что высшей ценностью являются человек, его жизнь, свобода и неотъемлемые права. Конечно, в предыдущих конституционных актах перечислялись значимые и актуальные до сих пор права человека [11]. Однако объявление высшей ценностью именно человека и его свободы и права является важным шагом по построению правового и демократического государства.

Заключение

Таким образом, исходя из вышеуказанного можно сделать ряд выводов. Во-первых, за всю историю конституционных текстов Казахстана наблюдается в целом последовательное развитие с учетом повышения правовой защиты человека и его свобод и прав. С первой половины ХХ века можно смело констатировать о устойчивом процессе институционализации общественных отношений, формировании важных элементов государственности. Без письменного конституционного текста, по всей видимости, современное состояние общественных отношений и их институтов существенно отличились бы.

Во-вторых, исходя из объективных исторических фактов конституционное развитие в конце 80-х – начале 90-х ХХ века произошла смена его направления. Общественно-политические движение привело к смене конституционной конструкции. Произошло формальное возвышение главы государства (де-факто – руководитель политической партии являлся главой государства, в последующем Председатель Верховного Совета стал именоваться высшим должностным лицом и выполнять представительские функции), с закреплением его уже значимых полномочий. Одновременно с этим высший представительный орган также наделялся значимыми полномочиями. Это привело к закономерному процессу конституционализации главного принципа демократического государства – разделение на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

В-третьих, в рамках исследования текстов советских конституций дается оценка актуальным вопросам о территориальности целостности Республики, его внутренней и внешней политики, включая формирования и функционирования соответствующих структур (изменение территории Республики было возможно лишь с соблюдением конституционных процедур и Казахстан имел свои государственные органы по вопросам внешней политики и обороны).

В-четвертых, в научной работе акцентировано на использовании ряда слов и словосочетаний, которые значительно отличаются от их классического наполнения. С большой долей вероятностью это было сделано сознательно с учетом сложившихся общественных отношений («суверенитет», «независимость» и др.). Предполагается, что введение этих слов в конституционный оборот необходимо рассмотреть в рамках всего конституционного развития, а не как отдельный исторический период и одномоментный акт. Подобное умозаключение не являются юридически корректным, но имеет значение в рамках выявление направление развития конституционных отношений.

В-пятых, с первой половины ХХ в. с принятием первой письменной Конституции была закреплена новая форма правления (Республика) и национальная идентичность государства (реализация права на самоопределение). Конечно, наличие так называемой «двойной системы» (несоответствие конституционного текста с фактическими общественными отношениями) не снижает ценности письменного закрепления и сохранение национальной государственности. Одновременно с этим наличие «двойной системы» можно наблюдать и после принятия Конституции 1993 года (например, делегировании законодательных полномочий главе государства в декабре 1993 года)

В-шестых, первая Конституция независимого Казахстана является одной из самых стабильных (поправки не вносились) и самых краткосрочных по действию конституций. Конституция 1993 года можно назвать некоторым компромиссным решением [12, 24] переходного периода и как необходимый этап конституционного развития в эпоху государственного строительства нового формата.

Д.Б. Тебаев, з.ғ.к., Қазақстан Республикасы Заңнама құқықтық және ақпарат институты (Астана қ., Қазақстан Республикасы): Қазақстандағы конституциялық құрылыстың эволюциясының тарихи кезеңдері.

Мақалада автор Конституциялық дамудың кейбір кезеңдерін қарастырады, 1926, 1937 және 1938 жылдардағы кеңестік Конституциялардың мәтіндерін, сондай-ақ мемлекеттік егемендік туралы декларацияның, Тәуелсіздік туралы Конституциялық заңның және 1993 жылғы Конституцияның мәтіндерін талдайды және оларға баға береді. Автор кейбір сөздер мен сөз тіркестерін дұрыс қолдану, мемлекеттіліктің негізгі принциптерін жүзеге асыру мәселесін көтереді.

Жұмыстың мақсаты-конституциялық даму бағытын ретроспективті талдау және анықтау, проблемаларды анықтау. ХХ ғасырдың 90-шы жылдарының бірінші жартысындағы Қазақстанның құқықтық актілері, оларда тұжырымдалған құқықтық нормалар мен оларды іске асыру практикасы, бағдарламалық құжаттар зерттеу пәні болып табылады. Зерттеу барысында жалпы ғылыми әдістер мен заң ғылымының арнайы әдістері (формальды-догматикалық, салыстырмалы-құқықтық әдістер, түсіндіру әдісі) қолданылды.

Автор кейбір ережелердің Конституциялық сабақтастығы туралы айтады. Республика құрылған сәттен бастап Тәуелсіз Қазақстанның бірінші Конституциясы қабылданғанға дейін маңызды қоғамдық қатынастар институттандырылды, өзін-өзі анықтау құқығы іске асырылды, сондай-ақ маңызды демократиялық қағидаттар бекітілді.

Түйінді сөздер: Қазақстан Конституциясы, Республика, конституциялық даму, конституцияландыру.

D.B. Tebayev, Doctor of Philosophy in law, The Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan (Astana c., the Republic of Kazakhstan): Historical Stages of the Evolution of Constitutional Development in Kazakhstan.

In the article, the author examines some stages of constitutional development, analyzes the texts of the Soviet constitutions of 1926, 1937 and 1938, as well as the text of the declaration of state sovereignty, the constitutional law on independence and the Constitution of 1993 and evaluates them. The author raises the question of the correctness of the use of certain words and phrases, the implementation of the main principles of statehood.

The purpose of the work is a retrospective analysis and identification of the direction of constitutional development, identification of problems. The subject of the research is the legal acts of Kazakhstan in the Soviet period of history and the first half of the 90s of the twentieth century, the legal norms formulated in them and the practice of their implementation, program documents. The research uses general scientific methods and special methods of legal science (formal dogmatic, comparative legal methods, method of interpretation).

The author states the constitutional continuity of some provisions. From the moment of the Republic's formation to the adoption of the first Constitution of independent Kazakhstan, important social relations were institutionalized, the right to self-determination was realized, and significant democratic principles were consolidated.

Keywords: Constitution of Kazakhstan, Republic, constitutional development, constitutionalization.

Список литературы:

  1. Залесны Я., Остапович И.Ю. Конституционализм в Республике Казахстан: генезис, особенности и перспективы // Антиномии. 2021. Т. 21. Вып. 3. С. 125-147.
  2. Тулеубаева А.Ш. Конституционные основы государственной власти и управления в Казахстане накануне и в период после распада СССР до принятия Конституции РК 1995 года // Вестник Института законодательства и правовой информации РК. 2011. № 2 (22). С. 155-158.
  3. Постановление Верховного Совета Казахской ССР «О Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики» от 25 октября 1990 г. № 307-XII // https://adilet.zan.kz/rus/docs/B900001700_ (08.07.2025).
  4. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2015. 656 с.
  5. Канатов А.К., Исмагулов К.Е. Место Декларации о государственном суверенитете в системе законодательства Республики Казахстан (правовой анализ) // Вестник Института законодательства и правовой информации РК. 2021. № 1 (64). С. 213-218.
  6. Конституционный закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабpя 1991 года // https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z910004400_ (08.07.2025).
  7. Конституция Республики Казахстана от 28 января 1993 года // https://adilet.zan.kz/rus/docs/U950002454_ (09.07.2025).
  8. Тебаев Д.Б. Высшее должностное лицо государства в системе органов государственной власти // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 7. С. 064-070.
  9. Принят декрет «Об образовании Казахской АССР» // https://e-history.kz/ru/calendar/show/26626 (10.07.2025).
  10. Амандыкова С.К. Конституция Республики Казахстан 1993 года – первая Конституция суверенного Казахстана // Political Science Studies. 2014. № 32. С. 55-82.
  11. Нургазинов Б.К., Жанузакова Л.Т. Роль Конституции Республики Казахстан в обеспечении стабильности и развитии казахстанского общества // Вестник Института законодательства и правовой информации РК. 2020. №2 (60). С. 11-18.
  12. Рогов И. И. Конституционные реформы в Казахстане и России: сравнительный анализ // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. № 1. С. 24-29.

References (transliterated):

  1. Zalesny Ja., Ostapovich I.Ju. Konstitucionalizm v Respublike Kazahstan: genezis, osobennosti i perspektivy // Antinomii. 2021. T. 21. Vyp. 3. S. 125-147.
  2. Tuleubaeva A.Sh. Konstitucionnye osnovy gosudarstvennoj vlasti i upravlenija v Kazahstane nakanune i v period posle raspada SSSR do prinjatija Konstitucii RK 1995 goda // Vestnik Instituta zakonodatel'stva i pravovoj informacii RK. 2011. № 2 (22). S. 155-158.
  3. Postanovlenie Verhovnogo Soveta Kazahskoj SSR «O Deklaracii o gosudarstvennom suverenitete Kazahskoj Sovetskoj Socialisticheskoj Respubliki» ot 25 oktjabrja 1990 g. № 307-XII // https://adilet.zan.kz/rus/docs/B900001700_ (08.07.2025).
  4. Avak'jan S.A. Konstitucionnyj leksikon: Gosudarstvenno-pravovoj terminologicheskij slovar'. M.: Justicinform, 2015. 656 s.
  5. Kanatov A.K., Ismagulov K.E. Mesto Deklaracii o gosudarstvennom suverenitete v sisteme zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan (pravovoj analiz) // Vestnik Instituta zakonodatel'stva i pravovoj informacii RK. 2021. № 1 (64). S. 213-218.
  6. Konstitucionnyj zakon Respubliki Kazahstan «O gosudarstvennoj nezavisimosti Respubliki Kazahstan» ot 16 dekabpja 1991 goda // https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z910004400_ (08.07.2025).
  7. Konstitucija Respubliki Kazahstana ot 28 janvarja 1993 goda // https://adilet.zan.kz/rus/docs/U950002454_ (09.07.2025).
  8. Tebaev D.B. Vysshee dolzhnostnoe lico gosudarstva v sisteme organov gosudarstvennoj vlasti // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2022. T. 15. №7. S. 064-070.
  9. Prinjat dekret «Ob obrazovanii Kazahskoj ASSR» // https://e-history.kz/ru/calendar/show/26626 (10.07.2025).
  10. Amandykova S.K. Konstitucija Respubliki Kazahstan 1993 goda – pervaja Konstitucija suverennogo Kazahstana // Political Science Studies. 2014. № 32. S. 55-82.
  11. Nurgazinov B.K., Zhanuzakova L.T. Rol' Konstitucii Respubliki Kazahstan v obespechenii stabil'nosti i razvitii kazahstanskogo obshhestva // Vestnik Instituta zakonodatel'stva i pravovoj informacii RK. 2020. № 2 (60). S. 11-18.
  12. Rogov I. I. Konstitucionnye reformy v Kazahstane i Rossii: sravnitel'nyj analiz // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedenija. 2021. T. 17. № 1. S. 24-29.
Учредитель:
АО Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева (Maqsut Narikbayev University).
Партнеры:

Журнал зарегистрирован в Комитете информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство № 7742-Ж.
ISSN: 2307-521X (печатная версия)
ISSN: 2307-5201 (электронная версия)