• Главная
  • Архив
  • № 4 (93), 2021
  • ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТА ПО ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТА ПО ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УДК 342.5
ГРНТИ 10.15.01
Е.З. Бекбаев,
д.ю.н., профессор кафедры
«Конституционного, международного
права и таможенного дела»
Евразийской юридической академии
им. Д.А. Кунаева
(г. Алматы, Казахстан),
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Актуальность статьи обусловлена потребностями дальнейшего совершенствования деятельности Парламента по правовой охране и защите Конституции Республики Казахстан, задачами повышения эффективности противодействия конституционным правонарушениям. Отмечается повышенная социальная опасность конституционных правонарушений, которые посягают на такие ценности государства и общества, как гражданство, устройство и организация государственной власти, защита прав и свобод человека, обеспечение национальной безопасности, суверенитета и целостности государства, соответствие законов Конституции. Показывается правовой механизм охраны и защиты Конституции, который охватывает правовые основы данной деятельности, а также субъектов, объект и методы (способы) противодействия конституционным правонарушениям, вопросы восстановления конституционной законности. Рассматриваются четыре группы полномочий Парламента по правовой охране и защите Конституции Республики Казахстан. В рамках полномочий Парламента и его Палат по обеспечению соответствия законов Конституции Республики обнаружено отсутствие правовой корреляции, в силу которого Конституционным Советом проверяются не все принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики до подписания Президентом. Предлагается подпункт 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан изложить отдельным пунктом данной статьи в следующей редакции: «3. Конституционный Совет рассматривает до подписания Президентом Республики все принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики».
Ключевые слова: Конституция; правовая охрана Конституции; правовая защита Конституции; конституционные правонарушения; Парламент; полномочия Парламента; закон; конституционность закона; Конституционный Совет; полномочия Конституционного Совета.
Введение
Утверждение Республики Казахстан как демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, предусматривает всемерную правовую охрану и защиту Конституции как законодательной основы жизнедеятельности государства и общества. Для решения данной проблемы по обеспечению надежной правовой охраны и защиты Конституции в рамках конституционного права Республики Казахстан предусмотрена система норм, направленная на предупреждение и пресечение конституционных правонарушений, а также ликвидацию отрицательных последствий таких правонарушений. В функциональном аспекте правовая охрана и защита Конституции Республики Казахстан является деятельностью многих субъектов по противодействию конституционным правонарушениям.
Вопросы правового института конституционных правонарушений в юридической науке исследованы недостаточно детально. Отчасти это объясняется тем, что конституционные правонарушения служат основанием для привлечения к конституционной ответственности государственных органов и высших должностных лиц государства. Однако конституционные правонарушения нуждаются в интенсивных научных исследованиях и разработке, поскольку они по степени своей социальной опасности являются наиболее разрушительными. В частности, конституционные правонарушения посягают на такие ценности государства и общества, как гражданство, устройство и организация государственной власти, защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности, суверенитета и целостности государства, соответствие законов Конституции, осуществление полномочий Президента, члена Правительства, депутата Парламента, других высших должностных лиц государства. Неспроста в современных государствах за конституционные правонарушения установлена жесткая уголовная ответственность, например, выделены такие составы преступлений, как «заговор с целью захвата власти», «призывы к насильственному свержению государственного строя», «государственная измена» и другие. Согласно Конституции Республики Казахстан конституционными правонарушениями являются несоответствие законов и международных договоров Конституции, ущемление закрепленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина в нормативном правовом акте, нарушение депутатской этики, некоторые другие правонарушения. Целями и задачами противодействия конституционным правонарушениям определяется использование мер по введению на всей территории Республики или в отдельных ее местностях чрезвычайного или военного положения, объявление частичной или общей мобилизации, применение Вооруженных Сил Республики. В целом необходимость создания эффективных механизмов противодействия конституционным правонарушениям и правовая охрана и защита Конституции Республики Казахстан объективно вытекают из принципов высшей юридической силы и прямого действия Конституции, концепции правового государства, требования безусловной реализации прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов в Республике. Государство должно не просто декларировать конституционные идеи, но и создавать реальные предпосылки, направленные на претворение в жизнь положений Конституции, не допускать совершения конституционные правонарушений, своевременно принимать меры, направленные на охрану и защиту Конституции.1

Основные положения
Современный механизм правовой охраны и защиты Конституции в Республике Казахстан является сложным и комплексным. Он охватывает правовые основы этой деятельности, множество субъектов, объект и методы (способы) противодействия конституционным правонарушениям. В рамках указанных компонентов базовыми являются правовые основы данной деятельности, которые представляют собой совокупность норм, определяющих виды конституционных правонарушений и санкции за их совершение, а также субъектов, которые противодействуют конституционным правонарушениям, методы (способы) противодействия конституционным правонарушениям, вопросы восстановления конституционной законности. Эти правовые нормы закреплены в нормативных правовых актах Республики Казахстан.

Материалы и методы
Круг материалов, использованных в исследовании и написании статьи, охватывает тексты следующих документов по состоянию на 1 июня 2021 года: Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года; Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 года № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов»; Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах»; Регламент Парламента Республики Казахстан, принятый постановлением Парламента Республики Казахстан от 20 мая 1996 года; Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан, принятый постановлением Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года; Регламент Сената Парламента Республики Казахстан, принятый постановлением Сената Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года; Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана “Стратегия Казахстан-2050”. Новый политический курс состоявшегося государства». Использовались такие методы, как изучение и обобщение, анализ и синтез.

Результаты исследования
1. Конституция Республики Казахстан
В рамках правового механизма противодействия конституционным правонарушениям следует выделить саму Конституцию Республики Казахстан, поскольку она несет двойную нагрузку. Во-первых, Конституция является главным источником правовых основ противодействия конституционным правонарушениям, и, во-вторых, одновременно служит объектом правовой охраны и защиты.
Как главный источник правовых основ противодействия конституционным правонарушениям Конституция Республики Казахстан наделена адекватной иммунной системой самоохраны, которая призвана обеспечить функциональную целостность и гарантированность реализации Конституции. В этой связи статьей 34 Конституции Республики Казахстан закреплена общая исходная норма, согласно которой «…Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц».2 Таким образом, из самой Конституции Республики Казахстан вытекает, что реализацию и соблюдение Конституции обязаны так или иначе, прямо или косвенно обеспечивать все, кто находится на территории страны, в том числе граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, государство и система государственных органов, другие субъекты. В Конституции закреплен раздел о Конституционном Совете как специализированном государственном органе, обеспечивающем верховенство Конституции на всей территории Республики Казахстан, определяется порядок формирования, полномочия и функции данного органа конституционного контроля. Предусмотрено, что более подробно организация и деятельность Конституционного Совета регулируются особым конституционным законом и Регламентом.
В Конституции Республики Казахстан имеется ряд других норм, которые направлены на ее правовую охрану и защиту Это, например, нормы об особом порядке внесения изменений в Конституцию, о санкциях за совершение конкретных правонарушений, полномочиях высших государственных органов и должностных лиц по правовой охране и защите Конституции, процессуальных гарантиях обеспечения правовой охраны и защиты Конституции и другие. Гарантированность реализации Конституции как основного закона в первую очередь заложена в самой Конституции. Конституция должна обладать необходимой и достаточной системой внутренней самоохраны в виде конституционных норм, направленных на противодействие конституционным правонарушениям.

2. Конституция как объект правовой охраны и защиты
Конституция Республики Казахстан как объект правовой охраны и защиты обладает определенными юридическими свойствами. Под юридическими свойствами Конституции понимаются её отличительные особенности как основного закона, к которым относятся: учредительный характер; верховенство и высшая юридическая сила в системе нормативных правовых актов государства; прямое действие на всей территории Республики; особый порядок принятия поправок в Конституцию. Кроме того, Конституция является базой текущего законодательства страны и закладывает основные начала всех отраслей национальной правовой системы.3
Человечество долго, более 4 тысячелетий, шло к созданию конституции демократического, правового и социального государства.4 Когда формировалось конституционное правосознание, на практике разрабатывались также механизмы охраны и защиты конституции, поскольку «неработающая» конституция не только теряет смысл, а является вредоносной для общества и человека. В целях эффективности действия конституции в юридических трактатах предлагались идеи о создании специальных государственных органов, которые обеспечивали бы конституционный контроль и законность.
Конституция Республики Казахстан является основным, или главным, законом страны, выражающим верховную волю народа и обладающим высшей юридической силой на территории Казахстана. Конституция нужна людям, обществу, всем гражданам, и потому ее нужно охранять и защищать. Конституция демократического, светского, правового и социального государства, в том числе и Конституция Республики Казахстан, является объектом всемирного наследия человечества, который подлежит всемерной охране и защите. Конституция демократического, светского, правового и социального государства является достижением правовой культуры цивилизации последних двух с половиной веков, историческим итогом и самым выдающимся феноменом человеческого духа в области права.
Историческое значение действующей Конституции Республики Казахстан состоит в том, что она приблизила отечественную правовую систему к мировым стандартам, отвечающим требованиям постепенных демократических преобразований, создающих нормативную базу для качественных перемен социально-политического развития нашей страны. В настоящее время Конституция служит правовым фундаментом, обеспечившим политическую, экономическую целостность государства и общества на рубеже исторических эпох. На основе Конституции страна сумела пройти сложнейший период масштабных социальных, экономических и политических преобразований, не обрушив общество, не потеряв государственность. Все этот говорит об огромной социальной ценности Конституции как основного закона государства для нашей страны, следование принципам и нормам которого обеспечивает стабильность власти и общества, являясь главным инструментом укрепления независимости государства и проведения поэтапных демократических реформ в транзитном казахстанском обществе. При этом в Конституции обобщен не только отечественный конституционно-правовой опыт, она вобрала в себя всё лучшее, что дала конституционная практика зарубежных стран, став залогом формирования правового, демократического, социального и светского государства в нашей стране.
Вместе с тем Конституция, как основной закон, не может предусматривать ответы на все вопросы, возникающие в различных сферах правового регулирования общественных отношений. В этой связи система действующего права Республики Казахстан, в свою очередь, не может стоять на месте, должна постоянно совершенствоваться, отражая динамизм формирования демократической, правовой государственности страны в рамках задач выведения отечественного права на уровень, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы, определенные Стратегией «Казахстан-2050»5. Таким образом, наша Конституция как объект охраны и защиты является основным законом переходного периода. Следующий этап развития Конституции может состоять в построении так называемой парламентской республики. Однако достижение указанной цели пока нельзя прогнозировать по времени. Конституция действует вот уже более 25 лет, не исключается, что она с небольшими изменениями будет действовать еще столько же или больше.

3. Субъекты правовой охраны и защиты Конституции
Как установлено в Конституции Республики Казахстан, реализацию и соблюдение Конституции должны обеспечивать все, кто находится на территории страны, в том числе граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Казахстана, государство и система государственных органов, другие субъекты. Основное место в правовом механизме охраны и защиты Конституции принадлежит, естественно, гражданам Республики, которые в своей совокупности образуют народ Казахстана. Именно народ и граждане Казахстана наиболее заинтересованы в неукоснительном исполнении Конституции, в полноценной реализации ее принципов, положений и норм. Важнейшими стимулами для деятельности граждан по правовой охране и защите Конституции служат закрепленные в Конституции права и свободы человека и гражданина, а также гуманистические идеалы демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Для осуществления своей деятельности по правовой охране и защите Конституции граждане имеют конкретные политические, экономические и личные права, например, право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме, равное право на доступ к государственной службе. Вместе с тем, граждане Республики Казахстан наделены также обязанностями по реализации норм Конституции, например, защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина (статья 36), граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (статья 37), граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (статья 38). Граждане образуют самый массовый и главный состав субъектов в правовом механизме охраны и защиты Конституции в Республике Казахстан.
Соответствующее место в правовом механизме охраны и защиты Конституции Республики Казахстан занимают государство и система государственных органов. Поскольку Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, государство и его органы имеют право и обязанность охранять и защищать Конституцию. Они должны обеспечивать соблюдение следующих основополагающих принципов деятельности Республики: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. Без обеспечения этих принципов не представляется возможным правовое развитие общества.
Государство также обязано обеспечивать целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории, высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Республики, обеспечивать признание идеологического и политического многообразия, признание и равным образом защиту государственной и частной собственности, уважение принципов и норм международного права, мирное разрешение международных споров, отказ от применения первой вооруженной силы. Каждый отдельно взятый государственный орган, в том числе Президент Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, прокуратура и судебная система, органы местного государственного управления и самоуправления, наделяется особыми полномочиями по охране и защите Конституции. Все они являются субъектами правовой защиты и охраны Конституции, которые должны обеспечивать соблюдение конституционных норм в стране и отдельных населенных пунктах. Особую роль в правовой охране Конституции и обеспечении её соблюдения играет Конституционный Совет Республики Казахстан, имеющий статус государственного органа конституционного контроля. В механизм правовой охраны и защиты Конституции в Республике входят также такие субъекты, как общественные объединения и политические партии, некоммерческие организации и другие юридические лица, иностранные компании, международные организации, работающие на территории страны и другие.

4. Полномочия Парламента Республики Казахстан
по правовой охране и защите Конституции
Среди субъектов правовой охраны и защиты Конституции находится и Парламент Республики Казахстан как высший представительный государственный орган законодательной власти. Парламент Республики Казахстан является единственным законодательным органом страны, которому в пределах его конституционных полномочий принадлежит право выступать от имени народа и государства. Парламент Республики Казахстан представляет суверенитет народа и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. Осуществление законодательной функции позволяет Парламенту оказывать существенное влияние на социальный и политический процессы. Однако деятельность Парламента не ограничивается осуществлением только законодательной функции. Законодательная представительная власть, помимо нормотворческих, выполняет контрольные, а иногда распорядительные и иные полномочия, среди которых можно выделить специальные полномочия по правовой охране и защите Конституции.
Полномочия Парламента по правовой охране и защиты Конституции Республики Казахстан можно разделить на четыре группы. Во-первых, это полномочия Парламента Республики Казахстан по правовой охране и защите Конституции при внесении изменений и дополнений в Конституцию. Во-вторых, это полномочия Парламента по обеспечению соответствия законов Конституции Республики Казахстан. В-третьих, это полномочия Парламента Республики Казахстан по правовой охране и защите Конституции при досрочном освобождении или отрешении от должности Президента Республики Казахстан Парламентом. В-четвертых, это некоторые иные полномочия Парламента по правовой охране и защите Конституции Республики Казахстан.
Указанные группы полномочий Парламента Республики Казахстан по правовой охране и защите Конституции реализуются в рамках самых разных направлений деятельности Парламента и Палат Парламента. Кроме того, все эти полномочия Парламента и Палат Парламента осуществляются строго в соответствии с процедурами, предусмотренными Регламентом Парламента и регламентами Мажилиса Парламента и Сената Парламента. Регламенты устанавливают условия и порядок проведения заседаний Парламента, Мажилиса и Сената, формирования органов и организацию их деятельности, а также осуществления полномочий депутатов и должностных лиц Парламента и его Палат. Назначением этих правовых процедур является эффективное исполнение Парламентом и его Палатами полномочий и функций, достижение поставленных целей деятельности. Если заседание депутатов Парламента, депутатов Мажилиса Парламента, депутатов Сената Парламента, которое, имея целью осуществление конституционных полномочий, проводится без соблюдения установленных регламентами Парламента, Мажилиса Парламента и Сената Парламента условий и процедур, оно является незаконным. Акты, принятые на этих заседаниях, недействительны.

4.1 Полномочия Парламента по правовой охране и защите Конституции Республики Казахстан при внесении изменений и дополнений в Конституцию
Данная группа полномочий Парламента Республики Казахстан по правовой охране и защите Конституции предусмотрена в рамках деятельности Парламента по внесению изменений и дополнений в Конституцию. Председатель Мажилиса при поступлении предложений Президента по внесению изменений или дополнений в Конституцию Республики Казахстан созывает совместное заседание Палат Парламента для рассмотрения их в первом чтении. В этой связи статьей 61 Конституции установлены процессуальные нормы о том, что изменения и дополнения в Конституцию вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат и об обязательном проведении не менее двух чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан. По итогам голосования в окончательном чтении Парламент большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат принимает изменения и дополнения в Конституцию. В случае, если голосованием не набрано установленное количество голосов, предложения Президента по внесению изменений и дополнений в Конституцию считаются отклоненными.
Парламент вправе большинством не менее четырех пятых голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента принять самостоятельно закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию в случае, если Президент Республики отклоняет предложение Парламента о вынесении изменений и дополнений в Конституцию на республиканский референдум. Отдельным полномочием Парламента по правовой охране и защите Конституции Республики Казахстан является ежегодное заслушивание на совместном заседании Палат Парламента посланий Конституционного Совета о состоянии конституционной законности в Республике.

4.2 Полномочия Парламента по обеспечению соответствия законов Конституции Республики Казахстан
Полномочия Парламента и его Палат по обеспечению соответствия законов Конституции Республики Казахстан осуществляются преимущественно в рамках законодательной деятельности. Исходной для этих полномочий служит норма пункта 7 статьи 62 Конституции о том, что законы Республики, постановления Парламента и его Палат не должны противоречить Конституции Республики Казахстан. В целях реализации данной нормы в Регламент Сената Парламента внесено положение о том, что Конституционный Совет по обращению Председателя Сената либо депутатов Сената, составляющих не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, рассматривает до подписания Президентом принятые Сенатом законы на соответствие их Конституции и в случае такого обращения течение сроков подписания Президентом Республики соответствующих законов приостанавливается. Это положение Регламента Сената Парламента в определенной мере дублирует норму статьи 72 Конституции, где сказано, что «Конституционный Совет по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра:
2) рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики».6
Однако в указанной норме статьи 72 Конституции оставлен открытым очень важный вопрос о том, все или только некоторые из принятых Парламентом законов рассматриваются в Конституционном Совете до подписания их Президентом на соответствие Конституции Республики. Если исходить из требований статьи 62 Конституции, то без исключения все законы Республики не должны противоречить Конституции.7 Поскольку Парламент Республики Казахстан является единственным законодательным органом страны и никакие другие государственные органы, в том числе и Президент Республики Казахстан, не вправе принимать законы, можно полагать, что в Конституционном Совете целесообразно рассматривать до подписания Президентом все принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики, а не выборочно по усмотрению того или иного субъекта обращения в Конституционный Совет.
Закрепленный в настоящее время статьей 72 Конституции порядок, согласно которому Конституционный Совет рассматривает принятые Парламентом законы до подписания Президентом на их соответствие Конституции Республики по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра, на практике не гарантирует проверку на соответствие Конституции всех принятых Парламентом законов до подписания Президентом. Причина этого состоит в отсутствии правового механизма, обеспечивающего обязательное направление в Конституционный Совет на рассмотрение всех принятых Парламентом законов до их подписания Президентом Республики. Таким образом, так называемый в юридической литературе предварительный конституционный контроль законов работает у нас не в полной мере.

4.3 Досрочное освобождение или отрешение от должности Президента Республики Казахстан Парламентом
В целях правовой охраны и защиты Конституции Парламент Республики Казахстан наделен полномочием досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики Казахстан в особых случаях, предусмотренных статьей 47 Конституции.
Президент Республики Казахстан может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. В этом случае Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой Палаты Парламента числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов каждой из Палат на основании заключения комиссии и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур.
Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем одной трети его депутатов. Расследование обвинения организуется Сенатом Парламента, и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа голосов депутатов каждой из Палат при наличии заключения Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур. Непринятие окончательного решения в течение двух месяцев с момента предъявления обвинения влечет за собой признание обвинения против Президента Республики отклоненным. Отклонение обвинения Президента Республики в совершении государственной измены на любой его стадии влечет за собой досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса.

4.4 Иные полномочия Парламента по правовой охране и защите Конституции Республики Казахстан
В статье 52 Конституции Республики Казахстан предусмотрено правило о том, что депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение этой конституционной нормы является конституционным правонарушением, за которое установлено прекращение полномочий депутата.
Самостоятельными полномочиями Парламента и Палат Парламента по правовой охране и защите Конституции являются полномочия по прекращению полномочий депутатов Палат и лишению депутатской неприкосновенности за совершение конституционного правонарушения. Каждая из Палат Парламента самостоятельно без участия другой Палаты прекращает полномочия депутатов своей Палаты, а также по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан решает вопросы лишения депутатов Палаты их неприкосновенности. В Конституции четко указаны случаи, когда Палатами Парламента рассматриваются вопросы прекращения полномочия депутатов и лишения депутатской неприкосновенности.
Полномочия депутата Парламента прекращаются в случаях подачи в отставку, его смерти, признания депутата по вступившему в законную силу решению суда недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим, при его выезде на постоянное место жительства за пределы Казахстана, вступлении в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда, утрате гражданства Республики Казахстан, выходе или исключении депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран, прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран.
В Конституции Республики Казахстан установлены также полномочия Парламента по правовой охране и защите Конституции, которые относятся к исключительному ведению Сената или Мажилиса Парламента. К исключительному ведению Сената Парламента относится лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики за совершение конституционного правонарушения целях правовой охраны и защиты Конституции.
В целях правовой охраны и защиты Конституции Республики Казахстан могут быть отозваны от должности Председатели Палат Парламента, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Палаты.
Особые полномочия Палат Парламента по правовой охране и защите Конституции Республики Казахстан предусмотрены также в рамках контрольных полномочий Палат Парламента. В частности, в соответствии со статьей 56 Конституции Мажилис Парламента вправе большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса выразить вотум недоверия Правительству. Сенат вправе заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности и по итогам заслушивания отчета вправе принять обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики.

Обсуждение
В рамках интерпретации основных результатов исследования автором следует отметить, что акцентируется внимание на научном выводе о том, что не все принятые Парламентом законы Республики Казахстан рассматриваются на их соответствие Конституции Республики до подписания Президентом. Практическое значение данного вывода состоит в получении информации о возможности и необходимости совершенствования конституционного законодательства. Соотношение полученных выводов с позициями других исследователей показывает относительное приращение нового научного знания о состоянии конституционного контроля в Республике.

Заключение
Как показывает анализ, в правовом статусе Парламента Республики Казахстан полномочия по правовой охране и защите Конституции занимают существенное место, являются объемными и сложными, обеспечивают в определенной мере правовую охрану и защиту Конституции Республики Казахстан. Вместе с тем, в действующем законодательстве имеет место не полная правовая корреляция между собой двух статьей Конституции, в силу которой не все принятые Парламентом законы рассматриваются на их соответствие Конституции Республики до подписания Президентом.
Указанный факт состоит в том, что статья 72 Конституции Республики Казахстан не полностью корреспондирует статье 62 Конституции Республики Казахстан. В частности, в статье 62 Конституции закреплено, что законы Республики не должны противоречить Конституции, а в статье 72 Конституции предусматривается, что Конституционный Совет рассматривает принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики только по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра. Отсюда прямо вытекает, что принятые Парламентом законы Республики не могут быть рассмотрены на их соответствие Конституции без обращения указанных субъектов в Конституционный Совет. Однако полнее обеспечивающим требования Конституции, интересы народа и более эффективным представляется иной порядок, когда принятые Парламентом законы рассматриваются на их соответствие Конституции Республики до подписания Президентом независимо от обращения кого-либо в Конституционный Совет.
Поскольку имеющееся в действующем законодательстве отсутствие полной корреляции между указанными статьями Конституции относится в полномочиям одновременно трех высших государственных органов, а именно Парламента Республики Казахстан, Конституционного Совета Республики Казахстан и Президента Республики Казахстан, представляется оптимальным соответствующий подпункт 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан изложить отдельным пунктом данной статьи в следующей редакции: «3. Конституционный Совет рассматривает до подписания Президентом Республики все принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики».

Бекбаев Е.З., з.ғ.д., Д.А. Қонаев атындағы Еуразиялық заң академиясының «Конституциялық, халықаралық құқық және кеден» кафедрасының профессоры (Алматы қ., Қазақстан): Парламенттің Қазақстан Республикасы Конституциясын құқықтық қорғау және қорғау жөніндегі өкілеттіктері.
Мақаланың өзектілігі Парламенттің Қазақстан Республикасы Конституциясын құқықтық күзету және қорғау өкілеттіктерін одан әрі жетілдіру, конституциялық құқық бұзушылықтарға қарсы тұруды жақсарту қажеттіліктеріне байланысты. Конституциялық құқық бұзушылықтардың азаматтық, мемлекеттік билікті ұйымдастыру, адам құқықтары мен бостандықтарын қорғау, ұлттық қауіпсіздікті қамтамасыз ету, егемендік және тұтастықты, мемлекет құрылғын және бостандықтарды қорғау, заңдардың Конституцияға сәйкестігі сияқты мемлекеттік және әлеуметтік құндылықтарға зор қауіпі бар екені атап өтілді. Конституцияны құқықтық күзету және қорғаудың механизмінін кұрайтын осы қызметтің заңды негіздері, пәнделері, объекті, сондай-ақ конституциялық құқық бұзушылықтарға қарсы іс-қимылдары (әдістері), конституциялық заңдылықты қалпына келтіру сұрактары көрсетіледі. Парламенттің Қазақстан Республикасының Конституциясын құқықтық күзету және қорғау жөніндегі төрт топ өкілеттіктері қаралады. Парламенттің және оның Палаталарының заңдарды Конституцияға сайкестігін қамтама ету өкілеттіктері ішінде құқықтық архаттықтық болмауы табылды. Сол архаттықтық болмауы арқасында Конституциялық Кеңес Парламент қабылдаған заңдардың бәрін Республика Конституциясына сәйкестігін Президент қол қойғанға дейін қарай алмайды. Қазақстан Республикасы Конституциясының 72-бабының 1-тармағының 2) тармақшасын осы баптың жеке тармағы ретінде осындай редакцияда беру ұсынылады: «3. Конституциялық Кеңес Парламент қабылдаған заңдардың бәрін Республика Конституциясына сәйкестігін Президент қол қойғанға дейін қарайды».
Тірек сөздер: Конституция; Конституцияны құқықтық күзету; Конституцияны құқықтық қорғау; конституциялық құқық бұзушылықтар; Парламент; Парламенттің өкілеттігі; заң; заңның Конституцияға сәйкестігі; Конституциялық Кеңес; Конституциялық Кеңестің өкілеттігі.

Bekbaev E.Z., Doctor of Law, Professor of the Department of «Constitutional, international law and customs affairs» of D.A. Kunaev Eurasian Law Academy (Almaty, Kazakhstan): Powers of the Parliament for the legal defense and protection of the Constitution of the Republic of Kazakhstan.
The relevance of the article is due to the needs of further improving the activities of the Parliament on the legal protection and protection of the Constitution of the Republic of Kazakhstan, the tasks of increasing the effectiveness of countering constitutional violations. There is an increased social danger of constitutional violations that infringe on such values of the state and society as citizenship, the structure and organization of state power, protection of human rights and freedoms, ensuring national security, sovereignty and integrity of the state, compliance with the laws of the Constitution. The article shows the legal mechanism of defence and protection of the Constitution, which covers the legal foundations of this activity, as well as subjects, object and methods (methods) of countering constitutional violations, issues of restoring constitutional legality. Four groups of powers of the Parliament for the defence and protection of the Constitution of the Republic of Kazakhstan are considered. Within the framework of the powers of the Parliament and its Chambers to ensure the compliance of laws with the Constitution of the Republic, a legal gap has been discovered, due to which the Constitutional Council does not check all laws adopted by the Parliament for their compliance with the Constitution of the Republic before being signed by the President. It is proposed to present subparagraph 2) of paragraph 1 of Article 72 of the Constitution of the Republic of Kazakhstan as a separate paragraph of this article in the following wording: «3. The Constitutional Council considers, prior to signing by the President of the Republic, all laws adopted by the Parliament for their compliance with the Constitution of the Republic».
Keywords: Constitution; defence of the Constitution; protection of the Constitution; constitutional violations; Parliament; powers of Parliament; law; constitutionality of the law; Constitutional Council; powers of Constitutional Council.

Список литературы:
1. Конституция Республики Казахстан. Принята республиканским референдумом 30 августа 1995 года. Алматы, 2021. – 40 с.
2. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана. «Стратегия “Казахстан-2050”. Новый политический курс состоявшегося государства» // URL: https://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs.
3. Караев А.А. Конституционная безопасность Республики Казахстан: состояние, проблемы и механизм обеспечения: Монография. Алматы, 2017. – 602 с.
4. Сапаргалиев Г.C. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. Изд. 3-е, с доп. Алматы: Жеты Жаргы, 2014. – 544 с.
5. Ударцев С.Ф. Конституция и эволюция общества (вопросы теории и философии права). СПб: Университетский издательский консорциум, 2016. – 388 с.

References (transliterated):
1. Konstitutsiya Respubliki Kazahstan. Prinyata respublikanskim referendumom 30 avgusta 1995 goda. Almaty, 2021. – 40 s.
2. Poslaniye Prezidenta Respubliki Kazahstan – Lidera Natsii N.A. Nazarbayeva narodu Kazahstana. «Strategiya “Kazahstan-2050”. Novyi politicheskii kurs sostoyavshegosya gosudarstva» // URL: https://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs.
3. Karayev A.A. Konstitutsionnaya bezopasnost' Respubliki Kazahstan: sostoyaniye, problemy i mekhanizm obespecheniya: Monografiya. Almaty, 2017. – 602 s.
4. Sapargaliyev G.C. Konstitutsionnoye pravo Respubliki Kazahstan: Akademicheskii kurs. Izd. 3-ye, s dop. Almaty: Zhety Zhargy, 2014. – 544 s.
5. Udartsev S.F. Konstitutsiya i evolyutsiya obschestva (voprosy teorii i filosofii prava). SPb: Universitetskii izdatel'skii konsortsium, 2016. – 388 s.

 

Учредитель:
АО Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева (Maqsut Narikbayev University).
Партнеры:

Журнал зарегистрирован в Комитете информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство № 7742-Ж.
ISSN: 2307-521X (печатная версия)
ISSN: 2307-5201 (электронная версия)