Республика Алаш: де-юре и де-факто

УДК 94(574)
ГРНТИ 10(10.09)

Е.К. Нурпеисов,
к.ю.н, доцент, экс-депутат
Сената Парламента РК,
юридический консультант
Общественного фонда «Алашорда»
(Алматы)

С.А. Жусіп,
к.филол.н., директор НИИ «Алаш»
ЕНУ им. Л.Н. Гумилева
(Нур-Султан),
автор-корреспондент,
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Идеологические истоки движения «Алаш», приведшие к провозглашению Автономии Алаш в 1917 году, формировались несколько раньше. Идея казахской автономии возникла не вдруг и не благодаря Февральской революции 1917 года. Её истоком стало общественно-политическое течение Сибирское областничество, возникшее среди сибирской интеллигенции в середине 60-х годов ХІХ века. Казахское национальное движение «Алаш» изначально сформировалось в виде отделения сибирского областничества, организатором и лидером отделения был А.Н. Букейхан. И в дальнейшем он выступит теоретиком, пропагандистом и лидером казахского областничества. Провозглашённая в качестве Национально-территориальной Автономии Алаш трансформировалась в суверенное государство де-юре и де-факто. Она была образована ІІ-м Всеказахским курултаем (учредительным собранием по-казахски) в статусе субъекта предполагаемой Российской федеративной республики. Такая трансформация произошла в силу того факта, что Россия не стала федеративным государством. Более того она утратила единую, централизованную власть. Этот нюанс до сих пор ускользал из поля зрения ряда отечественных и зарубежных исследователей-историков или же сознательно игнорировался ими. По их мнению, Республика Алаш не существовала, поскольку она себя официально не провозгласила, существовало лишь её правительство Алаш Орда. Но этот тезис, по мнению авторов статьи, в корне неверен, поскольку само наличие правительства предполагает существование государства. Автономия Алаш по форме правления являлась Республикой, характерными чертами которого являются выборность всех высших органов государственной власти (представительной, исполнительной и судебной ветвей власти) и местного самоуправления (земства). Республика Алаш осуществила революционные преобразования в казахском обществе, сопоставимые по своей политической значимости с радикальными реформами Парижской Коммуны по строительству нового государства. Авторы в качестве методологической основы исследования использовали диалектический метод познания природных и общественных явлений. При исследовании руководствовались общенаучными и специально-историческими методами, а из общенаучных методов – были использованы анализ, синтез, логический методы. Из категории специально-исторических методов были использованы историко-ретроспективный, историко-генетический, историко-типологический, историко-системный методы.

Ключевые слова: Общеказахский курултай, Автономия Алаш, федерация, трансформация, республика, Парижская коммуна, суверенитет, независимость, Алаш Орда, советская власть.

Собака, не узнав себя на зеркале, лает на своё отражение.
Так и мы, казахи, лишенные своей исторической памяти,
отрицаем собственную подлинную историю.

Х. Досмухаметулы.

Введение. «Алашеведение» как новое направление науки

Проблематика общественно-политического движения «Алаш», длительное время находившаяся под цензурой власти монопольно правящей советской коммунистической партии, стала привлекать всё возрастающее внимание научного сообщества и широкой общественности, особенно после провозглашения Казахстаном своей независимости. К этому моменту факты созидательной деятельности лидеров и активистов национально-освободительного движения, партии и Республики Алаш стали стираться из исторической памяти поколений и заменялись их мифологизированными, порой и искаженными контурами. Историческую правду могли донести до наших дней архивные источники и разрозненные сведения, содержавшиеся в эпистолярных источниках, фрагментарный характер которых требует продолжения научно-поисковых работ.
В этих условиях такое формирующееся научное направление, как «Алашеведение», испытывало серьезные затруднения в описании, восстановлении полной и объективной картины соответствующего периода национальной истории, в котором определяющую роль сыграли идеи и созидательная деятельность казахской интеллектуальной элиты, партии «Алаш», государства Алаш, образованного в декабре 1917 года. В связи с тем, что многоаспектная проблематика «Алашеведения» стала объектом подлинно объективного научного анализа относительно недавно, в ней в неравной степени представлены исследования, освещающие разные грани этой проблемы. Традиционно тон в этом задают научные труды историков. Свою лепту в теоретическую копилку «Алашеведения» вносят литературоведы и филологи. В меньшей степени в этом отношении заметна роль политологии и юриспруденции.
Вероятно, этими обстоятельствами и следует объяснить тот очевидный факт, что в настоящее время, историческая, политическая и правовая оценка роли государства Алаш незаслуженно занижены.
Между тем Республика Алаш имеет для Казахстана политическое значение не меньшее, чем Парижская коммуна для истории французской государственности ХІХ века. Современные учёные признали её парламентской республикой. Впрочем, это соответствует действительности, поскольку формирование в ней высших органов государственной власти было осуществлено на выборной основе. Кроме того, «Парижская коммуна» отменила все сословные привилегии и провозгласила демократию, равноправие граждан и их свободы. Благодаря этому и другим революционным преобразованиям Парижская коммуна остается популярной во всем мире и сейчас, спустя 150 лет. Хотя, следует напомнить, её юрисдикция была ограничена территорией одного города Парижа и в этом смысле она в большей степени соответствовала статусу городского самоуправления. Но тот факт, что она не признавала над собой никакой государственной власти, позволяет считать её суверенным образованием и, следовательно, государством, хотя просуществовавшим короткий исторический миг.
В связи с этим вызывает огромное сожаление тот факт, что о государстве, учреждённом общеказахским курултаем (учредительным съездом) под названием Национально-территориальная автономия Алаш в декабре 1917 года и совершившим в Казахстане революционные преобразования, или культурный ренессанс, как отмечали британские исследователи из Центра изучения Центральной Азии при Оксфордском университете в 1985 году,1 сопоставимые по своей политической значимости с теми радикальными реформами по строительству нового государства, что и Парижская коммуна, народ Казахстана, не говоря о мировом сообществе, располагает фрагментарными знаниями.
В чём причина подобного пренебрежительного отношения учёных-историков и всего казахского общества к подлинной и ярчайшей странице истории собственной государственности? Природная скромность всего казахского народа, или зацикленность отдельных учёных-историков на советской трактовке истории Алаш, советских стереотипах и штампах? Может быть это инерция до сих пор не преодолённого колониального сознания порабощённого народа? Или же отголоски воинствовавшей еще недавно лживой коммунистической идеологии? Не исключено, что все эти причины в причудливом переплетении привели к тому, что события, связанный с периодом Алаш национальной истории, до сих пор не получили адекватной оценки со стороны науки, общественности и, наконец, высшей политической власти государства?
Поэтому крайне важно акцентировать внимание на необходимости правовой оценки фактов и событий, связанных с национально-освободительным движением «Алаш», партией «Алаш», Автономией Алаш с её Временным Всеказахским Советом (Правительством) Алаш Орда, вышедшей в процессе перманентной трансформации вышла за пределы идеи классической автономной республики и ставшей самостоятельным, суверенным и независимым государством. Это крайне важно отметить потому, что все институцианальные преобразования, заложенные в Программе партии «Алаш» и впоследствии реализованные Алаш Ордой лежат в правовом поле социальной действительности, являющейся предметом исследования специалистами теории государства и конституционного права. Взгляд на проблематику Алашеведения с позиции этих научных дисциплин с использованием их понятийного аппарата позволит высветить грани этой проблематики, не освещённой другими отраслями общественно-гуманитарных наук. Необходимо иметь в виду, что понятийный смысл терминов в использованных архивных документах, отражающих то или иное историческое событие, может не совпадать с тем смыслом, каким он используется в современной науке. Например, в современной теории государства употребляется не термин «автономия», а понятия «автономная республика», «автономный округ», «автономная область», отражающие управленческую составляющую на той или иной территории.
Эти предварительные и, на первый взгляд, пространные суждения позволят читателям уяснить исходные позиции авторов, взявшихся за освещение правовых аспектов и реального содержания многогранной социально-политической деятельности элиты «Алаш» и созданных ею политических и государственных институтов.

Основные положения

Автономная Республика Алаш, учрежденная ІІ-м Всеказахским курултаем как субъект добровольного союза равноправных членов предполагаемого Федеративной Россий, в силу сложившихся политических обстоятельств, начала действовать за рамками субъекта несостоявшейся федерации и существовала суверенным государством, какой статус она сохраняла более двух лет вплоть до вынужденного признания и присоединения к Советской власти.

Материалы и методы

Первоисточниками для исследования послужили исторические документы из фондов архивов ЦГА РК (Алматы), ГАРФ, Центрального архива ФСБ РФ, Красноярского краевого краеведческого музея, в частности редкие письма Алихана Букейхана 1905-1906 годов, впервые обнаруженные и используемые в этой статье.
В статье также использованы материалы периодической печати на казахском и русском языках периода 1917-1919 годов, как газеты «Қазақ», «Свободная жизнь», «Свободная речь», «Революционная мысль», «Жизнь национальностей» полученные из фондов Национальной библиотеки РК (НБ РК) и Газетного отдела Российской государственной библиотеки (РГБ) в Химки. Были проанализированы труды таких историков как Дина Аманжолова (Москва, РФ), Мамбет Койгельдиев, Кенес Нурпеисов (Алматы, Казахстан) специализирующихся на истории Алаш.
При написаний данной статьи авторами были использованы сравнительно-исторический, историко-ретроспективный, историко-генетический, историко-типологический, историко-системный методы изучения обозначенной проблемы. В ходе исследования были применены общенаучные и специально-исторические методы, а также анализ, синтез и логический методы. Безусловно, методологической основой является принцип историзма в познании прошлого как объективной реальности в реконструкции культурно-исторических процессов.

Результаты исследования

1. Истоки движения «Алаш» и идеи казахского автономизма

Идеологические истоки движения «Алаш», приведшие к провозглашению Автономии Алаш в 1917 году, формировались несколько раньше. Идея казахской автономии возникла не вдруг и не благодаря Февральской революции 1917 года. Она родилась накануне первой русской революции 1905-1907 годов, и её истоком стало общественно-политическое течение Сибирское областничество, возникшее среди сибирской интеллигенции в середине 60-х годов ХІХ века. Одним из идеологов и основателей его являлся Григорий Потанин, русский учёный, общественный деятель, близкий друг двух выдающихся представителей Великой степи, причём двух разных поколений - Чокана Валиханова и Алихана Букейхана (второй родился через год после преждевременной смерти первого – в 1866 году. – Авт.). В 1865 году Г.Н. Потанин был арестован по делу «Общества независимости Сибири» и привлечён к суду по обвинению в стремлении отделить Сибирь от России. В действительности же, под областничеством подразумевалась автономия в составе России. Революция 1905-1907 годов придала новое дыхание движению областничества, но не среди сибирской интеллигенции, а среди казахской элиты «Алаш». Об этом свидетельствует письмо А.Н. Букейхана основателю сибирского областничества Г.Н. Потанину от 11 мая 1905 года. «В вопросах федеративного (союза) устройства русского государства, – пиcал А.Н. Букейхан в письме, – казахи пойдут в рядах крайних областников. Я вступил в переписку с известными влиятельными казахами и надеюсь из них организовать отделение сибирского союза. Омичи (русские) равнодушны к вопросам областничества и склонны думать так, как думает автор «сибирских очерков» из газеты «В[осточноe]. O[бозрение].». Чем дальше идет история, тем областничество теряет свой резон. Один вид омичей (русских), слушающих вас, при разговоре об областничестве, наводит на отчаянный пессимизм».2
Из этой цитаты следует очевидный логический вывод о том, что казахское национальное движение «Алаш» изначально сформировалось в виде отделения сибирского областничества, организатором и лидером отделения был А.Н.Букейхан. И в дальнейшем он выступит теоретиком, пропагандистом и лидером казахского областничества. Нельзя не заметить тот факт, что лидеры казахского областничества рассматривали все возможные варианты, которых можно обозначить как пессимистический и оптимистический в зависимости от развития революционного движения в России. Согласно пессимистическому сценарию, казахский народ может добиться автономии вместе с Сибирью и в его составе.3 Этот вариант, судя по всему, был предусмотрен на случай, если Россия перейдет из самодержавия в конституционную монархию. Этот сценарий оставался востребованным даже после Февральской революции. Так, например, Конституционно-демократическая партия, одна из влиятельных в 1906-1917 годах, членом ЦК которой являлся А.Н. Букейхан, выступила против автономии и федерации. В знак протеста Алихан Букейхан вышел из её рядов и создал казахскую партию «Алаш».4 Во-вторых, ещё оставалась неопределённость, каким государством провозгласит Россию Всероссийское учредительное собрание, созыв которого откладывался с намеченного августа месяца 1917 года, вплоть до 5 января 1918-го. Именно поэтому А.Н. Букейхан во главе казахской делегации принял участие в работе І-го Сибирского областного съезда, состоявшегося в Томске 8-17 октября 1917 года. Съезд избрал Временное правительство Сибири, А.Н. Букейхан стал одним из его министров.5 В своей статье «Жалпы Сібір сиезі» («Общесибирский съезд») он так объяснил свою позицию: «Итак, в основной закон (конституцию) Сибирской автономии будет внесена отдельная статья о том, что казахская нация и другие народы, занимающие исконные территории в Сибири, временно присоединятся к Сибирской автономии, сохраняя при этом право на отделение, в случае необходимости создания собственной автономии. [...] у нас мало управленцев, а народ в своей массе безграмотен. И мы подумали: чтобы безболезненно отделиться от пут великой державы при помощи Сибири, будет разумно сперва примкнуть к ней, а затем, достаточно окрепшись, отделиться от неё в суверенное государство».6
Но был также оптимистический вариант развития событий, по которому Страна казахов, как суверенное государство, будет поддерживать с Россией дружеские отношения в статусе доминиона.7 Об этом говорится в проекте конституции под названием «Устав Страны казахов», разработанным видным деятелем движения «Алаш» Б. Сырттанулы в 1911 году в Петербурге. После Февральской революции 1917 года статус доминиона обретал вполне реальные черты.
Годом ранее, в 1910 году, в своем очерке «Киргизы» («Казахи»), А.Н. Букейхан перечислил 9 областей и одну губернию, которых казахи занимали с испокон веков и где они доминировали по численности над крестьянами-переселенцами.8 Тем самым он чётко обозначил территориальные пределы будущего государства казахов. В декабре 1917 года, на ІІ Общеказахском курултае эти территории, а также ряд уездов Алтайской губернии, будут объявлены территорией Республики Алаш.9
Февраль 1917 года, ознаменовавший крах царской империи, дал колониальным народам надежду на национальное освобождение и свободу выбора своего исторического пути развития. Об этом, например, гласила телеграмма, отправленная группой элиты «Алаш» во главе с А.Н. Букейханом 16 марта из Минска во все казахские области (всего 25 адресов):
«Взошло солнце свободы, равенства и братства для всех народов России. Необходимо казахам организоваться для поддержания нового строя и нового правительства...
Казахи должны подготовиться к учредительному собранию и наметить достойных кандидатов. Призываем вас бросить казахские споры и домашние дрязги. Лозунг народа – единение и справедливость!
Спешно обсудите аграрный вопрос. Наш лозунг «демократическая республика» и земля тому, кто извлекает доход из неё скотоводством и земледелием. Не бойтесь никого, кроме Бога!».10
Весной и летом 1917 года состоялись областные курултаи (съезды) казахов Тургайской,11 Уральской,12 Семипалатинской и других областей, а также два общеказахских съезда (І-й состоялся 2-8 апреля 1917 года в Оренбурге с участием делегатов из 6 областей; ІІ-й – прошёл также в Оренбурге под вывеской І-го съезда 21-28 июля. – Авт.).13 Первым в повестке дня всех съездов стоял вопрос о государственном строе в России, по которому все областные и общеказахский съезды приняли идентичные постановления, выражавшие надежду на провозглашение России федеративной республикой. Это постановления подразумевали, что казахским областям должно быть предоставлено права самостоятельно решать вопросы областного значения в качестве равноправного субъекта новой федеративной России. Принятие решения по этому вопросу возлагалось на Всероссийское учредительное собрание, созыв которого неоднократно откладывался.
Но, все усиливающийся политический кризис в России, приведший к свержению Временного правительства и захвату большевиками центральной власти, вынудил лидеров партии «Алаш» пересмотреть намеченный путь национального освобождения через областную самостоятельность в структуре государственной власти России на общенациональную автономию.
На официальном уровне эта позиция была отражена в проекте Программы партии «Алаш» в ноябре 1917 года.14 В ней было отмечено, что Россия должна стать демократической федеративной республикой, состоящей из равноправных государств, выражаясь современным термином – субъектов федерации. Одним из этих субъектов федерации должна быть «автономия киргиз» (казахов. – Авт.), слагающаяся из казак-киргизских областей.15 Несомненно, что лидеры «Алаш» под «автономией» подразумевали государство казахов, являщееся по форме правления республикой, но с ограниченными суверенными правами из-за вхождения в союз равноправных государств. При этом нужно обратить внимание на то, что Казахстан, то есть Автономия Алаш, не входит в состав России, а вместе с ней и другими субъектами на добровольной основе образует союз государств по наглядному опыту США (Наименование The United States of America (USA) дословно и по смыслу переводится как Союз Государств Америки, а не как Соединенные Штаты Америки. – Авт.), то есть федерацию под названием «Российская федеративная республика». Опыт США по инициативе лидеров Алаш (А.Н. Букейхан, Р. Марсеков) подробно обсуждался на том же І-м Сибирском съезда в Томске, завершившимся за неделю до большевисткого путча. «Я представляю себе нашу Российскую республику в виде только федерации штатов, – заявил А.Н. Букейхан на съезде, – Ведь, для того, чтобы штат существовал, нужно, ведь, чтобы были или хозяйственные общие признаки губернии, которая можетъ быть соединена в один штат, или этнографические... Почему не может составить один штат наша Прибалтийская губерния, губернии центрально-промышленного района, губерний Тамбовская, Орловская. Вот я и представляю, что если наша Российская республика разобьется на отдельные штаты, от этого только получится счастье людей, которые живут в Российской республике».16
Автономный характер государств, образующих союз, выражался в добровольном ограничении суверенных прав каждого из них путем учреждения наднациональных государственных органов в виде президента, государственной думы (парламента) и правительства, которые наделялись бы правомочиями решать общефедеральные задачи.
При такой конструкции федеративного государства народы бывшей колониальной империи получили бы, по замыслу лидеров «Алаш», возможность автономного государственного развития, не разрывая исторически сложившихся хозяйственно-экономических и социо-культурных связей с Россией.
Эти замыслы элиты «Алаш» свидетельствуют, что они внимательно изучили опыт развитых демократических стран Запада: США, Великобритании, Канады, Австралии. В своей статье «Туркестан»,17 опубликованной в апреле 1917 года в связи с формированием Туркестанского комитета по управлению Туркестаном с предоставлением ему полномочий по определению его автономного статуса, А.Н. Букейхан снова затронул тему доминиона. Проанализировав состав и личности каждого из членом Турккомитета (4 из 9-и членов являлись видными представителями тюрко-мусульман России, бывшими депутатами Государственной думы І, ІІ и ІІ-созывов А. Букейхан, М. Тынышбайулы, С. Максуди, генерал А. Давлетшин, П. Преображенский и А. Липовский – уроженцы Туркестана, В. Елпатиевский и Б. Шкапский – исследователи этого края. – Авт.), он предположил, что получение Туркестаном статуса доминиона вполне реально. Статус доминиона предоставлен таким колониям Великобритании, как Австралия, Канада и Оранжевая республика, которые обладают всеми атрибутами суверенного государства. «Судя по-всему, резюмировал А.Н. Букейхан свой тезис, после Учредительного собрания Туркестан станет суверенным государством».18
Между тем, предполагаемую элитой «Алаш» автономию необходимо воспринимать в качестве автономного государства с республиканской (демократической) формой правления, характерными чертами которого являются выборность всех ветвей государственной власти по вертикали от высших представительной, исполнительной и судебной до местного самоуправления (земства). Поскольку в проекте Программы партии «Алаш» речь шла об автономии всех казахских областей, то есть общенациональной автономии и, с учетом её места в предполагаемой федеративной республике, следует её считать – в современной трактовке – автономной республикой.
Разумность и необходимость подобной трактовки автономии наглядно демонстрируется постановлениями ІІ Всеказахского курултая от 5-13 декабря 1917 года, состоявшегося в Оренбурге. В его работе приняли участие 43 полномоченных представителя, избранных во Всероссийское учредительное собрание, а также по 2 представителя от областных казахских комитетов и уездов, всего 81 делегата,19 представлявших Букеевскую орду, Уральскую, Тургайскую, Акмолинскую, Семипалатинскую, Семиреченскую, Сырдарьинскую области, казахских уездов Ферганской, Самаркандской областей, Амударьинский отдел Прикаспийской области, смежных Бийского, Змеиногорского и Барнаульского уездов Алтая.
В повестке дня курултая было 10 вопросов, касающихся будущей казахской национальной государственности. Все они было посвящены таким аспектам государственного строительства, как форма государства, взаимоотношения казахской автономии с другими самопровозглашёнными независимыми субъектами политической власти на территории России, судебная власть, местное самоуправление и т.д.
Курултай, объективно оценив текущую политическую ситуацию в России после захвата власти большевиками в октябре 1917 года, увидел явную угрозу гражданской войны на намеченной территории Автономии Алаш, оказавшейся без легитимной государственной власти после свержения Временного правительства. Воззвание большевиков о переходе власти в России советам ещё не означало её фактического распространения на всю прежнюю территорию Российской империи. В связи с этим И. Сталин, в «Обращении советам Казани, Уфы, Оренбурга, Екатеринбурга, Совнарком Туркестанского края и другим» в апреле 1918 года, отмечал: «Революция, начатая в центре, распространялась на окраинах, особенно на восточных, с некоторым опозданием».20 И ... «к началу 1920 года почти вся территорию Казахстана (за исключением части Семиречья) оказалась под властью Советов».21
Обескоенные надвигающимся хаосом, анархией на своей территории, делегаты курултая решили учредить твёрдую власть, которую признало бы всё казахское население казак-киргизских областей. Единогласно принятое постановление ІІ Всеказахского курултая гласит:
«І. Образовать территориально-национальную автономию областей Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Сыр-Дарьинской, киргизских уездов Ферганской, Самаркандской, Аму-Дарьинского отдела Закаспийской (Прикаспийской) областей, смежных казакских уездов Алтайской губернии, представляющих сплошную территорию с господствующим населением, Казак-Киргизским, единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка.
ІІ. Автономии казак-киргизских областей присвоить название «Алаш».22
Это постановление имеет для современного Казахстана поистине непреходящее историческое и конституционное значение, так как в его истории впервые было использовано универсальное и естественное, то есть неотчуждаемое право нации на государственное самоопределение. Легитимность его заключается в том, что решение курултая явилось выражением исторической и политической воли казахского народа и принято подлинными представителями народа, выразившими его волю в форме конституционного акта.
Этот случай потому и уникальный, что в последующей истории Казахстана использование права нации на самоопределение было превращено в циничную формальную акцию. Так, например, учредительный съезд,23 провозгласивший учреждение Кир(Каз)АССР прошёл почти полтора месяца спустя после её образования высшими органами власти РСФСР.24 А трансформация КазАССР в КазССР было осуществлено Верховным Советом СССР,25 видимо, полагавшим, что казахи будут рады новому статусу республики и поэтому их легитимное волеизъявление не имеет значения.

2. Автономия с классическими признаками
суверенного государства
Следует особо отметить, что решение съезда об учреждении автономии начинается с пункта, содержащего перечень областей, т.е. территориальных субъектов, входящих в её состав. Тем самым определены территориальные пределы автономной республики. Территория и её административное деление один из неотъемлемых признаков государства.
Следующим классическим признаком государства является наличие публичной власти, то есть системы органов, осуществляющих управленческую деятельность в обществе. Делегаты курултая, полагая, что более подробно вопросы организации государственной власти должны быть рассмотрены на Учредительном собрании при обсуждении проекта конституции Республики Алаш, ограничились формированием Временного Всеказахского Совета Алаш Орда, председателем которого на подлинно демократической основе был избран Алихан Букейхан. Совет состоял из 25 членов (комиссаров), из которых 10 мест надлежало предоставить русским и представителям других народов, проживающим на территории,26 провозглашённой ІІ Общеказахским курултаем территорией Алаш. Представительство обеспечивалось тем, что 7 его членов избирались поимённо от семи областей, а остальные – независимо от областей.
Алаш Орда должна была в ближайшее время созвать Учредительное собрание Алаш, на котором предстояло обсудить разработанный правительством проект конституции.27 Как отмечалось выше, проект конституции был разработан еще в 1911 году в С.-Петербурге.
При этом курултай, придерживаясь линии общенациональной автономизации, постановил, что конституция подлежит утверждению Всероссийским учредительным собранием. Вместе с тем, признавая автономный статус Алаш, курултай установил, что территория автономных областей Алаш со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их богатствами, а также недрами земли составляют собственность Алаш,28 что составило бы основу политического и экономического суверенитета (самостоятельности) возрождённого казахского национального государства.
Легитимной основой государственной деятельности в автономии стало императивное указание курултая: «Алаш Орда должна немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казак-киргизским населением»29 и «в месячный срок официально объявить (провозгласить) автономию от имени всех остальных казакских областей».30 Но по объективным причинам в месячный срок автономия не была провозглашена. Причина отсрочки провозглашения состояла в том, что за этот срок было невозможно выяснить мнение о присоединении туркестанских казахов к Алаш, как это указано в протоколе ІІ-го Общеказахского курултая, а также отношение русского крестьянства к ней. Другой веской причиной стал насильственный разгон большевиками Всероссийского учредительного собрания, на созыв которого возлагали надежду как вся революционная демократия России, так и лидеры партии «Алаш». Но политическая неопределённость еще больше обострилась. Хотя учредительное собрание, собравшись 5 января 1918 года на своё первое и последнее заседание, успело принять ряд важных постановлений, главное из них было провозглашение России федеративной демократической республикой. Вот что заявлял А.Н. Букейхан в своих показаниях следователю НКВД в августе 1937 года: «На нас, избранных в Учредительное собрание членов (партии) «Алаш», падала задача добиться объявления автономии Казахстана. Движения за автономию имело место и в других национальных областях. Наша партия «Алаш» блокировалась с другими национальными партиями (Татарстана, Башкирии и др.). Основой этих блоков было совместное требование от Учредительного собрания автономии национальных областей в составе Россиийского […] государства путём договорённости с российскими […] партиями».31

3. Суверенитет Алаш в условиях безвластия в России
Разгон учредительного собрания означал, что 6 января 1918 года Россия лишилась последней легитимной власти. В условиях безвластия в России, Автономия Алаш трансформируется в республику, обладающую всей полнотой государственной власти, то есть суверенитетом, не ограничемнным внешними наднациональными органами власти. И Алаш Орда, уполномоченная курултаем «вести переговоры о блоках (союзах, альянсах) с другими автономными соседями»,32 в течение 1918-1920 годах осуществляла самостоятельную (суверенную) внешнюю политику, ведя переговоры в условиях гражданской войны по вопросам о взаимном признании, военно-политическом союзе и совместной борьбе против советской власти. При этом Алаш Орда в своей внешней политике проявляла как твёрдую, незыблемую позицию в отстаивании национальных интересов Республики Алаш и верность постановлению ІІ Общеказахского курултая, так и достаточную политическую гибкость, готовность к компромиссам. Эта позиция Алаш Орды особенно ярко проявилась при первых внешнеполитических переговорах, причём с Советской властью, которую она не признавала со дня их захвата власти в Петрограде. Но тем не менее с целью защиты, сохранения вновь образованной республики в условиях гражданской войны, Алаш Орда в марте-апреле 1918 года вступила в переговоры с Советской властью, причём по инициативе большевиков. Но, как позднее писал А. Байтурсынулы в своей статье «Революция и киргизы», «переговоры эти были скоро прерваны полным молчанием в ответ на предложенный Алаш Ордой проект условий соглашения».33
В связи со срывом переговоров с Советской властью, Алаш Орда оказалась перед сложной дилеммой – во что бы то ни стало возобновить переговоры с большевиками и вступить с ними в союз, либо найти другого союзника и совместно с ним противостоять Советской власти. Иного пути не было. Такой союзник появился лишь летом 1918 года. 8 июля в Самаре был объявлен Комитет членов Учредительного собрания (КомУч) - первое претендовавшее на статус всероссийского антибольшевистское правительство в период Гражданской войны. 24 июня (11 июня по-старому стилью) Алаш Орда телеграммой официально известила все сохранившиеся областные и уездные казахские комитеты и управы (Уральский, Тургайский, Семипалатинские, Семиреченский областные, Зайсанский, Усть-Каменогорский, Каркаралинский и другие уездные) о том, что с 24 июня 1918 года в гор. Алаш (временный административный центр Республики Алаш. – Авт.), согласно постановлению ІІ Общеказакского съезда, приступила к исполнению своих обязанностей.34 Эту телеграмму следует признать официальным провозглашением Республики Алаш. В телеграмме также сообщалось о том, что Алаш «находится в союзнических отношениях с Сибирской и Башкирской автономиями».
Также следует признать, что телеграфное сообщение в тот период было единственным средством массовой коммуникации, посредством которого могли быть обнародованы официальные сообщения. Поэтому не может не удивить заявления отдельных учёных, как отечественных, так и зарубежных о том, что Автономия Алаш не была официально провозглашена, следовательно она как будто не существовала, функционировало лишь Правительство Алаш Орда.
Тогда возникает естественный вопрос: Чьё же это правительство? Ведь, по логике государственного строительства любое правительство – это высший исполнительный орган суверенного государства. Признав Алаш Орду правительством, следуя элементарной логике, нужно назвать государство, чью функцию и задачи исполняет правительство. А оно было создано в декабре 1917 года ІІ Общеказахским курултаем, которое с точки зрения теории государства и права следует считать не иначе, как учредительным, а принятое им постановление об образовании Казахского государства в форме автономной республики – легитимным. Официальное провозглашение о его образовании, что для отдельных учёных послужило главным критерием существования Государства Алаш, в действительности же является лишь информационным сопровождением, которое не имеет и не может иметь никакой юридической силы. Поскольку оно не содержит и не может содержать новых правовых положений, расширяющих или сужающих правовой статус (смысл) принятого акта, каковым является решение общенационального курултая.
Деятельность Совета Алаш Орда, проходившая в условиях гражданской войны, была в значительной степени нацелена на решение военно-оборонных задач. Элементы самостоятельной государственности наращивались неравномерно. Среди государственных институтов (органов) приоритетным был орган национальной самообороны (безопасности). Высшая законодательная ветвь власти (национальный парламент), для формирования которой потребовалось бы провести всеобщие выборы, что было даже теоретически невозможно в условиях войны. Правовое регулирование осуществлялось частично собственными постановлениями Алаш Орды, частично законами и декларациями свергнутого Временного правительства России. А согласно постановлению Алаш Орды от 24 июня 1918 года было установлено: «Все декреты, изданные Советской властью на территории автономной Алаш, признать недействительными».35 Последующими постановлениями была заложена основа нормативно-правовой базы самой Алашской Республики, установлены чёткие рамки полномочий и функциональных обязанностей центрального Совета Алаш Орда, его областных и уездных отделов, местных органов самоуправления (земств), а также была создана система налогооблажения, учреждены специальный казахский суд и следственная комиссия для разбора дел казахских большевиков, назначены члены суда и следственной комиссии.36 Сбор налогов, установленных общеказахским курултаем от 5-13 декабря 1917 года в г. Оренбурге, а также других налогов, которые могут быть установлены Алаш-Ордой, были возложены на областные советы Алаш Орды.37
Постановлением от 22 октября был учреждён и введён в действие в областях казахский суд. Согласно пункту 5 постановления, Алаш Орда «впредь до издания новых законов признала действующими на территории Автономии Алаш законы и декларации сверженного Временного правительства о свободах совести, слова, печати, собраний, союзов и неприкосновенности личности».38 Эти нормы ярко иллюстрирует тот факт, что Республика Алаш являлась подлинно демократическим государством.
Границы автономии были чётко обозначены перечисленными выше 9-ю областями, одной губернией и казахскими уездами, существовавшими ещё до революции. Но не сформировался единый государственный аппарат, призванный обеспечить дифференцированное управление в различных сферах общественной жизни (производство, культура, здравоохранение и мн. др.). В то же время началось формирование отдельных госорганов. Например, ІІ Общеказахский курултай ещё до Автономии избрал комиссию по образованию и науке из пяти человек во главе с Ахметом Байтурсынулы. Она не входила в структуру Совета Алаш Орды, но на неё были возложены министерские полномочия и предоставлена полная свобода действий. Эта комиссия выполняла функции современного Министерства образования и науки Казахстана. Размер месячной зарплаты членов комиссии определён на уровне зарплаты членов Алаш Орды, 800 рублей, что свидетельствует, что элита «Алаш» делу всеобщего просвещения, образования и науки придавала первостепенное значение. Комиссии вменялось разработка учебных программ национальных школ и вузов, подготовка учебно-методических пособий, учебников, учебных пособий, открытие национальных школ, сузов и вузов.
Даже в условиях войны, всеобщего хаоса и разрухи, Совет Алаш Орда предпринимала необходимые меры по развитию народного хозяйства и национальной экономики в целом. «В Алашорде (гор. Алаш. – Авт.), – сообщала газета “Сибирская жизнь в январе 1919 года, – Семипалатинской области, сорганизовался и открыл свои действия алашский союз развития национальнаго хозяйства и фабрично-заводской промышленности. Цель союза: а) способствование выгоднейшему сбыту предметов скотоводческого хозяйства их производителями, с одной стороны, и получение ими предметов потребления и сельского хозяйства с другой, по возможности из первых источников; б) развитие скотоводческого хозяйства путём улучшения породы скота и культивирования трав; в) развитие фабрично-заводской промышленности и г) производство правильного товаро-обмена и устранения в этом деле посредничества спекулянтов».39
Еще один пример. Постановлением от 24 июня 1918 года в составе Алаш Орды был образован «Военный совет из трёх лиц» с возложением на него функции военного министерства и предоставлением ему открывать областные и уездные военные советы при областных и уездных отделах Алаш-Орды.40 Отметим, что первые боевые части армии Алаш были сформированы, обучены и готовы к защите до образования Военного совета. От этом сообщала газета «Свободная речь»: «18 июня (1918 г.) в полдень в Алаш прибыл вновь сформированный в степи отряд киргизской конницы в 500 человек с офицерами-инструкторами. Отряд был встречен всем населением Алаша, причём представитель земства приветствовал прибывших речью. С киргизами прибыл председатель Совета Алаш-Орды А.Н. Букейханов. Отряд обучен военному искусству и вооружён».41

Обсуждение

В этой статье авторы впервые предприняли попытку рассмотреть историю движения, партии и Автономий Алаш с совершенно иной точки зрения, руководствуясь не какими-то идеологическими установками как прежде, а объективной научной точки зрения, и, наконец, признать Автономную Республику Алаш как историческую основоположницу современного казахского государства, какую оценку она заслуживала изначально.
Президент Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Независимость превыше всего» уже дал предварительную высокую политическую оценку деятелям Алаш. Но еще предстоит дать уже официальную политическую и историческую оценку движению, партии и Автономной Республики Алаш, как основоположнице современного казахского государства.

Заключение: Алаш – суверенное государство де-факто и де-юре

Таким образом, признаки, характерные для состоявшегося государства, в Республике Алаш были представлены в начальной стадии (форме), имеющей потенциал для трансформации в полноценное суверенное государство. Алаш Орда в качестве правительства, т.е. высшей исполнительной ветви государственной власти, сумела подняться до уровня самостоятельного политического института на территории России наравне с другими самопровозглашёнными всероссийскими (Комуч, Уфимская директория, Временное всероссийское правительство А. Колчака), национальными (Украины, Азербайджана, Башкирии и др.), областными (Сибири) правительствами, не признававшими над собой верховной власти. Тем самым она являлась носителем суверенитета независимого Казахского государства.
По стечению исторических обстоятельств Республика Алаш как суверенное государство просуществовала исторический миг – чуть более двух лет. Но это не принижает её непреходящую историческую роль и значение. В лице Алаш было восстановлено единое казахское государство и оно начало формироваться в виде автономии, как это отражено в трудах отечественных и зарубежных ученых. Но затем оно быстро переросло в суверенное, самостоятельное государство. Автономный статус не мог утвердиться, так как Россия не состоялась в статусе федерации, способной охватить автономные республики. Этот нюанс зачастую ускользает из поле зрения исследователей, или сознательно игнорируется.
Более того, к концу 1917 года, когда была образована Республика Алаш, на территории России уже отсутствовала единая легитимная государственная власть. Россия сохранилась как страна, но утратила унитарную государственность. Кроме того, что важно особо подчеркнуть, что из новообразованных автономий лишь Алаш предполагала в обозримом будущем отделиться от России в независимое национальное государство. Об этом свидетельствует статья, опубликованная в период гражданской войны, в которой А.Н. Букейхан высказался предельно открыто: «Если выстоим, впереди нас ждёт величайший праздник. Если не сейчас, то в недалёком будущем сын Алаш создаст суверенное независимое государство».42
Поэтому следует однозначно признать, что лидеры «Алаш» ставили своей целью сперва создать автономию в составе будущей Российской демократической федеративной республики, но по воле политических обстоятельств, де-факто вышли за пределы идеи автономии и занимались формированием основ суверенного казахского национального государства. Была определена территория её юрисдикции и административная власть на местах, взымались налоги, издавались правовые акты. Как верно отметил исследователь истории Алаш К. Кудайбергенов, «Автономия Алаш имела определённый суверенитет, который в новых изменяющихся условиях в регионе находился в состоянии постоянной трансформации».43
В заключение следует ещё раз отметить, что все атрибуты суверенного государства в Республике Алаш были представлены в начальной стадии становления. Но они составляли основу, на базе которой при более благоприятных условиях могло быть построено величественное здание первого светского и подлинно демократического государства Великой степи.

Финансирование

Научная статья подготовлена в рамках реализации проекта AP08855676 «Новейшая интерпретация участия казахов в Первой мировой войне в 1916-1917 годах: художественно-документальные произведения, исторические документы, архивные материалы», по грантовому финансированию МОН РК фундаментальных и прикладных научных исследований по научным проектам на 2020-2022 годы.

Е. Нұрпейісов, заң ғылымдарының кандидаты, доцент, Қазақстан Республикасы Парламенті Сенатының бұрынғы депутаты; С. Жүсіп, PhD, Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті «Алаш» ғылыми зерттеу институтының директоры (Нұр-Сұлтан, Қазақстан): Алаш Республикасы: Де-юре және де-факто.
Бұл мақалада мемлекет және құқық теориясы тұрғысынан қарағанда, келешек Ресей федеративтік республикасының құрамында автономия ретінде құрылған Алаш республикасының қалыптасқан ахуалға байланысты еріксіз егеменді, дербес мемлекетке айналған тарихы қарастырылады. Ресей автономиялық мемлекеттерді қамти алатындай федерация ретінде қалыптаса алмауы себепті Алаштың автономия мәртебесі де тұрақталмады. Бұл тарихы факты осы уақытқа дейін зерттеушілердің назарынан тыс қалып келді, немесе саналы түрде еленбеді. Алаш автономиясы басқару түрі бойынша республика болды. Алашта республикаға тән жоғарғы мемлекеттік өкілетті, атқарушы және соттан бастап жергілікті өзін-өзі басқаруға (земствоға) дейінгі мемлекеттік биліктің барлық тармағының түгел сайлануы сынды белгілері болады. Осылайша Алаш республикасы саяси маңызы жағынан Париж Коммунасы жүзеге асырған жаңа мемлекет құрылысы сынды түбегейлі реформаларға пара-пар Қазақстанда түпкілікті өзгерістер жасады.
Түйінді сөздер: Жалпықазақ құрылтайы, Алаш автономиясы, федерация, трансформация, республика, Париж коммунасы, егемендік, тәуелсіздік, Алаш Орда, Кеңес өкіметі.

E.K. Nurpeyisov, Candidate of Law, Associate Professor, former deputy of the Senate of the Parliament of the Republic of Kazakhstan; S.A. Zhussip, PhD, Director of the “Alash” research institute L.N. Gumilyov Eurasian National University: “The Republic of Alash: De jure and De facto”.
Based on the theory of state and law, the Republic of Alash, created in the status of autonomy as part of the supposed Russian Federal Republic, by the will of circumstances grew into a sovereign, independent state. Its status of autonomy could not be established, since Russia did not take place in the status of a federation capable of embracing autonomous republics. This nuance has so far escaped the attention of researchers. The autonomy of Alash in the form of government was a Republic, the characteristic features of which are the electability of all branches of state power from the highest representative, executive and judicial to local self-government (zemstvo). Thus, the Republic of Alash has made a revolutionary transformation in Kazakhstan, comparable in its political significance to the radical reforms for the construction of a new state carried out by the Paris Commune.
Keywords: All-Kazakh Kurultai, Alash autonomy, federation, transformation, republic, Paris Commune, sovereignty, independence, Alash Horde, Soviet power.

Список литературы:
1. Алаш-Орда: Сборник документов / Сост. Н. Мартыненко. Алматы: Малое издательство «Айқап». 1992.
2. Байтурсунов А. Революция и киргизы // Жизнь национальностей. 1919.03.08. № 29. С. 3.
3. Бөкейханов Әлихан. Мен кадет партиясынан неге шықтым? // Қазақ (Оренбург). 1917. 23.12. № 256. С. 1.
4. Бөкейхан Ә.Н. (1866–1937). Шығармаларының 9 томдық толық жинағы. = Полное собрание сочинений в 9 томах. Астана: «Сарыарқа» БҮ. Т. VI. 2013. – C. 419.
5. Бөкейхан Ә. Шығармалары – Сочинения / Әлихан Бөкейхан. Толықт. екінші бас. Астана: «Алашорда» Қоғамдық қоры. Т. VIII. 2018. – С. 241-242.
6. Букейханов А., Дулатов М., Кадырбаев С. ... Казахам, свободным гражданам обновляемой России! Минск. 16.03.1917 г. // Бюллетень Семипалатинского областного исполнительного комитета (Семипалатинск). 1917. № 11. С. 3.
7. Зиманов С.З., Даулетова С.О., Исмагулов Ш. Казахский отдел народного комиссариата по делам национальностей РСФСР. Алма-Ата, 1975.
8. Киргизы в заботах о национальным развитии // Сибирская жизнь. 1919.17.01. С. 3.
9. Кудайбергенов К.Ч. Эпистолярные источники по истории «Алаш» (документы из фондов Государственного архива Томской области РФ о военной переписке и корреспонденции Автономии Алаш). Издание первое. Алматы, 2018.
10. Қыр баласы. Түркістан // «Қазақ». 1917. 22 апреля. № 226. С. 1.
11. Қыр баласы. Жалпы Сібір сиезі // Қазақ. 1917. 21.11. № 251. С. 1.
12. Прибытие киргизского отряда // Свободная речь (Семипалатинск). 1918. 21 июня. № 164. С. 4.
13. Сталин И. Об очередной задаче Советской власти // В кн.: История советской конституции в декретах и постановлениях Советского правительства. 1917-1936. М., 1936.
14. Сырттанұлы Б. Өмірі, шығармашылығы / Құраст.: Е. Тоқтарбай. Нұр-Сұлтан: «Алашорда» Қоғамдық қоры, 2019. – 248 б.
15. ЦА ФСБ РФ. Следственное дело по обвинению Букейханова А.Н. Р-34862. Л. 28.
16. ЦГА РК. Протоколы учредительного съезда Советов Киргизской АССР. Ф. 5. Оп. 1. Д. 21. Лл. 1-289.
17. Society for Central Asian Studies. Kazakhs on Russians Before 1917. A. Bukeykhanov, M. Dulatov, A. Baytursynov, T. Ryskulov. Reprient series № 5. Oxford, 1985.


References (transliterated):

1. Alash-Orda: Sbornik dokumentov / Sost. N. Martynenko. - Almaty: Maloe izdatelstvo «Aikhap». - 1992.
2. Baitursunov A. Revolyuciya i kirgizy // Zhizn nacionalnostei. - 1919.03.08. - №29. - S. 3.
3. Bokeihanov Alihan. Men kadet partiyasynan nege shyktym? // Kazakh. (Orenburg). - 1917. 23.12. - № 256. - S. 1.
4. Bokeihanov A.N. (1866–1937). Shygarmalarynin 9 tomdyk tolyk zhinagy. = Polnoe sobranie sochinenii v 9 tomah. - Astana: «Saryarka» BҮ. T.VI. - 2013. – C. 419.
5. Bokeihanov A. Shygarmalary – Sochineniya / Alihan Bokeihan. Tolykt. ekіnshі bas. - Astana: «Alashorda» Kogamdyk kory. - T.VIII. - 2018. – S. 241-242.
6. Bokeihanov A., Dulatov M., Kadyrbaev S. ... Kazaham, svobodnym grazhdanam obnovlyaemoi Rossii! Minsk. 16.03.1917 g. //Byulleten Semipalatinskogo oblastnogo ispolnitelnogo komiteta (Semipalatinsk). - 1917. - №11. - S.3.
7. Zimanov S.Z., Dauletova S.O., Ismagulov Sh. Kazahski otdel narodnogo komissariata po delam nacionalnostei RSFSR. - Alma-Ata, 1975.
8. Kirgizy v zabotah o nacionalnym razvitii // Sibirskaya zhizn. -1919.17.01. - S. 3.
9. Kudaibergenov K.Ch. Epistolyarnye istochniki po istorii «Alash» (dokumenty iz fondov Gosudarstvennogo arhiva Tomskoi oblasti RF o voennoi perepiske i korrespondencii Avtonomii Alash). Izdanie pervoe. - Almaty, 2018.
10. Kir balasy. Turkіstan // «Kazakh». - 1917. 22 aprelya. - № 226. - S.1.
11. Kir balasy. Zhalpy Sіbіr siezі // Kazakh. - 1917. 21.11. - № 251. - S.1.
12. Pribytie kirgizskogo otryada // Svobodnaya rech (Semipalatinsk). - 1918. 21 iyunya. - № 164. - S.4.
13. Stalin I. Ob ocherednoi zadache Sovetskoi vlasti // V kn.: Istoriya sovetskoi konstitucii v dekretah i postanovleniyah Sovetskogo pravitelstva. 1917-1936. - M., 1936.
14. Syrttanuly B. Оmіrі, shygarmashylygy / Kurast.: E. Toktarbai. Nur-Sultan: «Alashorda» Kogamdyk kory, 2019. – 248.
15. CA FSB RF. Sledstvennoe delo po obvineniyu Bukeihanova A.N. - R-34862. - L. 28.
16. CGA RK. Protokoly uchreditelnogo siezda Sovetov Kirgizskoi ASSR. - F. 5. - Op. 1. - D. 21. - Ll. 1-289.
17. Society for Central Asian Studies. Kazakhs on Russians Before 1917. A. Bukeykhanov, M. Dulatov, A. Baytursynov, T. Ryskulov. Reprient series - № 5. Oxford, 1985.

Учредитель:
АО Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева (Maqsut Narikbayev University).
Партнеры:

Журнал зарегистрирован в Комитете информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство № 7742-Ж.
ISSN: 2307-521X (печатная версия)
ISSN: 2307-5201 (электронная версия)