• Главная
  • Архив
  • № 2 (107), 2025
  • Идрышева С.К. Акты Международного финансового Центра «Астана» и система законодательства Республики Казахстан

Идрышева С.К. Акты Международного финансового Центра «Астана» и система законодательства Республики Казахстан


МРНТИ 10.15.59; 10.23.31

УДК 34.037

DOI: 10.51634/2307-5201_2025_2_35

 

С.К. Идрышева, д.ю.н., Professor Emeritus Высшей школы права Maqsut Narikbayev University (Республика Казахстан, г. Астана), e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.  

Актуальность избранной нами темы обусловлена ее неразработанностью в юридической науке Казахстана и новизной рассматриваемой ситуации. Международный фннансовый центр «Астана» (МФЦА) является особым анклавом на территории столицы Казахстана, где законодательство формируется по законам Англии и Уэльса, причем только на английском языке, который не является ни государственным, ни языком межнационального общения. Однако в последние пять лет в Казахстане многие граждане осуждены за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере оборота криптовалюты по мотиву несоблюдения ими законодательства МФЦА.

Целью исследования является определение вопросов обоснованности привлечения граждан к уголовной ответственности в аспекте соотношения законодательства МФЦА с законодательством Республики Казахстан. Автором выявлено, что поскольку право МФЦА основано на праве Англии и Уэльса, все правовые акты издаются на английском языке, не проходят процедуру обязательного опубликования на государственном и русском языках в установленных государством изданиях. Все нормы о порядке оборота цифровых активов закреплены в правовых актах МФЦА на английском языке; в общедоступных базах законодательства государства они отсутствуют.

Новизна исследования состоит в том, что научные изыскания по теме статьи в Казахстане и зарубежных странах не проводились. В качестве методов исследования применены всеобщий диалектический метод познания, логический метод, формально-юридический. Эмпирический метод использован путем изучения автором более пяти судебных приговоров по уголовным делам по статье 214 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

В результате сделан вывод о том, что согласно Конституции Республики Казахстан и Закону «О правовых актах» нормы, касающиеся прав и обязанностей граждан, а также затрагивающие интересы предпринимателей, должны быть обязательно опубликованы; неопубликованные акты не применяются. В этой связи правовые акты МФЦА, издаваемые на английском языке и публикуемые только на сайте данного анклава, не могут быть использованы органами уголовного преследования и судами для обоснования объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 214 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Ключевые слова: система права государства; Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА); действующее право; уголовная ответственность; язык законодательства; опубликование законов; права и обязанности граждан; интересы предпринимателей; обеспеченные и необеспеченные цифровые активы; анклав.

 

 

Введение

В последние годы правоохранительными органами Республики Казахстан возбуждается достаточно много уголовных дел, связанных с незаконным оборотом необеспеченных цифровых активов и получением доходов в крупных и особо крупных размерах (статья 214 Уголовного Кодекса Республики Казахстан – далее: УК РК). Объективная сторона преступления обосновывается в обвинительных заключениях как незаконное занятие предпринимательской деятельностью без получения соответствующей лицензии путем купли-продажи, обмена необеспеченных цифровых активов без регистрации в Комитете МФЦА. Между тем уполномоченный государственный орган занимается выдачей лицензий в сфере цифровых активов только для занятия майнинговой деятельностью. Деятельность же по обороту криптовалюты (покупка, обмен, продажа) подлежит лицензированию в совершенно другой юрисдикции – специальном подразделении Международного финансового центра «Астана» (МФЦА). Законодательство МФЦА ведется только на английском языке и не публикуется в соответствии с пунктом 4 статьи Конституции РК и Законом «О правовых актах» в официальных государственных изданиях на казахском и русском языках.

Целью работы является определение законности привлечения граждан к уголовной ответственности за деяние, правила совершения которого закреплены актами, не входящими в состав действующего права государства и на официальном языке другого государства.

В этой связи подлежит рассмотрению вопрос о законности вменения в вину гражданам невыполнения ими нормативных процедур, предусмотренных не законами государства, а подзаконными актами анклава, не доступными для основной массы населения государства.

Материалами для исследования по заявленной теме послужили изученные автором акты обвинения и приговоры по уголовным делам, возбужденным по статье 214 УК РК, в рамках дачи заключений в качестве специалиста; нормы Конституции, конституционных законов и иных нормативных правовых актов (далее – НПА) Республики Казахстан и МФЦА.

Материалы и методы 

Данная тема не была предметом исследования в отечественной и зарубежной юридической литературе. Поэтому для достижения цели исследования кроме общедиалектических методов познания избраны специальные юридические методы, основным из которых является формально-юридический метод, позволивший проанализировать смысл и содержание положений НПА. Сравнительно-правовой метод применялся при анализе соответствия норм законодательства Республики Казахстан и законодательства МФЦА. Хронологический метод позволил определить момент начала правового регулирования рассмотренных общественных отношений, динамику правового регулирования. Материалы практики были изучены автором при выполнении научно-правовых исследований в качестве специалиста, привлекаемого в ходе расследования уголовных дел экономической направленности.

Основная часть исследования

Международный финансовый Центр «Астана» (МФЦА) – это в соответствии с одноименным Конституционным законом «территория в пределах города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере» [1]. Статьей 4 данного Закона определено, что право Республики Казахстан применяется в МФЦА только «в части, не урегулированной настоящим Конституционным законом и актами Центра».

В статье 4 Конституции Республики Казахстан регламентировано: «Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Суда и Верховного Суда Республики». Тем самым, законодательство МФЦА не входит в систему действующего права Республики Казахстан.

Данная тема не была предметом исследования в отечественной и зарубежной юридической литературе. Поэтому для достижения цели исследования кроме общедиалектических методов познания избраны специальные юридические методы, основным из которых является формально-юридический метод, позволивший проанализировать смысл и содержание положений НПА. Сравнительно-правовой метод применялся при анализе соответствия норм законодательства Республики Казахстан и законодательства МФЦА. Хронологический метод позволил определить момент начала правового регулирования рассмотренных общественных отношений, динамику правового регулирования. Материалы практики были изучены автором при выполнении научно-правовых исследований в качестве специалиста, привлекаемого в ходе расследования уголовных дел экономической направленности.

Обзор литературы по теме данной статьи будет неуспешным, так как в юридической литературе избранная нами тема не рассматривалась до настоящего времени. Имеются лишь публикации по общим вопросам деятельности МФЦА и отдельно о системе законодательства Республики Казахстан. Из числа последних работ можно назвать статьи Сулейменова М.К. «Система права и система законодательства Казахстана: выбор пути»[2]; «Английское право и правовая система Казахстана» [3], которые посвящены иным общим и специальным вопросам, не относящимся непосредственно к нашей теме. В статье Батырбековой Д.С. [4] рассмотрены совершенно иные аспекты соотношения названных правовых систем: о вопросах возможной рецепции английского права в право Казахстана и о действии права МФЦА в пространстве. Из общетеоретических работ приведем статью Муканова Р.Ж. об эволюции правовой системы Казахстана [5]. Кроме того, о правовой системе Казахстана в прежние годы были защищены ряд диссертаций, но безотносительно к праву МФЦА.

Общеизвестно, что правовое регулирование общественных отношений в любом правовом государстве осуществляется самим государством. Необходимость в правовом регулировании организации и деятельности в сфере цифровых активов появилась в Казахстане, как и во многих иных государствах, в последние несколько лет, поскольку именно в эти годы под воздействием внешних глобализационных процессов и внутренних процессов динамичного развития цифровых технологий сложился и продолжается развиваться такой сегмент цифровых технологий, как цифровые активы. Республика Казахстан принимает меры для упорядочения организации данной сферы, внеся первоначально соответствующие изменения и дополнения в Закон РК «Об информатизации», затем приняв конституционный закон о внесении изменений и дополнений в конституционный закон «О МФЦА», а также приняв специальный закон «О цифровых активах в Республике Казахстан» [6]. На основе и во исполнение названных законов центральным исполнительным органом и соответствующими министерствами были изданы подзаконные акты, уточняющие и дополняющие нормы законодательных актов. В качестве таковых можно назвать утвержденные приказом министра «Перечень видов обеспеченных цифровых активов, признаваемых на территории Республики Казахстан» [7], «Правила оформления решения о выпуске обеспеченных цифровых активов» [8] и др.

Однако о необеспеченных цифровых активах, порядке их оборота в Казахстане нет нормативного правового акта, а имелись только общие положения закона «Об информатизации» о запрете их применения (с 25.06.2020 г. до марта 2023 г.) [9]. Официального сообщения уполномоченного государственного органа (Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан) в общедоступных средствах массовой информации о необходимости регистрации участников оборота цифровых активов в Комитете МФЦА не имелось. Делегирование правомочий по правовому регулированию общественных отношений в рассматриваемой сфере особому анклаву в независимом государстве – МФЦА – с изданием нормативных актов на английском языке и не от имени государства, представляется нарушающим основы конституционных принципов правового и демократического государства.

Обозначим аргументы, подтверждающие наше утверждение.

Во-первых, в соответствии с п. 4 статьи 4 Конституции Республики Казахстан: «Все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование НПА, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения».

Акты МФЦА принимаются не от имени Республики Казахстан и публикуются не на казахском и русском языках, не в установленных Республикой Казахстан для официальной публикации НПА изданиях, а только на веб-сайте МФЦА.

Подпунктом 30) статьи 1 Закона РК «О правовых актах» предусмотрено: официальное опубликование нормативного правового акта – это публикация для всеобщего сведения полного текста НПА на казахском и русском языках в Эталонном контрольном банке НПА РК в электронном виде, в официальных печатных изданиях, а также в периодических печатных изданиях в случаях, предусмотренных настоящим законом [10].

Статья 37 данного Закона уточняет, что официальными печатными изданиями являются Ведомости Парламента РК, Собрание актов Президента и Правительства Республики Казахстан, Вестник Национального Банка РК. «Официальное опубликование законодательных актов осуществляется также периодическими печатными изданиями, получившими такое право на конкурсной основе, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан».

При этом первое официальное опубликование НПА должно быть осуществлено одновременно на государственном и русском языках в течение 30 календарных дней после дня их вступления в силу.

В этой связи делегирование функций по правовому регулированию общественных отношений в сфере цифровых активов анклаву в лице МФЦА представляется применительно к данной теме откровенно нарушающим конституционные права и свободы всех участников гражданских правоотношений в Республике Казахстан.

Законом РК «О разрешениях и уведомлениях» с момента его принятия не было предусмотрено лицензирование деятельности в сфере цифровых активов [11]. Впервые дополнение об обязательном лицензировании в сфере деятельности с цифровыми активами, и только для майнинговой деятельности было, внесено лишь Законом РК от 6 февраля 2023 года (подпункт 27 статьи 28; введен в действие с 1 апреля 2023 года) [12].

Следовательно, в вину гражданам не могло быть вменено занятие предпринимательской деятельностью в сфере оборота криптовалюты без лицензии вплоть по 10.03.2023 г., тогда как уголовные дела стали возбуждаться и направляться в суд за деяния, совершаемые еще с 2017 года.

Следующий аргумент в поддержку нашей позиции: пунктом 3 статьи 33-1 Закона РК «Об информатизации» было предусмотрено: «3. Выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов на территории Республики Казахстан запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан».

Однако со дня введения в действие Закона «Об информатизации» и до апреля 2023 года ни в одном законе Республики Казахстане не было норм (даже бланкетных) о регулировании порядка разрешения выпуска и оборота необеспеченных цифровых активов. По умолчанию в границах МФЦА применялись нормы подзаконного акта, т.е. Правил МФЦА № FR0002 2017 г. с изменениями от 26 октября 2021 г., но оно было опубликовано только в недоступной для основной массы населения системе МФЦА и только на английском языке [13].

Как отмечено выше, уголовные дела по статье 214 УК РК начали возбуждаться за деяния, совершенные гражданами в отношении криптовалюты, с 2017 года [14; 15]. Но при этом в Казахстане не было ни одного НПА, регламентирующего законный порядок создания и оборота криптовалюты. С каждым годом количество возбужденных уголовных дел и осужденных лиц увеличивается. Так, только за первое полугодие 2024 года по статье 214 УК РК было возбуждено 12 уголовных дел [16; 17].

Лишь Конституционным законом РК от 30 декабря 2022 года конституционный закон «О МФЦА» был дополнен статьей 4-1 следующего содержания:

«Статья 4-1. Особый режим регулирования в сфере цифровых активов

1. Понятие и виды цифровых активов, а также порядок и условия выпуска (за исключением цифрового майнинга), размещения, обращения, хранения цифровых активов в Центре определяются актами Центра.

2. Требования к биржам цифровых активов и порядок их лицензирования в Центре определяются актами Центра» и т.д. [18]

Буквальный, т.е. формально-юридический анализ норм данной статьи четко показывает, что они регулируют в основном только деятельность самой криптобиржи (п.2 и 3), но не участников криптобиржи, не порядок их регистрации, получения лицензии и т.п. В данной статье сказано, что порядок и условия выпуска, размещения, обращения, хранения цифровых активов в Центре определяются актами Центра, т.е. это бланкетная норма, отсылающая к иным подзаконным актам Центра МФЦА. Хотя п.3 статьи 33-1 Закона РК «Об информатизации» было установлено требование издания таких норм на уровне законодательного акта Республики Казахстан. Акты же МФЦА издаются на английском языке, которым не обязаны владеть все участники предпринимательской деятельности; они не являются законодательными актами и не принимаются от имени Республики Казахстан.

 

Результаты и выводы

Тем самым, до настоящего времени в Республике Казахстан отсутствует законодательный акт, либо нормы какого-либо законодательного акта, регулирующие законный/легальный порядок совершения обменных операций (оборота) с криптовалютой. Деятельность цифровой платформы (криптобиржи) законодательным актом Республики Казахстан не предусмотрена, отсылочной нормы о необходимости регистрации и лицензирования в Комитете МФЦА не было в законах Республики Казахстан. Лицензирование данного вида деятельности уполномоченным госорганом также не было предусмотрено. Издававшиеся с 2018 г. акты МФЦА относительно операций с криптовалютой не были доступны основной массе населения, т.к. были написаны только на английском языке и не являются законами Республики Казахстан, не размещены в общедоступных средствах массовой информации на государственном и русском языках.

На основании пункта 6 статьи 19 Закона РК «О правовых актах» даже проекты НПА, которые затрагивают интересы субъектов частного предпринимательства, подлежат обязательному размещению в средствах массовой информации, в том числе на интернет-ресурсах до их рассмотрения Национальной палатой предпринимателей РК и экспертным советом. Данные процедуры являются обязательными (п.7 данной статьи). Аналогичное требование применяется к НПА, касающимся прав и обязанностей граждан (п.4 статьи 4 Конституции РК, статья 37 Закона РК «О правовых актах»).

В соответствии с п.2 статьи 37 Закона РК «О правовых актах» целостность системы законодательства Республики Казахстан обеспечивается посредством:

«1) соблюдения порядка принятия нормативных правовых актов, внесения в них изменений и дополнений, установленных Конституцией Республики Казахстан, законодательными и иными нормативными правовыми актами;

2) соблюдения иерархии нормативных правовых актов, закрепленной Конституцией Республики Казахстан и настоящим Законом;

3) официального опубликования нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан».

В этой связи мы считаем необходимым уточнить позицию Батырбековой Д.С. о действии права МФЦА по территории и по кругу лиц: право МФЦА «Астана», регулирующее права и обязанности граждан и интересы предпринимателей, может применяться только к субъектам, зарегистрированным в МФЦА, и только в случае опубликования правовых актов в установленных государством официальных источниках публикации на казахском и русском языках.

Закон «О цифровых активах» в статье 2 регламентирует, что законодательство Республики Казахстан о цифровых активах, помимо данного Закона, основано на Конституции, конституционном законе о МФЦА «Астана», и иных НПА РК [6]. Но, как отмечено нами выше, в конституционном законе об МФЦА имеются только бланкетные нормы, отсылающие к праву МФЦА.

Нормы о запрете выпуска и оборота необеспеченных цифровых активов и деятельности криптобирж ныне перенесены из Закона «Об информатизации» в статью 11 Закона «О цифровых активах». Такая деятельность разрешена только на территории МФЦА (п.5 статьи 11).

Для сравнения следует отметить, что уже более 20 лет успешно действует Дубайский международный финансовый центр (DIFC), однако рассматриваемые нами проблемы в Объединенных Арабских Эмиратах не возникают. Связано это с тем, что официальным языком ОАЭ является арабский, но вместе с тем в сфере бизнеса, деловой переписки широко используется и английский язык, имеющий статус языка межнационального общения (по аналогии с нормой статьи 7 Конституции РК о статусе русского языка). Поэтому правовое регулирование общественных отношений в DIFC основано на английском праве и логично ведется на английском языке, доступном основной массе населения, особенно предпринимателям.

Кроме того, основными видами НПА DIFC являются законы, а подзаконные акты принимаются для конкретизации законодательных актов, как и в Казахстане, в отличие от МФЦА [19; 20].

 

Заключение

Рассмотрев проблемные вопросы о привлечении к уголовной ответственности граждан за несоблюдение порядка оборота необеспеченных цифровых активов (криптовалюты), предусмотренного правом не Республики Казахстан, а анклава в виде МФЦ «Астана», полагаем для устранения выявленных пробелов и коллизий законодательства необходимыми следующие меры:

- внести в Закон Республики «О цифровых активах» и в конституционный закон «О МФЦА» дополнения о правовом регулировании оборота криптовалюты и о порядке регистрации в МФЦА на казахском и русском языках;

- уточнить в Законе «О цифровых активах» различие между обеспеченными и необеспеченными цифровыми активами,

- либо внести в Конституционный Закон «О МФЦА» дополнения о необходимости издания правовых актов, затрагивающих права и обязанности граждан, интересы предпринимателей - на государственном и русском языках в официальных источниках опубликования, предусмотренных Законом РК «О правовых актах».

Полагаем, что предложенные нами меры повлекут снижение правонарушений в сфере оборота криптовалюты в Казахстане; информированность населения о правилах легальной деятельности в сфере оборота необеспеченных цифровых активов будет способствовать закреплению их прав, знанию обязанностей и в целом позволит повысить уровень правопорядка в государстве.

 

 

Идрышева С.К. Ресей Федерациясының з.ғ.д., Қазақстан Республикасының з.ғ.к.; PhD; доцент, Құқық Жоғары мектебінің Professor Emeritus, Maqsut Narikbayev University жеке құқық департаменті (Астана қ., Қазақстан Республикасы): «Астана» халықаралық қаржы орталығының актілері және Қазақстан Республикасының заңнамалық жүйесі.

Біз таңдаған тақырыптың өзектілігі оның Қазақстанның заң ғылымында зерттелмегендігімен және қарастырылып отырған жағдайдың жаңалығымен түсіндіріледі. Астана халықаралық қаржы орталығы (АХҚО) Қазақстан астанасындағы ерекше анклав болып табылады, онда заңнама Англия мен Уэльс заңдары бойынша, тек ағылшын тілінде ғана қалыптасады, бұл мемлекеттік тіл де, ұлтаралық қатынас тілі де емес. Дегенмен, соңғы бес жылда Қазақстанда көптеген азаматтар АХҚО заңнамасын сақтамағаны үшін криптовалюта айналымы саласындағы заңсыз кәсіпкерлік қызметі үшін сотталған.

Зерттеудің мақсаты – АХҚО заңнамасы мен Қазақстан Республикасы заңнамасының өзара арақатынасын саралау нәтижесінде азаматтарды қылмыстық жауапкершілікке тартудың негізділігі мәселелерін анықтау. Автор АХҚО заңнамасы Англия мен Уэльс заңдарына негізделгендіктен, барлық нормативтік-құқықтық актілер ағылшын тілінде жарияланатынын және мемлекет белгілеген басылымдарда мемлекеттік және орыс тілдерінде міндетті түрде жариялану рәсімінен өтпейтінін анықтады. Цифрлық активтердің айналыс тәртібі туралы барлық нормативтік құқықтық актілер АХҚО құқықтық актілерінде ағылшын тілінде бекітілген; олар мемлекеттік заңнаманың жалпыға қолжетімді дерекқорларына енгізілмеген.

Зерттеудің жаңалығы мақала тақырыбы бойынша Қазақстанда немесе шет елдерде ғылыми зерттеулер әлі жүргізілмегендігінде.

Зерттеу әдістері ретінде жалпы диалектикалық әдісі, логикалық әдіс, формальды құқықтық әдіс қолданылды. Эмпирикалық әдісті автор Қазақстан Республикасы Қылмыстық кодексінің 214-бабында көзделген қылмыстық істер бойынша 5-тен астам айыптау актілерін зерттей отырып пайдаланды.

Зерттеу нәтижесінде Қазақстан Республикасының Конституциясына және «Құқықтық актілер туралы» Заңға сәйкес азаматтардың құқықтары мен міндеттеріне қатысты, сондай-ақ кәсіпкерлердің мүдделерін қозғайтын нормалар жүзеге асырылуы үшін міндетті түрде жариялануы тиіс деп бекітілген; жарияланбаған актілер қолданылмайды. Осыған байланысты, АХҚО-ның ағылшын тілінде шығарылған және осы анклавтың сайтында ғана жарияланған құқықтық актілерін қылмыстық қудалау органдары мен соттар Қазақстан Республикасының Қылмыстық кодексінің 214-бабында көзделген қылмыстың объективтік жағын негіздеу үшін пайдалана алмайды.

Түйін сөздер: мемлекеттік құқық жүйесі; Астана халықаралық қаржы орталығы (АХҚО); қолданыстағы заң; қылмыстық жауапкершілік; заңнама тілі; заңдарды жариялау; азаматтардың құқықтары мен міндеттері; кәсіпкерлердің мүдделері; қорғалған және қамтамасыз етілмеген цифрлық активтер; анклав.

 

Idrysheva S.K. Doctor of Law of the Russian Federation, Candidate of Law of the Republic of Kazakhstan; PhD; Associate Professor, Professor Emeritus of the Higher School of Law, Department of Private Law, Maqsut Narikbayev University (Astana с., Republic of Kazakhstan): Acts of the International Financial Center "Astana" and the legislative system of the Republic of Kazakhstan.

The relevance of the topic we have chosen is due to its lack of development in the legal science of Kazakhstan and the novelty of the situation under consideration. The Astana International Financial Center (AIFC) is a special enclave in the capital of Kazakhstan, where legislation is formed according to the laws of England and Wales, and only in English, which is neither the state nor the language of interethnic communication. However, over the past five years, many citizens in Kazakhstan have been convicted of illegal entrepreneurial activity in the field of cryptocurrency turnover due to their failure to comply with the AIFC legislation. The purpose of the study is to determine the issues of the validity of bringing citizens to criminal liability in the aspect of the relationship between the AIFC legislation and the legislation of the Republic of Kazakhstan. The author found that since the AIFC law is based on the law of England and Wales, all legal acts are published in English and do not undergo the procedure of mandatory publication in the state and Russian languages ​​​​in the publications established by the state. All rules on the procedure for the circulation of digital assets are enshrined in the legal acts of the AIFC in English; they are not available in publicly available databases of state legislation.

The novelty of the study is that scientific research on the topic of the article has not been conducted in Kazakhstan or foreign countries.

The general dialectical method of cognition, logical method, formal legal method were used as research methods. The empirical method was used by the author through the study of more than 5 Acts of indictment in criminal cases under Article 214 of the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan.

As a result, it was concluded that, according to the Constitution of the Republic of Kazakhstan and the Law "On Legal Acts", the norms concerning the rights and obligations of citizens, as well as affecting the interests of entrepreneurs, must be published; unpublished acts are not applied. In this regard, the legal acts of the AIFC, published in English and published only on the website of this enclave, cannot be used by criminal prosecution bodies and courts to substantiate the objective side of the crime provided for in Article 214 of the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan.

Key words: state legal system; Astana International Financial Center (AIFC); current law; criminal liability; language of legislation; publication of laws; rights and obligations of citizens; interests of entrepreneurs; secured and unsecured digital assets; enclave.

 

 

 

Список литературы.

 

  1. 1.О Международном финансовом центре «Астана». Конституционный закон Республики Казахстан от 7 декабря 2015 года № 438-V ЗРК. URL:  https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000438 (20.09.2024).
  2. 2. Сулейменов М.К. Система права и система законодательства Казахстана: выбор пути. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31102841 (20.09.2024).
  3. 3. Сулейменов М.К. Английское право и правовая система Казахстана. Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2015. № 5 (41). С. 169-175.
  4. 4. Батырбекова Д.С. Действующее право Международного финансового центра «Астана» и его взаимодействие с действующим правом Республики Казахстан. // Право и государство, № 4 (93), 2021. С. 6-24.
  5. 5. Муканов Р.Ж. Эволюция правовой системы Республики Казахстан как основы социально-правового контроля над преступностью. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-pravovoy-sistemy-respubliki-kazahstan-kak-osnovy-sotsialno-pravovogo-kontrolya-nad-prestupnostyu (30.09.2024).
  6. 6. О цифровых активах в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан от 6 февраля 2023 года № 193-VII ЗРК. URL:  https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2300000193 (дата обращения 23.09.2024) - электронный ресурс
  7. 7. Приказ и.о. Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 31 марта 2023 года № 124/НҚ «Об утверждении Перечня видов обеспеченных цифровых активов, признаваемых на территории Республики Казахстан». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300032245 (25.10.2024).
  8. 8. Приказ и.о. Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 26 апреля 2023 года № 78/НҚ «Об утверждении Правил оформления решения о выпуске обеспеченных цифровых активов». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300032392 (25.10.2024).
  9. 9. Об информатизации. Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-V ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000418#z68 (25.10.2024).
  10. 10. О правовых актах. Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000480 (25.10.2024).
  11. 11. О разрешениях и уведомлениях. Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000202 (30.10.2024).
  12. 12. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам цифровых активов и информатизации. Закон Республики Казахстан от 6 февраля 2023 года № 194-VII ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2300000194. (30.11. 2024).
  13. 13. AIFC AUTHORISED MARKET INSTITUTION RULES (AMI). AIFC RULES NO. FR0002 OF 2017 (with amendments as of 9 December 2023, which commence on 1 January 2024). URL: https://expatcentre.aifc.kz/files/legals/617/file/ami_v8_fr0002_01.01.2024-sto_gk_as.pdf (25.11. 2024).
  14. 14. Судом осуждены за незаконную предпринимательскую деятельность с извлечением дохода в особо крупном размере. https://astana.sud.kz/rus/news/sudom-osuzhdeny-za-nezakonnuyu-predprinimatelskuyu-deyatelnost-s-izvlecheniem-dohoda-v-osobo; (25.11.2024).
  15. 15. Размер ответственности зависит от степени общественной опасности конкретного правонарушения КС разъяснил норму УК. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/ksrk/press/news/details/629961?lang=ru; (22.12.2024).
  16. 16. Пробелы в законодательстве отправляют казахстанских криптобизнесменов за решетку. URL: https://newtimes.kz/eksklyuziv/195604-probely-v-zakonodatelstve-otpravliaiut-kazakhstanskikh-kriptobiznesmenov-za-reshetku. (22.12. 2024).
  17. 17. В тюрьму или на биржу: можно ли законно торговать криптовалютой в Казахстане? URL: https://inbusiness.kz/ru/news/v-tyurmu-ili-na-birzhu-mozhno-li-zakonno-torgovat-kriptovalyutoj-v-kazahstane#:~:text=%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BF%D1%80 (25.12.2024).
  18. 18. О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан. Конституционный закон Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 176-VII ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2200000176. (25.10.2024).
  19. 19. By Amer Al Jabri. A Critical Analysis of the Role of Dubai International Financial Centre in Making Dubai a Regional Financial Centre. URL: https://bspace.buid.ac.ae/buid_server/api/core/bitstreams/ae3ae90b-d1ef-4fd0-b8ab-c1c6a2750aae/content (25.12.2024).
  20. 20. P.M. Mishra. Exploring the Regulatory Framework of DIFC Dubai: A Gateway to Financial Independence in Dubai. URL: https://www.linkedin.com/pulse/exploring-regulatory-framework-difc-dubai-gateway-financial-1n7ee. (25.12.2024).

 

 

 

References

1. O Mezhdunarodnom finansovom centre "Astana". Konstitucionnyj zakon Respubliki Kazahstan ot 7 dekabrja 2015 goda № 438-V ZRK. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000438 (20.09.2024).

2. Sulejmenov M.K. Sistema prava i sistema zakonodatel'stva Kazahstana: vybor puti. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31102841 (20.09.2024).

3. Sulejmenov M.K. Anglijskoe pravo i pravovaja sistema Kazahstana. Vestnik Instituta zakonodatel'stva i pravovoj informacii Respubliki Kazahstan. 2015. № 5 (41). S. 169-175.

4. Batyrbekova D.S. Dejstvujushhee pravo Mezhdunarodnogo finansovogo centra «Astana» i ego vzaimodejstvie s dejstvujushhim pravom Respubliki Kazahstan. // Pravo i gosudarstvo, № 4 (93), 2021. S. 6-24.

5. Mukanov R.Zh. Jevoljucija pravovoj sistemy Respubliki Kazahstan kak osnovy social'no-pravovogo kontrolja nad prestupnost'ju. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-pravovoy-sistemy-respubliki-kazahstan-kak-osnovy-sotsialno-pravovogo-kontrolya-nad-prestupnostyu (30.09.2024).

6. O cifrovyh aktivah v Respublike Kazahstan. Zakon Respubliki Kazahstan ot 6 fevralja 2023 goda № 193-VII ZRK. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2300000193 (data obrashhenija 23.09.2024) - jelektronnyj resurs

7. Prikaz i.o. Ministra cifrovogo razvitija, innovacij i ajerokosmicheskoj promyshlennosti Respubliki Kazahstan ot 31 marta 2023 goda № 124/NҚ «Ob utverzhdenii Perechnja vidov obespechennyh cifrovyh aktivov, priznavaemyh na territorii Respubliki Kazahstan». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300032245 (25.10.2024).

8. Prikaz i.o. Ministra cifrovogo razvitija, innovacij i ajerokosmicheskoj promyshlennosti Respubliki Kazahstan ot 26 aprelja 2023 goda № 78/NҚ «Ob utverzhdenii Pravil oformlenija reshenija o vypuske obespechennyh cifrovyh aktivov». https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300032392 (data otkrytija 25.10.2024)

9. Ob informatizacii. Zakon Respubliki Kazahstan ot 24 nojabrja 2015 goda № 418-V ZRK. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000418#z68 (25.10.2024).

10. O pravovyh aktah. Zakon Respubliki Kazahstan ot 6 aprelja 2016 goda № 480-V ZRK. URL:  https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000480 (25.10.2024).

11. O razreshenijah i uvedomlenijah. Zakon Respubliki Kazahstan ot 16 maja 2014 goda № 202-V ZRK. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000202 (30.10.2024).

12. O vnesenii izmenenij i dopolnenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Respubliki Kazahstan po voprosam cifrovyh aktivov i informatizacii. Zakon Respubliki Kazahstan ot 6 fevralja 2023 goda № 194-VII ZRK. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2300000194. (30.11. 2024).

13. AIFC AUTHORISED MARKET INSTITUTION RULES (AMI). AIFC RULES NO. FR0002 OF 2017 (with amendments as of 9 December 2023, which commence on 1 January 2024). URL: https://expatcentre.aifc.kz/files/legals/617/file/ami_v8_fr0002_01.01.2024-sto_gk_as.pdf (25.11. 2024).

14. Sudom osuzhdeny za nezakonnuju predprinimatel'skuju dejatel'nost' s izvlecheniem dohoda v osobo krupnom razmere. URL: https://astana.sud.kz/rus/news/sudom-osuzhdeny-za-nezakonnuyu-predprinimatelskuyu-deyatelnost-s-izvlecheniem-dohoda-v-osobo. (25.11.2024).

15. Razmer otvetstvennosti zavisit ot stepeni obshhestvennoj opasnosti konkretnogo pravonarushenija - KS raz#jasnil normu UK. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/ksrk/press/news/details/629961?lang=ru. (22.12.2024).

16. Probely v zakonodatel'stve otpravljajut kazahstanskih kriptobiznesmenov za reshetku. https://newtimes.kz/eksklyuziv/195604-probely-v-zakonodatelstve-otpravliaiut-kazakhstanskikh-kriptobiznesmenov-za-reshetku. (22.12. 2024).

17. V tjur'mu ili na birzhu: mozhno li zakonno torgovat' kriptovaljutoj v Kazahstane? https://inbusiness.kz/ru/news/v-tyurmu-ili-na-birzhu-mozhno-li-zakonno-torgovat-kriptovalyutoj-v-kazahstane#:~:text=%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BF%D1%80 (25.12.2024).

18. O vnesenii izmenenij i dopolnenij v nekotorye konstitucionnye zakony Respubliki Kazahstan. Konstitucionnyj zakon Respubliki Kazahstan ot 30 dekabrja 2022 goda № 176-VII ZRK. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2200000176. (25.10.2024).

19. By Amer Al Jabri. A Critical Analysis of the Role of Dubai International Financial Centre in Making Dubai a Regional Financial Centre. URL: https://bspace.buid.ac.ae/buid_server/api/core/bitstreams/ae3ae90b-d1ef-4fd0-b8ab-c1c6a2750aae/content. (25.12.2024).

20. P.M. Mishra. Exploring the Regulatory Framework of DIFC Dubai: A Gateway to Financial Independence in Dubai. URL: https://www.linkedin.com/pulse/exploring-regulatory-framework-difc-dubai-gateway-financial-1n7ee. (25.12.2024).

 

 

 

Учредитель:
АО Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева (Maqsut Narikbayev University).
Партнеры:

Журнал зарегистрирован в Комитете информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство № 7742-Ж.
ISSN: 2307-521X (печатная версия)
ISSN: 2307-5201 (электронная версия)